Юрий Луценко рискует превратиться в Жириновского

Провокационные разоблачения, шумные акции с участием сотрудников МВД, а теперь еще и побоища – возможно, этот стиль в украинской политике назовут его именем. Юрий Луценко становится самым скандальным политиком и рискует превратиться в отечественного Жириновского

Related video

Луценко – один из немногих украинских политиков, а в высшем эшелоне власти и вовсе единственный, кто позволяет себе на людях столь эмоциональное поведение. И дело не только в нашумевшем инциденте в СНБО. За все дела Луценко всегда берется с шумным энтузиазмом, не гнушается резких слов и практически никогда не берет эти слова обратно. И хотя ему редко удается доводить инициативы до конца, старание он обычно демонстрирует неподдельное. Бывший полевой командир, попав на политический олимп, не утратил полевых замашек. Точно с таким же запалом, с которым некогда швырял в Кучму лаптями, Луценко призывал мэров Черновецкого и Добкина сдать мочу на наркоанализ.

Психологи, с которыми пообщался Фокус, уверены, что министром МВД движет не простое желание попиариться, а натура.
– Он по своему психотипу – этик, – объясняет психолог Наталья Кухтина. – Любое нарушение правил вызывает у него сильное внутреннее напряжение, которому сложно противостоять, и он вынужден защищать правила даже в ущерб себе и общему делу. Причем такую реакцию может вызвать любая провокация, вплоть до косого взгляда.

В естественности реакции Луценко, разумеется, убеждены и его друзья по "Народной самообороне" Владимир Арьев и Олесь Доний. Арьев сказал Фокусу, что на заседании СНБО первым начал, разумеется, Черновецкий, а Доний прогнозирует, что рейтинг министра среди киевлян после произошедшего только вырастет.

А вот политолог Дмитрий Выдрин полагает, что как раз из-за погони за рейтингом все и случилось, к тому же в последнее время пошли слухи, что Луценко консультирует российский политтехнолог Марат Гельман, а конфликты – как раз его методы.
– Почему-то "естественная реакция" проявляется у Луценко в относительно безопасных ситуациях, – отмечает Выдрин. – А вот на Президента или премьера он руку не поднимал, хотя между ними были напряженные отношения.

Кстати, брат министра внутренних дел – Сергей Луценко в разговоре с Фокусом рассказал, что спровоцировать брата очень сложно: "Он до 18 лет и дрался-то всего один раз". Зато после 18, по информации Фокуса, как минимум два – с Черновецким, а еще раньше – с депутатом Андреем Кожемякиным, отвечающим за безопасность в БЮТ.

Между тем психологи и политологи солидарны в одном: резкие ходы, как правило, не показатель силы, а демонстрация политического бессилия. Один из наших собеседников подчеркнул: "Теперь единственный выход для него – добиться отставки Черновецкого как можно быстрее, иначе сочтут пустозвоном".

Если Луценко и далее будет действовать в таком стиле, то вполне вероятно, что со временем к его инициативам и обещаниям будут относиться с иронией. А для политика, который действительно на что-то претендует, нет ничего страшнее, чем стать объектом насмешек.

Подобный эпатажный стиль поведения в свое время выбрали для себя Михаил Бродский, Александр Волков и Наталия Витренко, в конце концов оказавшиеся на обочине большой политики.

Желающих же вытеснить Луценко на маргинальное поле Жириновского или Витренко предостаточно – он нажил себе много недоброжелателей. В их число, по некоторым сведениям, входит и глава президентского Секретариата Виктор Балога, который настороженно относится к "младому" крылу НУНС.

И хотя Олесь Доний утверждает, что инцидент в СНБО стал уроком для всех, психолог Наталья Кухтина считает, что Луценко по природе своей не политик, а революционер. "Он не может просчитать тактические ходы и привык идти в лобовую атаку", – говорит она.

Противникам министра грех не воспользоваться такими особенностями его темперамента. Втягивая Луценко в мелкие дрязги и демонстрируя его голословность, они постепенно могут выдавить министра на маргинальные позиции. Там он еще может пригодиться крупным игрокам для каких-либо локальных задач, но в большой политике места ему уже не будет. Фактически Луценко вернется туда, откуда пришел.

С кем еще сможет схватиться Луценко?
Дойдет ли дело до драки, неизвестно, но конфликты с нижеперечисленными гражданами у главы МВД уже наблюдались

1. Виктор Ющенко, Президент — по некоторой информации, недоволен дрейфом Луценко в сторону Тимошенко.

2. Александр Медведько, генпрокурор — Луценко настаивает на его отставке.

3. Юрий Ехануров, министр обороны — Луценко призывал его сдать мандат, если тот не проголосует за Тимошенко.

4. Нестор Шуфрич, нардеп — обвинялся Луценко в нелегальном бизнесе.

5. Борис Колесников, нардеп, ПР — после месяцев в СИЗО в 2005-м винит Луценко в политрепрессиях.

6. Юлия Тимошенко, премьер — по свидетельству Мороза, они с Луценко конфликтовали в прошлом ее правительстве.

7. Александр Турчинов, вице-премьер — Луценко обвинял СБУ времен Турчинова в прослушке, Турчинов называл Луценко провокатором.

8. Василий Цушко, экс-глава МВД — Цушко обвинял Луценко в финансовых злоупотреблениях.

9. Виктор Балога, глава СП — недоволен попытками Луценко реформировать МВД.

10. Михаил Добкин, мэр Харькова — Луценко требует его отставки.