Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Как рекламировать свои вузы - берём пример с Китая

В чём разница между крысой и хомяком? Всё дело в пиаре. Украинские университеты даже не пытаются создать себе доброе имя за рубежом
000

Если вы просмотрите все международные рейтинги, связанные с образованием, то увидите, что учебные заведения Восточной Европы практически нигде не представлены. В топ-200 рейтинга вузов The Times (ежегодный рейтинг Times Higher QS World University Rankings, издаваемый компанией QS, – один из наиболее авторитетных в мире. – Фокус) их можно сосчитать на пальцах одной руки. А украинских вузов нет и подавно. Я родом из России и знаю ещё с советских времён, что наше образование если не превосходит в некоторых специальностях западное, то, по крайней мере, ему не уступает.

 В мире десятки тысяч университетов, и попасть в топ-500 – это не так уж плохо 

В этом году мы пошли на то, чего никогда не делали: разослали в университеты Восточной Европы приглашения на участие в рейтинге. Даже устроили учебные сессии по телефону или в личном режиме для тех, кто проявил интерес. Но ни один из четырёх приглашённых украинских университетов так и не подал заявку. В одних случаях это было связано с внутренней бюрократизацией вуза, в других – с отсутствием интереса к самому проекту. Но я надеюсь, что в ближайшие пару лет ситуация изменится. Во всяком случае, мы пытаемся достучаться до ректоров вузов и Минобразования, в чём нам помогает компания СКМ, разъясняя академическому сообществу Украины полезность подобных рейтингов.

Один из самых сложных параметров рейтинга для украинских вузов – индекс цитирования. При его оценке учитываются ссылки на научные работы украинских профессоров. Единственное условие – эти работы и ссылки на них должны быть на английском языке, поскольку международные эксперты мониторят англоязычные источники.

Зачем вообще нужно участвовать в рейтингах? Западные университеты прекрасно понимают их значение, у них это уже давно стало одним из приоритетных направлений работы. От позиции в рейтинге зависит приток денег от студентов и компаний, репутация в академическом и деловом сообществах и многое другое. Иными словами, основная причина – сугубо коммерческая: если университет хочет пригласить иностранного профессора прочитать цикл лекций, то большинство звёздных лекторов скорее согласятся приехать в университет, о котором они хоть что-нибудь слышали или читали. В незнакомый вуз в малоизвестной стране профессор либо не поедет, либо запросит бешеные деньги за лекцию.

Ещё одна причина – Украина недостаточно известная в академических кругах страна. Если правительство хочет поддержать позиции своих университетов на международной арене, оно начинает вкладывать деньги в эту индустрию. Например, в 2005 году руководство Китая обратило внимание на то, что вузы страны оказались, мягко говоря, не в первой сотне. В результате инвестиции в образование выросли, а перед ректорами поставили задачу сделать руководимые ими университеты конкурентоспособными на международном уровне. В том числе и для того, чтобы китайская молодёжь не уезжала учиться в другие страны.

Вот, собственно, и третья причина – забота о выпускниках, об их карьере. Например, на столе у кадровика в парижском офисе компании Lanсome лежат два резюме: выпускника хорошего украинского университета и выпускника средненького учебного заведения Франции, которое присутствует в рейтингах. Конечно, кадровик отдаст предпочтение второму соискателю. И не потому, что образование первого не устраивает, а потому, что кадровик никогда не слышал об этом украинском вузе. Так что для выпускников конвертируемость их дипломов – очень важный залог начала успешной карьеры.

И, наконец, четвёртая причина – международное сотрудничество: программы обмена студентами, научный обмен, когда профессора украинских вузов имеют возможность поработать в университетах Нью-Йорка, Парижа или Лондона.

Иногда складывается впечатление, что восточноевропейские университеты просто боятся. Они думают: вот сейчас мы отправим заявку, а вдруг не попадём в топ-200. Но в мире десятки тысяч университетов, и оказаться даже в топ-500 – это не так уж плохо.

Зоя Зайцева, руководитель QS World MBA Tour в Европе

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.