Если до конца февраля не договоримся, весной будут парламентские выборы, - интервью с Борисом Колесниковым

Один из самых влиятельных людей в Партии регионов Борис Колесников в интервью Фокусу заявил о том, что на долгие переговоры о новой коалиции у страны нет времени.

Related video

Имя Бориса Колесникова называют в числе тех, кто имеет реальные шансы возглавить Кабинет министров при новой парламентской коалиции. Сам он эти разговоры не комментирует: дескать, решать будут партия и президент. Но видением государственной политики от регионалов охотно делится, неизменно подчеркивая, что планы у новой команды амбициозные. Правда, для начала нужно изменить соотношение сил в нынешней Верховной Раде или избрать новую. Но Борис Колесников верит, что можно обойтись без досрочных парламентских выборов.

– Что сейчас происходит вокруг формирования коалиции?

– Ничего. Мы готовимся к инаугурации Януковича и к суду с Тимошенко. На данный момент мы уже выиграли 113 из 113 судов. Так что перспектив у БЮТ нет.

– А переговоры с НУНС идут?

– Пока нет. Давайте будем последовательными. После того как президент вступит в должность, этот вопрос решится в течение десяти дней.

– Но ведь ваши соратники постоянно говорят о том, что коалиция вот-вот будет сформирована.

– Наши депутаты хотят поскорее приступить к реформам, без которых предвыборная программа Януковича не может быть выполнена. Поэтому понятно их желание как можно быстрее переформатировать коалицию.

– Что вы готовы предложить НУНС?

– Я бы не хотел углубляться в конкретику. Выход Украины из кризиса зависит от слаженной работы команды. Поэтому особого значения, кто какой пост получит, нет. Важна концепция. Концепция – это изменения законодательства, без которого инвестирование в Украину невозможно, судебная реформа, создание условий для стабильного экономического роста. А портфели – это тактика. Мы обязательно выслушаем пожелания наших партнеров.

– У вас есть какая-то черта, дата, после которой вы попытаетесь распустить парламент?

– Я не думаю, что этот сценарий вообще придется применять. Казна пуста, давят долги: в этом году предстоит выплатить 23 миллиарда долларов коммерческого и государственного долга. Мы никого не подгоняем, но экономика не будет долго терпеть хаоса. Нам нужно договориться до конца февраля. При бюджетном коллапсе мы не можем позволить себе растянуть переговоры до марта. Весной будут выборы. В течение двух месяцев после подписания указа о роспуске парламента.

– Договариваться с Тимошенко о коалиции не намерены?

– Вряд ли после такой грязной кампании с ее стороны мы о чем-то сможем договориться. Если бы Юлия Тимошенко принесла нам публичные извинения за все, что она наговорила о Викторе Януковиче, мы бы расценили это как первый шаг к возможному диалогу, но не к коалиции.

– А если парламент проигнорирует указ Януковича о роспуске, как в 2008 году проигнорировал указ Ющенко?

– Мы найдем законный способ распустить Верховную Раду. Конкретнее говорить не буду. Я вообще не хочу обсуждать вариант нашего поражения. Мы выиграем.

– Вы готовы отдать пост премьера представителю НУНС ради формирования коалиции?

– Окончательное решение примут президент и фракция. Но лично я считаю, что нынешняя модель власти позволяет эффективно действовать только в том случае, если премьер-министр и президент представляют одну партию. Поэтому назначение на пост главы правительства не члена Партии регионов маловероятно. Хотя исключить этот вариант полностью нельзя.

– Будут ли изменения в политической системе?

– Конечно, Конституцию надо менять. Каким образом – пусть ответ на этот вопрос даст народ. Я думаю, мы сформируем конституционную комиссию, и она предложит обществу несколько моделей Основного Закона. Кроме того, следует подумать над тем, как оставить регионам максимум полномочий и максимум средств. Необходимо провести административную реформу. Например, в Киеве. Есть закон о столице, и исходя из него бюджет выделяет городу деньги. Государство направляет миллиарды на решение столичных проблем. А что происходит на деле? На эти миллиарды покупают гречку избирателям, чтобы "мэр всех киевлян" оставался в своем кресле до конца жизни. Поэтому для начала мы инициируем принятие понятного и прозрачного закона о столице, по которому деньги из бюджета будут использоваться по целевому назначению.

– Вы станете добиваться отставки Черновецкого?

– Посмотрим социологические данные и примем решение.

– Почему Партия регионов инициировала перенос местных выборов на другое время?

– Еще одни выборы – и наступит коллапс экономики. И вообще, надо совместить выборы местных советов и выборы мэров. К тому же необходимо решить вопрос о формате этих выборов: будут ли они проходить по смешанной системе или пропорциональной, но по открытым спискам.

– Как и Ющенко в 2005 году, Янукович стал президентом только половины страны. При этом, даже не успев принять присягу, уже начал делать достаточно резкие заявления по поводу языка и Черноморского флота. Как вы думаете, что он предпримет для объединения страны?

– Ему удастся стать президентом всей Украины. Все это нагнетание эмоций по флоту и языку – от нищеты. Западноукраинским политикам просто нечего больше сказать – западные области находятся на последних местах по уровню доходов. Они довели свои регионы до нищеты. Люди работают за рубежом. Поэтому прежде всего надо решить экономические вопросы. А с мнением этих политиков мы будем считаться только тогда, когда они покажут результаты своей работы. Что касается языка, то мы передадим городским и областным советам право по заявлению родителей вводить в школах обучение на том или ином языке. Пусть решение принимают сами люди. Сейчас главное – это выполнение закона о социальных стандартах. Самый большой удар кризис нанес по малообеспеченным гражданам. Так быть не должно. Потом начнем проводить реформы. Нужно принять налоговый кодекс – налоги в Украине самые высокие в Восточной Европе. Мы будем стремиться к тому, чтобы у нас была ставка налога на прибыль наименьшая среди стран Восточной Европы. Опустим ставку до 19%, и затем за три года – до 16%. Ниже будет только в Болгарии. Кроме того, у нас слишком сильное давление государства на бизнес. Например, Сингапур находится на первом месте по свободе предпринимательства, а мы – во второй сотне. Будем добиваться того, чтобы мы оказались первой десятке.

– Как вы выполните закон о соцстандартах при нынешней бюджетной дыре?

– Есть резервы. Необходимо отказаться от излишних государственных затрат. Это позволит нам сконцентрировать ресурсы.

– Существует мнение о том, что вывести Украину из экономического кризиса может только шоковая терапия. Но ведь это удар по благосостоянию населения. Вы готовы взять на себя политическую ответственность за эти меры?

– Что вы понимаете под шоковой терапией? 74 года Украина была под диктатурой КПСС, добавьте еще 19 лет независимости. Выходит, шоковую терапию мы испытывали с 1917 года. Практически 90% наших граждан жили в условиях, которые на Западе называют шоковой терапией. Конечно, реформы нужно проводить. Но шока никто не почувствует.

Сергей Высоцкий, Фокус