Игры в демократию. Украинцы получат право переписать Конституцию только с разрешения власти

Новый закон о референдуме дает украинцам уникальное право — переписывать Конституцию. Но воспользоваться им они смогут только с разрешения власти и в ее интересах

Related video

Партия регионов всерьез взялась за демократию. Согласно недавно принятому Закону "О всеукраинском референдуме", украинцы получили право переписывать законодательную Библию страны — Конституцию. Если так, теперь без помощи парламентариев народ сможет решать вопросы о вступлении Украины в НАТО, Таможенный союз или введении второго государственного языка. В исключительной компетенции власти останется только амнистия заключенных, налоги и принятие госбюджета.

Закон неплох, признает лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук, у которого к документу есть претензии: во-первых, при желании власть сможет остановить волеизъявление на любом этапе, во-вторых, главный лоббист референдумов сомневается в истинных мотивах регионалов. "Я далек от мысли, что власть вдруг захотела стать более демократичной. Скорее играет на опережение", — признается он Фокусу.

Опережение, уточняет Вадим Карасев, — это план в будущем с помощью референдума изменить форму правления в стране с президентской на парламентско-президентскую. Но на этот шаг президент Виктор Янукович пойдет, когда поймет, что его шансы победить на президентских выборах 2015 года невелики. Тогда даже в случае победы его конкурента из оппозиционного лагеря власть останется в руках самой рейтинговой Партии регионов.

На скорую руку
Принятие законопроекта "О всеукраинском референдуме", зарегистрированного в Верховной Раде народным депутатом от Партии регионов Дмитрием Шпеновым два с половиной года назад, не обошлось без скандала. 6 ноября за документ, который не прошел рассмотрение в профильном комитете, без обсуждения и внесения поправок проголосовали 265 депутатских карточек. Затем документ, одобренный спикером парламента Владимиром Литвином, быстро отправили на подпись к президенту, который, несмотря на протесты оппозиции, оперативно его завизировал.

Шпенов спешку однопартийцев объясняет просто: все важные законопроекты Рада старается принять до окончания срока полномочий нынешних депутатов, а его законодательное детище и вовсе заслуживало особого внимания. "Я готов поделиться своими полномочиями с народом, что советую сделать и своим коллегам", — рассказывает он. Рекламируя документ, регионал объясняет, что теперь провести референдум будет значительно проще. Инициировать народное волеизъявление может парламент, а назначить — президент. Для этого в течение 5 дней местные власти должны собрать 3 млн подписей из 2/3 областей страны, но не менее чем 100 000 от каждого региона. Всего, согласно закону, предусмотрено четыре вида референдумов: законодательный, ратификационный, общий и конституционный. Последний предполагает возможность изменения Основного Закона и принятие новой его редакции.

Впрочем, последняя анонсированная автором закона норма, настаивает Медведчук, прямо противоречит действующей Конституции. В ней принятие "новой редакции" непосредственно народом не предусмотрено. Слова бывшего главы Администрации президента Леонида Кучмы подтверждает глава Конституционной ассамблеи (вспомогательный орган при президенте, готовящий изменения в действующую Конституцию) Леонид Кравчук. "В действующей Конституции действительно есть положение о том, что любые изменения принимает исключительно конституционное большинство в Раде", — признает первый президент и уточняет, что возникшую после одобрения нового закона несостыковку можно легко убрать, исключив из него норму о том, что украинцы сами могут менять Основной Закон.

Исключить можно, но делать этого власть не будет, уверен нардеп от НУ-НС Олесь Доний. Он не сомневается в том, что закон нужен регионалам в том виде, в котором его приняли. "Главная цель Януковича — второй срок, а достичь этого можно, в том числе и поменяв Конституцию", — отмечает депутат. Соглашаясь с ним, Карасев добавляет, что одним из таких изменений может стать возвращение к парламентско-президентской форме правления, и именно этот вопрос власть в случае падения ее популярности накануне президентских выборов 2015 года вынесет на всеукраинский референдум.

Старый новый закон
Кравчук, под руководством которого разрабатывается проект изменений в Конституцию, не скрывает, что в последнее время с Януковичем общается часто. Но о чем, рассказывать не хочет, дескать, сейчас это "политическая трескотня", не более. Да и обсуждать возможные изменения в Конституцию, по его словам, еще не время, работа в разгаре: ассамблея подготовит проект изменений не ранее 2014 года, как раз в канун президентских выборов. "Но если в процессе своей работы мы придем к выводу, что нужно остаться президентской республикой или перейти к парламентской форме правления и с этим согласятся Рада и президент, то, уверен, они примут нужные решения", — косвенно намекает он на планы власти, добавляя, что этот вопрос может быть вынесен на референдум.

Именно в этом, утверждает Карасев, и заключается главный план Януковича. Эксперт уверен: если президент поймет, что шансы быть переизбранным в 2015 году малы, то сделает все возможное, чтобы перейти к парламентской форме правления. Это вернет страну во времена правления Виктора Ющенко, когда все ключевые решения принимал парламент, а президенту доставались представительские полномочия. В этом случае Партия регионов, рейтинг которой хоть и падает в последние годы, но все еще высок, выдвинет на пост премьера Януковича, и тот фактически останется у руля страны, даже если президентские выборы выиграет конкурент-оппозиционер.
Однако сценарий с референдумом — не основной. Есть еще два плана по удержанию власти в руках ПР: выведение во второй тур президентских выборов слабого конкурента вроде лидера ВО "Свобода" Олега Тягнибока или скупка "тушек" для создания конституционного большинства в 300 голосов. "С одной стороны, у слабых конкурентов можно запросто выиграть, а с другой — можно заплатить примерно миллиард долларов за голоса самовыдвиженцев и оппозиционеров, которые в Раде поменяют Конституцию", — говорит Доний.

Столько же, но уже из госбюджета и в гривне, рассказывает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко, власти придется потратить на организацию и проведение референдума. Назвать эти траты оправданными Доний не берется. Он убежден: фальсифицировать результаты референдума еще проще, чем подтасовать итоги выборов. Это, вспоминает депутат, уже пробовал сделать президент Леонид Кучма в 2000 году. "Референдумы нужны были ему для шантажа и усиления контроля, — рассказывает Доний. — Но тогда план провалился, результаты референдума не признала Рада".

Мария Жартовская, Фокус