Дорогу молодым. Отечественные политики пытаются вернуть доверие избирателей с помощью общественных деятелей

С помощью популярных блогеров, известных гражданских активистов и деятелей культуры регионалы и оппозиция пытаются вернуть растерянное доверие избирателей. Но союзу с политическими пенсионерами новые моральные авторитеты предпочитают собственный путь во власть

Related video

В большую политику 33-летнего активиста общественной организации "Сохрани старый Киев" Игоря Луценко звали, по меньшей мере, дважды. Оба раза в свои ряды журналиста, защищавшего от застройки столичную Пейзажную аллею, приглашали крупные оппозиционные силы, какие именно — он уточнять отказывается. "Место в первой пятерке не обещали, но речь шла о проходной части списка", — признается Луценко и тут же добавляет, что от возможности пойти на выборы в компании старой гвардии политиков
он предусмотрительно отказался.

Так же поступают и другие единомышленники Луценко — известные гражданские активисты, писатели, журналисты и авторы популярных блогов. На них в преддверии парламентских выборов главные партии страны объявили настоящую охоту. И неспроста. Директор Фонда "Демократические инициативы" социолог Ирина Бекешки
на объясняет: большой социальный запрос на новые лица (видеть их в предвыборных списках хотят примерно 40% украинцев) заставляет политиков привлекать не причастных к громким коррупционным скандалам моральных авторитетов. Тем, кому это удастся, эксперт сулит ощутимый бонус в виде части от 20% голосов неопределившихся избирателей. Единственная преграда на пути к большому кушу — сотрудничать с теми, кто давно потерял народную поддержку, представители новой волны не хотят и намерены пробиваться во власть своими силами.

Добро пожаловать
Всерьез задуматься о том, что политическое долголетие партий — не за примелькавшимися лицами их лидеров, отечественных политиков заставил нынешний вице-премьер Сергей Тигипко. Бекешкина вспоминает: его третье место в президентской гонке 2009–2010 годов и 13,06% голосов избирателей удивили не только социологов, но и опытных политтехнологов. Оно и понятно: достичь такого результата и обойти главного конкурента, лидера партии "Фронт змін" Арсения Яценюка, молодому и привлекательному Тигипко удалось несмотря на то, что до 2004 года он принимал активное участие в политической жизни и возглавлял предвыборную президентскую кампанию Виктора Януковича. Пауза оказалась достаточной для того, чтобы подкупить избирателей "свежим" лицом и идеями.

Первой показательный урок усвоила Юлия Тимошенко. В декабре минувшего года из-за решетки она призвала соратников пригласить возглавить предвыборный список объе-диненной оппозиции "высоконравственного и патриотичного человека уровня Лины Костенко". Уже через месяц экс-министр внутренних дел Юрий Луценко предложил включить туда другого известного писателя — Юрия Андруховича, правозащитника Евгения Захарова, историка Ярослава Грицака и почетного президента Киево-Могилянской академии Вячеслава Брюховецкого.

На устное приглашение потенциальные нардепы ответили молчанием. Это, уверена известная писательница Оксана Забужко, единственно правильная реакция. Не выбирая выражений, она объясняет: поставив вверху партийных списков пожилых, известных миллионам со школьной скамьи людей, политики попытаются скрыть десятки невидимых кандидатов с подпорченной репутацией. А сами моральные авторитеты в силу солидного возраста заниматься политикой не будут.

Ей вторит и друг Брюховецкого, известный философ Мирослав Попович. "Мы не хотим идти в политику, возраст уже не тот", — посмеиваясь, объя-сняет он Фокусу. Вместо этого академик обещает: следить за действиями власти члены инициативной группы "Першого грудня", в которую помимо него и Брюховецкого также входят кардинал Любомир Гузар, писатель Иван Дзюба, правозащитник Семен Глузман и другие, будут со стороны.

Знают как
В отличие от них, молодые активисты быть простыми наблюдателями не хотят, да и не могут. В свои ряды их то и дело зазывают главные партии. Помимо Луценко, место в списках предлагали журналисту и гражданскому активисту Егору Соболеву и директору Института массовой информации Виктории Сюмар. Правда, условия сотрудничества — загадка для них самих. "Они же (политики) никогда ничего конкретно не говорят. Вести такие переговоры все равно что говна наесться", — откровенничает Соболев, который недавно вместе с соратниками захватил рабочий кабинет главы Киевгоргосадминистрации с требованием прекратить незаконную застройку столицы.

Нелицеприятные эпитеты в свой адрес сами политики выслушивают не морщась. У них есть четкая разнарядка сверху — оперативно найти и привлечь молодых и популярных активистов. Этот вопрос, по словам замглавы фракции "БЮТ-Батьківщина" Cергея Саса, даже обсуждался на заседании фракции.

Обойтись без свежей крови, объясняет директор школы политической аналитики Киево-Могилянской академии Алексей Гарань, оппозиция не может по одной простой причине: она не в состоянии быстро нарастить рейтинг, как это получается у молодых гражданских активистов. Иными словами, если политики придут защищать от незаконной застройки парки или попробуют предотвратить возведение на месте нынешнего Гостиного двора в Киеве нового торгово-офисного центра, чем сейчас занимается Луценко, им не поверят и, скорее всего, прогонят. А без участия в подобных акциях выиграть выборы в той же столице, уверен Гарань, в нынешних реалиях сложно. "Время, когда народное доверие зарабатывали в ток-шоу, прошло. Власть и оппозиция это понимают и ищут тех, кто владеет другими инструментами борьбы за проценты на выборах", — продолжает мысль коллеги политолог Виктор Небоженко, добавляя, что на руку молодым активистам сыграла их активность в соцсетях, которые старые политики освоили с большим отставанием.

Сделай сам
Впрочем, что делать со своей измеренной разве что лайками в Facebook популярностью, сами активисты до конца не решили. Соболев и Сюмар пока не знают будут ли принимать участие в парламентских выборах и выборах киевского мэра. Вместо того чтобы готовиться к кампании, Луценко с единомышленниками вот уже несколько дней ночует в Гостином дворе — дежурит во избежание разгона активистов. Он с удовольствием демонстрирует символический памятник украинской коррупции. Идею сложной инсталляции из обмотанного пищевой лентой грузовика и водруженной на него лестницы авторам проекта навеяла буровая вышка, которую Министерство энергетики и угольной промышленности приобрело по цене почти в два раза выше реальной рыночной стоимости. Рассматривая эту красоту, Луценко признается: "Я задумывался над тем, чтобы идти на выборы в парламент или Киевсовет, но с последним власть играет длинную непонятную игру. В парламенте тоже есть свои риски". Под круглым куполом Рады защитник столицы боится растерять заработанное доверие киевлян.

В отличие от него, известного общественного деятеля и журналиста Вахтанга Кипиани эта перспектива не пугает. Нехотя он признался Фокусу, что намерен самовыдвигаться в мажоритарном округе Дарницкого района столицы. Это, уверен Гарань, единственно правильное решение для кандидатов типа Кипиани. "В списках они затеряются, а мажоритарка в родных округах почти гарантирует таким кандидатам победу", — объясняет эксперт.

Молодой десант к грядущим выборам готовит и власть. И хотя по привычке открывать имена потенциальных парламентских новичков регионалы отказываются, замглавы фракции ПР Владимир Зубанов признается, что из 90–95 проходных мест в их списке 50 получат ранее мало известные избирателям кандидаты. Правда, в отличие от оппозиции, искать их будут не на уличных акциях протеста, а в региональных молодежных ячейках партии.

Если так, назвать эту бело-голубую гвардию свежей кровью можно будет с большой натяжкой. Ведь управлять ими, уверен Небоженко, будут старые регионалы. Что касается происхождения и прошлого новой бело-голубой команды, на этот счет эксперт только шутит: дескать, может, это молодые люди, не успевшие попасть в тюрьму в 90-х годах, потому что тогда они только родились.

Мария Жартовская, Фокус