Андрий Магера рассказал о дате перевыборов в проблемных округах и уловках власти

Заместитель главы Центральной избирательной комиссии Андрий Магера рассказал Фокусу о дате перевыборов на проблемных округах, начале работы недоукомплектованной Рады и уловках, на которые может пойти власть, чтобы ввести норму об избрании президента в парламенте

Related video

Вслед за международными наблюдателями парламентские выборы в Украине раскритиковали те, кто отвечал за их проведение. 5 членов Центральной избирательной комиссии (ЦИК) подписали протокол о результатах голосования по многомандатному округу с особым мнением. Один из них — замглавы ЦИК Андрий Магера в документе указал, что выборы прошли с нарушениями, особенно часть, связанная с подсчетом голосов в мажоритарных округах.

Критиковать власть Магере, полномочия которого заканчиваются за год до президентских выборов 2015 года, не впервой. В 2004-м он не подписал протокол ЦИК, согласно которому победу на президентских выборах одержал Виктор Янукович. Теперь, признается он, ситуация не так безнадежна. По партийным спискам выборы прошли относительно гладко, а по 5 проблемным мажоритарным округам, где наблюдатели зафиксировали больше всего нарушений, ЦИК может провести перевыборы. Правда, в том, что это случится в ближайшее время, Магера сомневается. Для этого нужна инициатива власти, которая намерения провести честные выборы пока больше декларирует.

Оппозиция согласилась на проведение перевыборов в отдельных мажоритарных округах, но это решение еще окончательно не принято. Рада, с одной стороны, порекомендовала ЦИК сделать все для установления результатов выборов, с другой — провести перевыборы. Что вы будете делать с этими рекомендациями?
Это похоже на два совета: один — купить мыло, шнурок и повесится, а второй — купить мыло, шнурок и долго перед этим думать. В одном постановлении парламент рекомендует нам предпринять дополнительные меры, чтобы установить итоги голосования и выборов. В другом — назначить повторные выборы в проблемных округах. Я уже не говорю о том, что постановления Рады не являются законом и содержат рекомендации. Произошло это потому, что ЦИК не является объектом парламентского контроля. Но и мы не можем самостоятельно назначить повторные выборы в этих округах. Поэтому будем ждать изменений в законодательстве, и только после этого будет решение о перевыборах.

А новая Рада может начать работу без пятерых депутатов?
Вполне. Более того, парламент второго созыва начинал свою работу в условиях избрания чуть более 300 нардепов. На самом деле по Конституции Рада считается легитимной, если избрали не менее 300 депутатов.

Если повторные выборы назначат, когда они состоятся?
Учитывая, что в начале своей работы парламенту необходимо сформировать фракции, избрать руководство, распределить комитеты, а потом перейти к работе с законопроектами, думаю, что самый ранний срок для назначения повторных выборов — конец марта. Еще один момент: срок принятия решения ЦИК о повторных выборах — 30 дней, а сам процесс длится 60 дней. Я в данном случае пессимист и не считаю, что такие перевыборы можно провести как можно раньше. Тем более что есть и серьезная проблема — финансирование из госбюджета, о размерах которого пока невозможно говорить даже приблизительно.

Участвовать в повторных выборах может любой желающий или они будут проведены среди тех же кандидатов?
Бывшим кандидатам ничто не мешает участвовать заново, но если кто-то из "партийных" кандидатов решит пойти на мажоритарку, им вначале нужно будет подать заявление об отмене регистрации по списку.

Установить результаты выборов на проблемных округах можно только путем переголосования или есть альтернативы?
Альтернатив нет. Например, в 223-м округе (Киев, Шевченковский район. — Фокус) бюллетени испорчены. Прокуратуре необходимо выяснить обстоятельства и расследовать уголовные дела. Нужно проводить графологическую экспертизу, опрашивать членов участковых комиссий, использовать данные веб-камер. После составления протокола члены участковых комиссий должны были демонстрировать их на вэб-камеру. И мы бы видели, какие цифры там были, кто подписал протоколы и кто должен был их транспортировать. Я думаю, при большом желании органы прокуратуры могут установить что к чему. Вопрос только в том, захотят ли они.

Камеры на участках, на покупку которых из бюджета выделили около миллиарда гривен, не помогли избежать фальсификаций. Что будет с ними дальше?
Они должны быть переданы местным органам исполнительной власти. Проще говоря, на хранение в райгосадминистрации. Могут ли они быть использованы в дальнейшем? У меня большие сомнения по этому поводу, ведь ближайшие общенациональные выборы состоятся в 2015 году. Через 2,5 года эта техника настолько устареет, что эффективнее будет забивать ею гвозди.

Власть и оппозиция сейчас ждут окончательных оценок международных наблюдателей. Запад признает выборы демократичными?
Если сравнивать с досрочными парламентскими выборами 2007 года, то они были чище в силу двух причин. Сейчас по пропорциональной избирательной системе нареканий было очень мало, в части мажоритарной — наоборот. То есть решение о переходе на пропорционально-мажоритарную систему явилось ошибкой. И вторая причина — в 2007 году исполнительная власть четко заявила, что она не вмешивается в избирательный процесс, и мне кажется, это слово она сдержала. Сдержала ли свое слово нынешняя исполнительная власть, давайте будем выяснять.

Нынешняя избирательная кампания — репетиция президентских выборов-2015. ЦИК может принять меры, минимизирующие фальсификации, или вы, как и многие оппозиционеры, допускаете, что через три года президента будет избирать парламент?
Об этом говорить рано. Законодательные изменения зависят от парламентского большинства. Но в возможность избрания президента в парламенте я не верю, для этого нужно внести изменения в Конституцию 300-ми депутатскими голосами, которых у власти нет. Во-вторых, любая попытка упразднить всеобщие выборы президента чревата — будет рассматриваться как минимум как сужение существующих конституционных избирательных прав граждан.

Мария Жартовская, Фокус