Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Газовый спор Украины и России

Третья газовая. Украинскому правительству предстоит решить, что делать с ГТС

Третья газовая. Украинскому правительству предстоит решить, что делать с ГТС
Президенту Януковичу и его правительству предстоит принять самое важное за время правления решение — как распорядиться газотранспортной системой страны
000

Хлеб по 8 гривен, сахар по 15, лекарства и стройматериалы — на 15% дороже. Такие цены украинцы смогут увидеть уже в нынешнем году, если Украина продолжит закупать российский газ по действующему контракту. Если же правительство позволит России управлять своей газотранспортной системой (ГТС), это даст лишь временную отсрочку. Цена российского газа для Украины всё равно вырастет. Неслучайно министерство энергетики и угольной промышленности уже заговорило о переводе теплоэлектростанций на уголь. Чем бы ни закончились переговоры с Россией, рано или поздно цена газа перешагнёт даже нынешние заоблачные $416 за тысячу куб. метров.

Вот уже три недели Москва и Киев торгуются за украинскую ГТС. «Газпром» пускает пыль в глаза, всячески приуменьшая стоимость украинской трубы и делая вид, что вообще не заинтересован в её приобретении. Киев блефует, заявляя, что будет искать других поставщиков голубого топлива. Проанализировав перспективы развития переговоров, эксперты Фокуса пришли к мнению, что Украина в любом случае может рассчитывать только на краткосрочную скидку на газ. А из трёх вариантов будущего украинской ГТС — status quo, передача трубы «Газпрому» или создание консорциума с участием Европы — самым выгодным для нас представляется последний. Так Украина сохранит транзит, ещё и получит деньги на ремонт трубы.


Купи-продай. Руководитель «Газпрома» Алексей Миллер и министр топлива Юрий Бойко уже три недели отчаянно торгуются за украинскую ГТС
Сценарий 1. Собака на сене
Если газотранспортная система остаётся собственностью Украины, Партии регионов не придётся оправдываться перед избирателями во время осенней парламентской кампании. Но с точки зрения экономики труба — это предприятие, которое требует значительных инвестиций. По словам экс-сотрудников НАК «Нафтогаз», хотя ГТС пока работает, ремонт ей нужен незамедлительно.

По оценкам экспертов британской компании Mott MacDonald, выполняющей предварительный расчёт модернизации ГТС Украины, на протяжении ближайших семи лет в ремонт магистральных газопроводов, компрессорных станций и установку нового оборудования нужно вложить $4,8 млрд. Ещё два миллиарда нужно будет потратить на поддержание системы в рабочем режиме. Как признал в конце прошлого года президент Виктор Янукович, у Украины таких средств нет. Не поможет и привлечение кредитов, ставки по которым для «Нафтогаза» могут оказаться неподъёмными. «Учитывая ситуацию вокруг компании, проценты по займам будут больше 13,5% годовых, с которыми сейчас продаются евробонды НАК», — уверен аналитик Dragon Capital Денис Саква.


На стоимость каких товаров сильнее всего вляет цена голубого топлива

Удерживая газопровод в своих руках, Украина неизбежно потеряет и на транзите. За одиннадцать месяцев 2011 года через нашу страну в Европу было прокачано 95 млрд куб. метров газа, что принесло ей примерно $2,2 млрд. Однако объёмы транзита с каждым годом будут уменьшаться. Россия форсирует строительство обходных газопроводов. Идут переговоры о достройке двух дополнительных нитей «Северного потока», а в конце декабря Москва окончательно договорилась с Турцией о строительстве «Южного потока». Вместе с газотранспортной системой Белоруссии «Южный» и «Северный» потоки покрывают потребности «Газпрома». По словам Миллера, в 2011 через Украину уже прошло на 5 млрд кубометров газа меньше, чем в 2010-м. Через пару лет отечественной ГТС в лучшем случае перепадёт 18—20 млрд кубометров в год. В этом случае, по оценкам главы Администрации президента Украины Сергея Лёвочкина, она станет убыточной.

Цена газа: сейчас Украина платит $416 за тысячу кубометров, что для энергоёмкой украинской экономики, в год потребляющей примерно 45 млрд куб. м, слишком дорого. Сохранив трубу в своих руках, Украина сможет снизить цену на газ, лишь обратившись в Стокгольмский арбитражный суд. «Это вполне вероятно, потому что мы уже платим больше, чем страны Западной Европы. Есть шанс добиться цены в $260 за тыс. куб. м (европейская цена минус транспортные расходы и скидка за Черноморский флот)», — уверен эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский.


Топливные сети. Нажмите здесь, чтобы увеличить иллюстрацию
Сценарий 2. Полная капитуляция
Россия никогда не скрывала, что её цель — поглотить НАК «Нафтогаз» и стать собственником или арендатором украинской трубы. Как истинный покупатель, сейчас «Газпром» сбивает цену. Так, Алексей Миллер называл $20 млрд завышенной суммой, утверждая, что на ремонт
украинской ГТС нужно как минимум $8.

Эти деньги «Газпром» готов вложить в обмен на полный контроль над трубой.

Заинтересованность российского газового монополиста в инвестициях в украинскую ГТС прямая. Несмотря на все реализуемые проекты по «потокам», украинская труба — простейший и кратчайший путь для российского газа в Европу. Её модернизация всё равно обойдётся дешевле, чем строительство обходных путей. И если сейчас через Украину можно поставить в Европу около 140 млрд кубов, то после реконструкции пропускная способность увеличится до 200.
Впрочем, от «Южного потока», заявлял Алексей Миллер, Россия не откажется, даже получив ГТС. Однако тогда, скорее всего, будет построено не четыре нитки, а одна.

Но, потеряв ГТС, Украина утратит контроль над внутренним рынком, который будет сложно переориентировать на другие виды топлива или на газ иного происхождения. Также не будет доходов от транзита. «Если труба будет российской, Украина перестанет получать деньги за транзит. Это будут просто внутренние дела компании», — уверен директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

Цена газа: низкая цена газа — главная приманка, которую предлагают Украине в обмен за передачу трубы. Эксперты считают, что она может колебаться от $165 до $220 за тысячу кубометров — это цена добычи в Ямало-Ненецком автономном округе России плюс транспортные расходы. Но очевидно, что продержится такая цена недолго. «Всё будет как в Белоруссии: Александр Лукашенко отдал половину «Белтрансгаза» за скидку, сейчас отдал вторую, получив отсрочку на три года, — уверен Михаил Гончар. — После её окончания нужно или искать, что ещё отдать, или платить среднеевропейскую цену».

Сценарий 3. Трое в лодке
На саммите «Украина — ЕС» в декабре прошлого года глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу подтвердил, что ЕС заинтересован в участии в консорциуме по управлению и модернизации ГТС. Правда, занятые проблемами еврозоны чиновники не спешат проявлять инициативу и предпочитают дождаться, пока Украина и Россия договорятся между собой.
Украина и ЕС подписали меморандум, согласно которому европейские банки должны были инвестировать в трубу ещё в 2009 году. ЕБРР говорил о готовности дать до $1 млрд. Однако условием получения этих денег была реформа НАК «Нафтогаз», в частности отделение его добывающих, транспортирующих функций от роли продавца газа. Пока это не сделано, финансирования из Европы Украина не получит. Впрочем, даже после реформы не стоит рассчитывать на всю сумму. Финансовые проблемы в еврозоне, уверен Землянский, приведут к тому, что основные средства всё равно придётся искать в России, а Европа выступит консультантом.

Доля Украины в трёхстороннем консорциуме может составлять 34%, доли России и европейских партнёров — 33%. Такой раздел не допустит полного поглощения украинского стратегического объекта соседом.

Заинтересованность в консорциуме со стороны европейских чиновников объясняется просто. Во-первых, пока не построены все обходные потоки, две трети газа идут в Европу через Украину, а значит, газовый кризис может повториться в любой момент. Во-вторых, по оценкам East European Gas Analysis, транспортировка по «Южному потоку» примерно в три раза дороже, чем по украинской ГТС.

Цена газа: поскольку Россия заинтересована не столько в консорциуме, сколько в поглощении ГТС, особой скидки в этом случае ждать не стоит. Украина может попробовать судиться с Россией в Стокгольмском арбитраже. Или, предполагает Михаил Гончар, если стороны решат вопрос полюбовно, можно рассчитывать на скидку в размере $50 от нынешней цены.

Наталия Гузенко,
Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.