За власть советов. Зачем партия Януковича отменила местные выборы

Партия регионов настойчиво добивается контроля над посторанжевой Украиной. Отмена выборов в местные органы власти – еще один шаг в этом направлении

Related video

16 февраля Верховная Рада 250 голосами отменила проведение местных выборов 30 мая, не назначив другую дату. Поддержали это решение депутаты из той же квазикоалиции, которая последнее время голосует слаженно и без сбоев: фракции Партии регионов, Блока Литвина, коммунисты и часть НУНС. В качестве причин, вынудивших пойти на такой шаг, депутаты называют отсутствие бюджета и тяжелое экономическое положение в стране. Но поскольку эти причины носят постоянный характер, а отмена выборов – явно конъюнктурный, то, видимо, политическими игроками двигало вовсе не желание сэкономить казенные средства. Тем более что такое решение вступает в серьезное противоречие с законом.

Низы не хотят

Прошлые выборы в местные советы состоялись 26 марта 2006 года. Конституция 1996 года устанавливала срок полномочий местных советов в четыре года, а изменения в Конституцию 2004 года определили срок в пять лет. Но дело в том, что эти изменения вступили в силу в мае 2006 года, то есть уже после местных выборов. Следовательно, нынешних депутатов низовых уровней выбирали на четыре года, а не на пять лет. Закон, как известно, обратной силы не имеет. Однако этот зазор в год позволяет депутатам чувствовать себя относительно свободно. Некоторые регионалы, например Василий Хара, утверждают, что местные выборы должны состояться весной 2011 года. Опытный юрист, зампредседателя Верховной Рады Александр Лавринович более категоричен:

– Крайний срок, при котором мы обязаны провести выборы, чтобы не нарушить Конституцию, это 26 июля. Однако где взять деньги, пока непонятно.

Юристы БЮТ еще жестче в своих оценках. Депутат Сергей Власенко так объяснил Фокусу отсрочку выборов в местные советы:

– Партия регионов просто готовит для себя админресурс. Сейчас они будут выстраивать свою властную вертикаль, в том числе и на местах, за счет полномочий президента назначать губернаторов, глав райадминистраций и брать под контроль ход местных выборов.

Однако не все бютовцы настроены против переноса выборов. Например, депутат Андрей Кожемякин считает, что технически проведение параллельных выборов в местные советы и ВР наиболее реально следующей весной. По его словам, к майским выборам никто не готов – иначе нужно было бы подавать списки членов избирательных комиссий уже в ближайшее время. Кроме того, у Верховной Рады появилось время внести соответствующие изменения в законодательство.

Первый заместитель секретаря СНБО и член Высшего совета юстиции Степан Гавриш убежден, что целью Партии регионов является совмещение местных выборов с досрочными выборами в Раду.

– Все политические партии в парламенте одинаково заинтересованы в перенесении даты местных выборов с единственной целью – совместить их с выборами в Верховную Раду, – объясняет в беседе с Фокусом г-н Гавриш. – Не вызывает никакого сомнения, что выйти из парламентского кризиса, который длится слишком долго, путем формирования коалиции не удастся. Необходима перезагрузка парламента. Новая дата выборов может быть назначена на осень этого года, включительно до октября.

Сами не местные

В официальных версиях причин отмены местных выборов нет объяснения, для чего досрочные выборы в парламент и отмена выборов в местные советы понадобились НУНС, Блоку Литвина и коммунистам. Ведь по общему убеждению, участие в парламентских выборах для них ничем хорошим не закончится, учитывая уровень поддержки избирателей, продемонстрированный их лидерами.

У источников Фокуса в Партии регионов есть более цельная версия произошедшего. По их данным, перенос выборов – это только первый этап для переформатирования всего избирательного законодательства.

– Принято решение кардинально менять закон. По планам союзных фракций местные выборы должны пройти как минимум по смешанной системе. Пока неясно, какой она будет и будет ли распространяться на выборы в Верховную Раду, – отметил источник Фокуса.

По его версии, выборы будут отложены на осень. До осени парламент – правда, только в случае формирования коалиции – успеет изменить порядок проведения местных выборов, частично восстановив одномандатную систему и открыв партийные списки на местах.

Помимо того что это даст возможность привлечь в региональную политику новых игроков, такие изменения несут для коалициантов и практическую пользу. Для Партии регионов, по версии собеседника Фокуса, изменения важны тем, что они сумеют разрушить местные структуры БЮТ:

– Дело в том, что БЮТ сформирован по принципу пирамиды. У них ведь не так много промышленных спонсоров, как у регионалов. Фактически плата за вхождение в список идет снизу вверх. Это финансовая вертикаль, которую можно разрушить, лишив БЮТ возможности гарантировать желающим прохождение в совет с помощью партсписков. У Партии регионов по востоку в этом случае все хорошо, потому что все их красные директора и прочие бизнесмены и так смогут пройти в советы за счет админресурса или просто высокого авторитета в регионе.

Кроме того, пользу из изменений извлекает и "Наша Украина – Народная самооборона". Для пропрезидентского крыла НУНС одним из основных препятствий для вхождения в коалицию был идеологический момент. Они боялись потерять избирателей на западе в случае союза с Регионами и проиграть на местных выборах. Теперь степень этой угрозы уменьшается: и у "Единого центра" Балоги, и у людей Вячеслава Кириленко есть все ресурсы для того, чтобы войти в советы на западе по тому же принципу, по которому регионалы войдут в советы на востоке.

И наконец, отложенные выборы в местные советы бьют по перспективам Сергея Тигипко и Арсения Яценюка: для них сколько-нибудь длительное отсутствие в информационном поле приводит к падению уровня поддержки, зафиксированного на президентских выборах. А в Партии регионов многие, несомненно, заинтересованы в ограничении избирательных аппетитов дерзких новичков.

Большая призовая игра

На местных выборах, когда они, наконец, состоятся, произойдет серьезное перераспределение политических сил. Для того чтобы оценить масштабы предстоящих изменений, достаточно ознакомиться с количеством мандатов в областных советах, которыми владеют пять политических сил по результатам выборов 2006 года ( с учетом досрочных выборов в Тернопольской области в 2009 году):

Партия регионов 768

БЮТ 682

Наша Украина 408

Блок Литвина 59

СПУ 172

Очевидно, что новые выборы сильно уменьшат представительство "Нашей Украины": на голоса избирателей этой исчезающей партии сейчас претендуют несколько политических сил в спектре от ВО "Свобода" Олега Тягныбока до "За Украину" Вячеслава Кириленко. Соцпартии, с 2006 года катастрофически теряющей свои позиции, придется расстаться с большинством имеющихся сейчас мандатов. Не исключено, что та же судьба ждет депутатов облсоветов от Блока Литвина. Уйдут представители утративших влияние структур вроде ПСПУ Натальи Витренко, появятся новые игроки – "Сильная Украина" Сергея Тигипко, "Фронт перемен" Арсения Яценюка. Не исключено появление и других новичков. Другая интрига заключается в том, какое число мандатов удастся удержать БЮТ, утратившему статус партии власти, и насколько вырастет результат Партии регионов, этот статус получившей.

Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус