Репутация дороже выгоды. Выйдет ли Зеленский из своей ситуационной комнаты

Голоса избирателей стоят дороже мониторов и серверов, не говоря уже о мебели

Фото: Национальный Банк Новостей
Фото: Национальный Банк Новостей
Related video

На минувшей неделе произошел очередной скандал: из сверхсекретной ситуационной комнаты в Администрации президента исчезли не только сервера и мониторы, но и стулья. Хотя стулья вроде бы уже нашлись — в офисе партии "Солидарность" Петра Порошенко.

Как уверяют у бывшего гаранта, Порошенко арендовал технику и, выезжая из АП, вернул все законному владельцу. Впрочем, все равно ГБР начало расследование и разбирается, что, чье и куда пропало.

Кто бы не оказался в итоге прав, осадочек уже остался. Во-первых, от того, что нам врут. То ли врали в 2015-м, когда рассказывали, как по крупицам собирали по госорганам ненужную технику и стаскивали ее в АП, чтобы наладить защищенную связь с миром, не затратив ни копейки бюджетных средств. То ли врут сейчас. Хотя зачем в 2015 году команде Порошенко было врать?

Но обиднее другое: пока для наших элит win-win-стратегии — это нечто за гранью реальности. Даже если поверить, что технику для связи с фронтом и мировыми лидерами президент страны арендовал как физлицо, равно как и стулья для своей администрации (кстати, мне одному за этой фразой слышится незабвенное "я просто поддерживал этих страусов"?), доходов Порошенко вполне бы хватило на безболезненную оплату пары дополнительных месяцев аренды.

Чтобы не оставить преемника без связи в воюющей стране и дать ему возможность договориться с гипотетическими арендодателями. Да и для самого Петра Алексеевича желание "обнести" АП сложно назвать выгодным — очевидно же было, что все закончится скандалом и что из-за этого партия Порошенко на выборах недосчитается очередных пару процентов голосов. А эти голоса стоят куда дороже мониторов и серверов, не говоря уже о мебели.

Странно, что Порошенко, опытный бизнесмен, не понимал, что репутация дороже краткосрочной выгоды и иногда "потерять" означает "приобрести". Хотя думаю, что умом понимал. Но сработал рефлекс, привычка жить сегодняшним днем. Просто потому, что никто не знает, что будет завтра. Поэтому нельзя упускать даже мизерные деньги.

Впрочем, так привыкли жить и все остальные. От олигарха, выжимающего все до последней капли из построенных еще в СССР активов, до предпринимателя, смутно осознающего, что такое долгосрочная стратегия развития.

Чтобы преодолеть тяготеющее по сей день над Украиной проклятие безвременья 1990-х, нужно выстраивать сильные институции, механизмы управления страной, не зависящие от конкретных людей и их краткосрочных интересов.

У Зеленского возможности для этого есть. Есть свежий взгляд на происходящее во власти, не замыленный годами просиживания в чиновничьих кабинетах. Есть команда талантливых экономистов и политологов, которые могут подсказать, как институции строить. Было бы желание.

Желание спустя пять лет выйти из ситуационной комнаты в Администрации президента точно в таком же виде, в котором он туда зашел. Без налипшей к рукам политической мишуры.