Сюжет дня. Чернобыль: политика памяти

25-летие техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС стало поводом для масштабных траурных мероприятий и визитов религиозного и светского лидера России. А сами ликвидаторы считают, что государство их предало

Related video

Сегодня в Чернобыль съехались первые лица двух государств – Украины и России. Присоединился к ним, чтобы отслужить короткий пасхальный молебен в единственном в зоне отчуждения Свято-Ильинском Чернобыльском храме, и Патриарх Российской православной церкви Кирилл.

Ожидалось, что прибудет в Украину и президент Беларуси Александр Лукашенко, но в последний момент стало известно, что он решил провести поездку по белорусским регионам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Кстати, именно намерение белорусского лидера во что бы то ни стало прибыть в Киев на мероприятия, приуроченные 25-ой годовщине аварии на Чернобыльской электростанции, поставили в очень неудобное положение украинский МИД. Как известно, глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу условием своего участия в прошедшей 20 апреля конференции стран-доноров назвал отсутствие в Украине Александра Лукашенко. И когда Лукашенко с присущей ему категоричностью пообещал, что в Киев все равно приедет, украинская сторона вынуждена была выкручиваться и обещать, что Баррозу и Лукашенко в Украине не встретятся. Так и вышло. Лукашенко решил в Киев не ехать вообще.

Зато в Украину прибыл президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Вместе с Виктором Януковичем они посетили ЧАЭС, приняли участие в церемонии закладки первого камня будущего памятника ликвидаторам Чернобыльской аварии и поприсутствовали на молебне, который отслужил московский Патриарх. Богослужение завершилось знаком единства – Виктор Янукович, Дмитрий Медведев, патриарх Кирилл, а также митрополит Киевский и всея Украины Владимир сначала поочередно, а затем все вместе несколько раз ударили в самый большой колокол новой звонницы храма, подаренный патриархом Кириллом.

Патриарх, похоже, не желая упускать случая, тут же призвал к единению не только президентов, но и народы Украины, России и Беларуси: "Это удивительный пример солидарности людей перед лицом общего врага. Пусть он вдохновляет нас на сохранение братских отношений друг с другом, пусть границы, которые существуют между государствами, никогда не разделят наш народ, духовно единый, в большинстве своем православный… Украинцы, и русские, и белорусы вместе боролись против трагедии и одержали победу".

Президент РФ Дмитрий Медведев был более прагматичен в оценке уроков самой крупной советской техногенной катастрофы. На памятной церемонии он предпочел говорить о том, что государство обязано сообщать правду о техногенных катастрофах. "Обязанность государства заключается в том, чтобы говорить людям правду. Надо признаться, государство не всегда правильно себя вело. Мы все должны быть честными, мы должны давать абсолютно точную информацию о том, что происходит... Это один из уроков чернобыльской катастрофы". Пожалуй, это единственная политическая оценка последствий катастрофы: о некомпетентности советского руководства, утаивании правды о радиационном заражении и брошенных на реактор беззащитных ликвидаторах политики предпочли не упоминать.

Украинский президент пообещал, что светлая память о ликвидаторах аварии на ЧАЭС будет жить вечно, а затем подчеркнул, что создание на Чернобыльской АЭС исследовательского центра поможет миру минимизировать возможные кризисы в ядерной энергетике.

Более интересным было заявление Януковича о том, что Украина не способна самостоятельно преодолеть катастрофу такого масштаба как Чернобыль. Похоже, это понимает весь мир, учитывая, какую сумму удалось собрать под реализацию чернобыльских проектов.

Михаил Уманец, генеральный директор ЧАЭС в 1987-1992 годахэкономический ущерб Украины составляет около 180 млрд. долларов СШАльготы чернобыльцам не будут отменены

26 апреля, исполняется 25 лет со дня самой крупной техногенной катастрофы в истории - аварии на Чернобыльской АЭС.

Ликвидаторами последствий аварии признаны 600 000 человек. Жертвами считаются, по разным оценкам, от 25 тысяч до 100 тысяч человек.

Евгения Вецько, focus.ua