Что такое "достоинство украинского народа" и кто его пытается отнять?

Все законопроекты, которые Рада не рассмотрит до каникул, останутся на осень. В том числе и один из самых экзотичных, предлагающий наказывать за «унижение достоинства народа» 

Related video

"Раз ты хохол, то ешь свои галушки и не думай про суши!" Эта фраза, прозвучавшая из уст московского пародиста Максима Галкина в эфире одного из наших общенациональных каналов, еще в мае стала очередным поводом для болезненной реакции украинских властей. По просьбе Нацсовета Украины по вопросам теле- и радиовещания даже была проведена экспертиза высказываний Галкина, и Нацкомиссия по вопросам защиты общественной морали действительно зафиксировала нарушение этики. Это произошло как раз в тот момент, когда украинский МИД уже устал писать гневные депеши в адрес российских политиков, педалирующих севастопольскую тему.

Неизвестно, чем бы это дело обернулось для Галкина, если бы уже тогда были внесены изменения в соответствующие кодексы об уголовной ответственности за унижение достоинства украинского народа. Такой законопроект уже месяц находится на рассмотрении в профильном комитете Рады. Автор проекта, член Блока Литвина Олег Зарубинский, утверждает, что соответствующей статьи Уголовного кодекса, предусматривающей наказание за "умышленные действия, направленные на унижение национальной чести и достоинства", недостаточно, чтобы поставить на место того, кто оскорбляет украинцев.

– В УК речь идет о нации, а в моем законопроекте – об украинском народе, – объясняет Фокусу г-н Зарубинский. – И нужно быть непрофессионалами вроде нашего Главного научно-экспертного управления (оно законопроект раскритиковало. – Фокус), чтобы не понимать разницы между этими категориями. Я рассчитываю, что проект поддержат все фракции, возможно, кроме коммунистов.

– Если речь идет о народе – это одно, а если это противопоставление украинцев евреям, русским и прочим – это совсем другое, – действительно не обещает поддержки коммунист Александр Голуб.

В то же время бютовцы предсказывают законопроекту успех:

– Мы внимательно посмотрим и, думаю, поддержим. Здесь объектом защиты является достоинство украинского народа, нормальный, благородный объект, – говорит нардеп Святослав Олийнык.

За покушение на народное достоинство г-н Зарубинский предлагает прежде всего штрафовать (за первое нарушение – на сумму от 850 грн., за повторное – сразу на 4 250 грн.). Должностным лицам подобные высказывания, по замыслу нардепа, выльются не только в штраф (до 5 000 грн.), но и в арест до 6 месяцев, а также лишение права занимать должность в течение двух лет.

– Непонятно только, может ли быть субъектом такого преступления дипломатическое лицо другой страны, условно говоря, посол или Лужков? – рассуждает Олийнык.

Вопрос не праздный – пока получается, что именно среди иностранцев больше всего "обидчиков" Украины.

Комплекс жертвы
На самом деле идея нардепа Зарубинского – наказывать за "унижение народного достоинства" (что таковым считается, пока подробно не расписано) по всей строгости – не нова.

Соответствующих попыток особенно много было на заре независимости. Адвокат Виктор Никазаков в разговоре с Фокусом вспоминает, как некий гражданин даже пытался засудить газету "Зеркало недели": в одной из статей верной для украинцев называлась поговорка "Счастье – это не когда тебе хорошо, а когда другому плохо":

– Истец тогда очень серьезно подготовился к процессу – запасся заключениями Института литературы и даже церкви Киевского патриархата, но закрыть неугодное режиму издание ему не удалось.

В сравнении с той давней, нынешняя законодательная попытка отомстить за поруганное национальное достоинство выглядит более серьезной. До голосования по ней у депутатов руки дойдут, конечно, еще не скоро. Но за это время украинские власти наверняка найдут немало причин "за державу обидеться".

– Официальной идеологией в Украине является государственный мазохизм, – говорит историк Олесь Бузина, сделавший себе имя на критике украинских стереотипов. – Если другие народы гордятся победами, то у нас на знаменах поражения и трагедии, как Круты и Голодомор.

Историк считает это некоей национальной установкой – из всего жизненного опыта культивировать только всевозможные обиды.

Профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань признает наличие у украинцев "комплекса жертвы", но уверен, что в определенном смысле этот комплекс способен принести пользу:

– Можно провести параллели с еврейским народом, который также много страдал и, сделав выводы из истории, стал только сильнее.

Но пока многочисленные украинские обиды не конвертировались в мощь и силу, их становится только больше.

Война "черных списков" и бурное обсуждение в СМИ, последовавшие за многочисленными заявлениями российских политиков разного ранга (даже непроверенными, как было в случае с крылатой фразой Путина "Украина – не государство", пересказанной прессой с чужих слов), оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, реагировать на оскорбления, конечно, нужно, с другой – Украина таким образом лишь усложняет отношения.

– Конечно, недружественные Украине заявления московского мэра Лужкова и депутата Затулина можно было считать непоказательными. Они, мол, политики не того уровня, – говорит Гарань. – Но потом пошел снежный ком – подключился российский МИД, Госдума, последовал шантаж разрывом Большого договора между странами, и на это нашей стране уже надо было реагировать.

Другое дело, говорит эксперт, что реакция должна быть строго аргументированной. Да и адекватной тоже – иными словами, не годится обижаться больше, чем вас обидели.

Сила и слабость
А вот нардеп Владислав Каськив, которого полтора месяца назад не пустили на территорию РФ (в БЮТ это тогда расценили как "оскорбление национального достоинства Украины"), считает, что в Украине еще слишком мягко реагируют на национальные оскорбления.

– Реакция любой другой страны была бы в большинстве случаев жестче. И даже дискуссии никакой бы не было! Если нацию оскорбляют, она должна консолидироваться. Другой вопрос, что заниматься этим должны компетентные уполномоченные структуры, а не каждый политик отдельно по своему усмотрению.

Каськив не одинок в своих сетованиях на излишнюю необидчивость украинских властей. Известный "спец по России" – лидер правого объединения "Свобода" Олег Тягнибок – уверен, что эта держава понимает только голос силы, а в нынешнем комплексе неполноценности украинцев видит наследие советского режима:

– Этот комплекс передается из поколения в поколение, и фактически поколение есть жертвой страха. Но в меня вселяет оптимизм то, что паспорта получили дети, выросшие уже в независимой Украине. У них таких психологических проблем уже нет.

– Состояние души наших политиков таково, что быть вечно ущемленными для них лучше, чем победителями, – ставит в свою очередь диагноз лидерам Олесь Бузина. – Любой министр предпочитает выглядеть обиженным и непонятым. За этой маской легче скрыть элементарное предательство и воровство.

Справедливости ради стоит отметить, что обижаются наши государственные мужи не только на Москву. Один из недавних показательных шагов президент совершил, уволив послов в России и Германии после провала украинской заявки на ПДЧ на бухарестском саммите НАТО. Регулярные, хоть и сдержанные обиды Украина выражает и в сторону Евросоюза, не раскрывающего для нас объятий. ("Не забывайте, что Украина – часть Европы, а не Африки", – выговаривал как-то Европарламенту представитель Украины).

– Если проследить историю наших национальных обид, можно заметить, что Украина по крайней мере не злопамятна: дальше столетия наша обидчивость не распространяется, – говорит культуролог Стась Иванив. – Страны, веками ущемлявшие украинское достоинство силой, такие как Польша или Австрия, теперь наши партнеры, официальная Варшава – вообще наш адвокат в Европе. Никто не припоминает им старого.

"Да мы, севастопольцы, уже смотреть не можем на эту хохляцкую манию величия! Крым русский, Украина ничем его не заслужила!"; "Лужок (Лужков. – Фокус) 2 часа сидел и оскорблял украинцев, а кацапские морды в студии сидели и хихикали" – такого рода репликами регулярно обмениваются посетители сайта focus.in.ua. Действуй сегодня какая-нибудь норма об оскорблении народного достоинства из тех, что предлагает нардеп Зарубинский, за каждое подобное высказывание юзерам пришлось бы платить звонкой монетой. Судя по этим высказываниям, украинцы и россияне (пользователи интернета, по крайней мере) столь же вспыльчивы, обидчивы и несдержанны, как и многие их политики. Или это обратная зависимость?

– Вообще, вопрос "Не слишком ли болезненно Украина реагирует на раздражители?" – сложный, – рассуждает Стась Иванив. – Не стоит забывать однако, что позиция сильного – это позиция спокойствия. С этой точки зрения та же Россия часто действует не как сильное государство. Вспомните, в РФ усматривали оскорбление даже в низких баллах России на "Евровидении" или спортивных соревнованиях. Но вместе с тем обижают чаще всего тех, кто легко обижается. Это такой закон отношений, над которым стоит подумать.