История в лицах. Экс-президенты Украины рассказали о своих победах и ошибках

Фокус попросил украинских президентов рассказать свою историю независимости, ответив на 5 одинаковых вопросов. Время нашли первые три. Действующий президент пообещал ответить позже

Related video

1. Какой день вашего президентства был самым счастливым?
2. Какое кадровое назначение вы считаете неудачным?
3. Какое из ваших решений изменило ход украинской истории?
4. Есть ли человек, которого вы можете назвать близким другом и соратником в политической жизни?
5. Какой совет вы бы дали нынешней власти?

Леонид Кравчук
Первый президент Украины (1991–1994)

1. Самый счастливый день – первый. В этот день как раз был Всеукраинский референдум об утверждении акта о независимости Украины, принятого Верховной Радой. То есть в два часа ночи я уже знал, что меня избрали президентом, но еще не знал, какой страны. Ведь народ мог проголосовать за сохранение Союза, и тогда я бы стал главой советской губернии, а не независимого государства. Конечно, мне этого не хотелось. И вот, когда я узнал, что 90% проголосовали за независимость, тогда по-настоящему обрадовался. Потом пошли поздравления, многие поздравляли лично, много звонков было из-за рубежа. В основном поздравляли не просто с избранием, а с тем, что на карте Европы появилось новое независимое государство. Это действительно было важнее всего. Если бы этого не случилось, наша история развивалась бы иначе.

2. Неудачных кадровых решений было много. Президенты – обычные люди, и они тоже делают ошибки. Лично я сожалею о том, что плохо сформировал Кабмин. Потом это сказалось на экономике страны, международных отношениях. К примеру, Украина взяла на себя долги госпредприятий перед Россией. Это ошибка, этого нельзя было делать. Мы не решили вопрос валютных долгов Украины, и в этом тоже вина правительства.

3. Я могу точно назвать это решение. Оно изменило историю не только Украины, но и всей Европы – это подписание Беловежских соглашений. Это действительно эпохальное событие, потому что благодаря ему самая большая и жесткая империя распалась практически бескровно. Целые народы и нации начали развиваться другим путем. Думаю, что масштаб этого решения человечество до сих пор не оценило. Кстати, президент Польши Лех Валенса выдвинул Украину, Россию и Белоруссию на Нобелевскую премию мира за подписание Беловежских соглашений.

4. Многие годы со мной рядом бывший министр торговли Олег Слепичев. Мы с ним обсуждаем важные проблемы, иногда он меня критикует и что-то подсказывает, и я к нему прислушиваюсь, потому что за 25 лет он ни разу меня не подвел.

5. Нынешней власти я бы хотел посоветовать объективно оценить ситуацию в стране. Ведь у нас есть две крайности: власть все приукрашает, а оппозиция сгущает краски. От этого нужно отказаться, увидеть реальное положение дел и начать принимать адекватные решения.
Второе – это подвести черту под конфликтом власти и оппозиции. Так сделал весь цивилизованный мир, и нам нужно последовать его примеру. Необходимо перестать воевать между собой, а начать вместе делать что-то для страны.

И последнее – власть должна жить с народом. То есть, если ты олигарх и заработал свои миллионы, занимаясь бизнесом, живи, как хочешь. Но если ты политик, а сам отдыхаешь и лечишься за границей, и там же учатся твои дети, так не годится. Выходит, политики и чиновники создали плохую систему здравоохранения, образования, но сами ею не пользуются. У них есть деньги на лучшее, а народ должен страдать, пожиная плоды их бездействия? У власти должна быть мораль. Она не просто должна говорить, что "мені болить за Україну", а что-то делать. Если нет, это сразу отражается на ее рейтинге, что, кстати, и случилось с нынешней властью.

Леонид Кучма
Второй президент Украины (1994–2005)

1. Хочу верить, что достижения Украины за время моего президентства давали повод быть счастливым не один раз и запомнить не один день. Введение гривны. Конституция. Украинский космонавт. И, по большому счету, каждый день постепенного набора высоты Украиной, которая поднималась из пропасти середины 90-х к рекордным показателям последнего года моего президентства.

2. Очень хотелось бы, конечно, назвать только уже "признанные" ошибки первого президентского срока, которые можно объяснять политической неопытностью. Но, к сожалению, сейчас понимаю, что и помимо них делал назначения не менее, а то и более ошибочные, чем премьерство Павла Лазаренко. Все эти годы, а последние месяцы – особенно, я постоянно думаю о том, что принято называть кассетным скандалом. Сложные технические схемы, особый доступ, специальная аппаратура для записи и монтажа, способы переправки за рубеж – все это не почерк дилетантов. Явно в деле не обошлось без спецслужб, без структур, которые должны обеспечивать национальную безопасность и оборону. А последствия чудовищной провокации – убийство журналиста, попытка свержения законной власти, ложные обвинения против Украины на самом высшем международном уровне. То есть небывалый ущерб как раз национальной безопасности и обороне, самым важным интересам страны. Но дело-то в том, что на все мало-мальски значимые посты в этих структурах людей назначает президент. Он дает им специальные возможности и полномочия. И получается, что того или тех, кто организовывал, проводил, прикрывал эту операцию против Украины, тоже назначил я. Вот и задаешь себе вопрос: и кого же ты, Леонид Данилович, пустил тогда в огород? Надеюсь, что суд в этом деле окончательно поставит точку.

3. Их было много. Решение идти на выборы в 1994 году. Решение не идти на выборы в 2004 году. Решение подписать с Россией "Большой договор". Решение о курсе Украины на евроинтеграцию. Решение жестко отреагировать на сепаратизм в Крыму в 1995 году и на тузлинскую проверку Украины на прочность. Решение не выходить за рамки политических действий во время оранжевой революции.

4. Во-первых, из политической жизни я ушел – как бы ни пытались меня некоторыми действиями "втолкнуть" в нее обратно. А во-вторых, повторю здесь то, что сам понял в первые годы своей политической карьеры. Друзей приобретаешь в обычной жизни, особенно в молодости, в студенчестве. В политике же бывают союзники, и это в лучшем случае. Мои союзники – и раньше, и теперь – это те, кто выступает за стратегию модернизации страны и общества. За развитие перспективных отраслей экономики, которые будут востребованы в мире завтра и послезавтра. За целевую поддержку молодого поколения, защиту и поддержку будущего украинского интеллектуального генофонда. За интеграционные процессы, которые не ослабляют, а лишь укрепляют национальную независимость.

5. Помнить и понимать все двадцать лет истории современного украинского государства. Ведь в опыте прошлого закодировано будущее. Анализировать действия предшественников – наши действия. "Разминировать" наши ошибки, чтобы их не повторять. Вычислять формулу наших успехов, чтобы превзойти их.

Виктор Ющенко
Третий президент Украины (2005–2010)

1. Таких дней было много. Один из них – день инаугурации. Но это не день моего личного триумфа. Это день триумфа европейской нации, которая заявила о себе в полный голос.

Украинский Майдан – чудо, которое поразило мир. Когда мы шли на выборы, то мечтали о гордой и свободной Украине. Но все же побаивались, что украинцы – немного пессимистичный народ, который сложно сдвинуть с места. Они оказались другими. Они доказали, что могут защищать свои права и делать это уверенно, спокойно и неагрессивно.

Мир открыл для себя новую Украину – великую и гордую, страну, которая заслуживает уважения. Тогда мы показали другим народам хороший пример, как нужно отстаивать свои права мирным путем. Я на всю жизнь сохраню, как предмет моей самой большой политической гордости, что это было в Украине и что я имел отношение к этому чуду.

2. Я неоднократно говорил, что главной ошибкой своего президентства считаю назначение Тимошенко премьером. Но конфликт между Ющенко и Тимошенко – это не личные антипатии. Он возник еще в 2005 году из-за того, что мы исповедовали разные подходы в решении главных проблем. Вопрос в мировоззрении, в видении стратегии развития страны. Оно у нас оказалось абсолютно разным.

Политиканство и популизм победили политическую целесообразность, которой нужно было следовать, когда она фактически была первым человеком в государстве.

Я надеялся, что она будет достойно проводить ту политику, начало которой было положено на Майдане. Это была моя большая ошибка.

Я считал и считаю, что победа Тимошенко на минувших президентских выборах могла привести страну к катастрофе. Я не поддерживал ее политику потому, что такие, как она, оплачивают свою политическую карьеру национальным суверенитетом. Это не моя политика. Позорный прецедент такой торговли был заложен еще в январе 2009 года. Вот в чем главная причина наших разногласий. Все остальное, что рассказывают, от лукавого.

3. Моя политика как президента не была политикой заигрываний и сладких подарков. Мне сложно выделить всего одно решение, которое круто бы изменило ход истории. Изменение курса Украины – это целый комплекс решений, которые сохранили единство нации и поставили Украину на демократический путь.

Я хотел видеть 47 млн. человек моей нации патриотами, осмысленными гражданами. Я делал все для того, чтобы эта нация состоялась, чтобы в первую очередь заслуженную оценку получили те страницы истории, которые раньше замалчивались или были исковерканы. Поэтому главное решение – выбор европейского пути.

4. Перефразируя известное выражение, можно было бы сказать, что в политике нет постоянных друзей или постоянных врагов, а есть только постоянные интересы. Но одиночке в политике невозможно достичь высоких государственных постов. Нужна команда, которая исповедует общие ценности. Скажу так: мои самые близкие соратники – те, кто разделяет европейские и украинские ценности, кто отстаивает национальные интересы, культуру и делает все для их развития.

5. Нужно всячески приветствовать декларации нынешних президента и правительства относительно готовности проводить реформы в стране и наличие соответствующих стратегических документов. Но есть несколько моментов, которые ставят под сомнение перспективы их реализации.

К сожалению, власть сосредоточена только на концентрации полномочий, а разговоры о реформах остаются разговорами. Те же реформы, которые реально проводятся, ведут к концентрации власти в руках определенного круга людей. Я имею в виду конституционную реформу, изменение системы выборов и экономической политики, которая направлена исключительно на поддержку нескольких крупных предприятий тяжелой промышленности и отельного бизнеса, принадлежащих приближенным к власти олигархам. А налоговая и пенсионная реформы реализуются без широкого общественного обсуждения и оценки профессионалов.

Буквально по всем направлениям государственной политики демонстрируется склонность к репрессивным методам. Наглядные признаки этого – незаконное содержание под стражей Игоря Диденко (бывший первый заместитель главы "Нафтогаза". – Фокус), Юрия Луценко (экс-глава МВД. – Фокус), Валерия Иващенко (бывший временный и. о. министра обороны. – Фокус), Тимошенко и других бывших высоких чиновников и оппозиционеров.
Неудивительно, что нынешняя власть стремительно теряет кредит доверия избирателей.
Первое и общее, что я хотел бы донести, чтобы это стало основой деятельности не только президента Януковича, но и любого президента Украины – "Украина превыше всего". Второе и главное, я трижды сказал: Виктор Федорович, главное в профессии президента – формировать политику единства нации. Без этого невозможно развитие страны, а соответственно, и ее будущее.

Катерина Коберник, Фокус