Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

Создание и продажа партий может оказаться выгодным делом

Создание и продажа партий может оказаться выгодным делом
Накануне возможных перевыборов политические партии становятся ходовым товаром. Их покупка-продажа процветает, и цены – только растут
000


Тот, кто не знает о такой форме бизнеса, – явно не политик. Потому что политик прекрасно осведомлён: участие в выборах могут принимать только годовалые партии – зарегистрированные не менее чем за год до кампании. Если кампания нагрянула внезапно (как может быть сейчас), а вырастить свою структуру деятель не успел или поленился, нужного возраста небольшую политсилу со всеми документами, офисами, агитаторами и членами можно просто купить. Зная это, многие выращивают партии – как овощи, на продажу. Может быть, это объясняет, почему в реестре Минюста в начале 2000-х было 89 партий, сейчас уже 148, и это число только растёт. Только в этом году список пополнился 7 политорганизациями. 

Чего стоит дом построить 
– Если есть деньги – нет никаких преград, – говорит экс-глава бывшей Конституционно-демократической партии (была создана в 1993 году) Владимир Золотарёв. 

По закону, для регистрации партии нужно заплатить государству символический регистрационный сбор – 1700 грн. (100 необлагаемых минимумов), а также собрать боле 10 тысяч подписей граждан Украины, имеющих право голоса, не менее чем из 2–3 районов не менее 2–3 областей Украины, Киева, Севастополя и Крымской автономии. 

Партия проиграна
В духе современного украинского бизнеса периодически появляются сообщения не только о продаже, но даже о рейдерском захвате партий

1998 – за отказ поддержать Кучму создатели партии НДП во главе с Анатолием Матвиенко вынуждены были покинуть партию – её возглавил премьер-министр Пустовойтенко

2001 – в партии «Молодая Украина» меняется руководство, создатели во 
главе с Олесем Донием оттеснены и долго судятся, пытаясь вернуть политсилу

2007 – часть членов партии «Вперёд, Украина!» которая в нынешнем году окончательно переименовалась в «Народную самооборону», обвинила Юрия Луценко в захвате партии

2007 – съезд «Поры» за спиной Владислава Каськива выбирает руководителем Ярослава Годунка и пытается пойти на перевыборы-2007 самостоятельно. Каськив обвиняет Годунка в самоуправстве, подделке подписей и печати.


Хотя опытные партстроители знают: можно и не собирать, а воспользоваться имеющимися на чёрном рынке базами данных избирателей. Правда, есть опасность, что Минюст подлог обнаружит. 

Осведомлённые люди рассказывают, что можно обойтись и без формальностей, пойти окольным путём – если пустить в ход суммы, значительно превышающие регистрационный сбор. От 30 до 50 тыс. долларов передаётся посредникам – и свидетельство о регистрации партии будет изготовлено в кратчайшие сроки. 

Правда, это не избавляет от необходимости в ближайшие полгода всё же создать региональные и районные отделения – они понадобятся при последующих регулярных проверках партии или при её продаже. 

Но и эта, на первый взгляд, непосильная задача при должной изобретательности решается просто. Выбираем области с наименьшим числом районов – это сэкономит время и деньги. Затем берём пресловутые базы избирателей по выбранным районам и составляем липовые протоколы учредительных заседаний граждан (собирать настоящие намного дольше и дороже). Главная трудность – подобрать таких руководителей организаций, которые впоследствии ни на что бы не претендовали. Но и этот вопрос вполне решаем с помощью денег – в любом райцентре найдётся немало пенсионеров, готовых подписаться под необходимыми документами. Максимальная стоимость их услуг – $100. 

При грамотном планировании за один-два дня таким образом можно охватить целую область, подать регистрационные документы в местные отделения Минюста и забрать их спустя 10 дней. Если учесть, что каждая область обходится не более чем в $2 тыс., то полный комплект местных парторганизаций выльется в $30-50 тыс. В итоге получаем бумажную партию под ключ, готовую к продаже. И уж если на её создание нашлось до $100 тыс., то $10 тысяч на «функционирование» (создание центрального офиса с телефоном, офисной техникой и секретарём) покажутся сущим пустяком. Правда, если не удастся найти покупателя в ближайшие три года, то партия рискует «протухнуть». Ведь Минюст проводит регулярные проверки партийных субъектов, и то, что структура существует не только на бумаге, придётся как-то доказывать. Но это крайний случай. При нынешнем спросе сбыть партию можно быстро. 


Передал удар. Благодаря партии «Вперёд, Украина!» Виктора Мусияки «Народная самооборона» Юрия Луценко поучаствовала в перевыборах. Сам Мусияка нардепом не стал

Передал удар.  Благодаря партии «Вперёд, Украина!» Виктора Мусияки (слева) «Народная самооборона» Юрия Луценко поучаствовала в перевыборах. Сам Мусияка нардепом не стал



По законам бизнеса
Фокусу без особого труда удалось найти желающих купить партию. Группа столичных бизнесменов готова сразу выложить за политсилу любого окраса $250 тыс. Не ахти какие деньги, если учесть, что на рынке в ходу другие суммы – от 1 до $1,5 миллиона. 

На вопрос, зачем им партия, потенциальные покупатели отвечают, что это «нормальный бизнес». 

– Если не получим депутатские кресла, то, как минимум, заработаем на продаже мест. 

Для бизнесмена в партийном проекте есть ещё одна ценность: партия может стать весомым аргументом при решении деловых проблем с органами власти. Одно дело, когда наезжают на простого предпринимателя, и совсем другое, если оказывают давление на лидера партии: тут уж смело можно заводить речь о политических репрессиях. 

Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий в разговоре с Фокусом вспоминает, что последний раз с непосредственной продажей партии сталкивался в 2004 году. Тогда держатели партии аграрного направления предлагали ему продать структуру всего за $100 тыс. 

– Из этого ничего не получилось, но, насколько я знаю, аграрники всё же нашли своего покупателя. Сегодня партия стоит уже не меньше $1 млн., – говорит эксперт. 

«Народная самооборона» Юрия Луценко убедилась в том, насколько выгодно обзавестись по случаю готовой партией. В канун досрочных выборов 2007 г. это была общественная организация – с именем, но без партийной структуры. Ввязываться в гонку она, естественно, не могла. На выручку пришла партия «Вперёд, Украина!», возглавляемая экс-нардепом Виктором Мусиякой. Сначала она вошла в блок имени Луценко (который затем влился в Блок НУНС), а недавно и вовсе переименовалась в «Народную самооборону». Теперь луценковская сила официально стала партией, и возглавил её депутат от НУНС Олег Новиков, бывший «вперёдовец». 

Правда, о какой бы то ни было материальной стороне этого слияния участники не говорят. Самооборонщик Олесь Доний считает распространённое в прессе мнение о продаже партии «Вперёд, Украина!» ошибочным: 

– Зная принципиальность Виктора Мусияки, думаю, это невозможно. Он всегда был независим: считал, например, что мы не должны идти на выборы с «Нашей Украиной», по этой причине даже отказался баллотироваться в депутаты. При этом он сохранил с нами хорошие отношения. 

По мнению политтехнолога Тараса Березовца, спрос на партии вроде «Вперёд, Украины!» – достаточно старые, но не умеющие побеждать самостоятельно, будет только расти. В основном их станут использовать для создания именных блоков, как это было в Киеве, когда создавались блоки Катеринчука, Омельченко, Кличко и прочие. 

По мнению политтехнолога, политсилы пригодятся и для чёрных технологий, прежде всего для создания партий-клонов, оттягивающих на себя голоса избирателей, как это было с двойником Блока Омельченко на столичных выборах. 

Единоличник. В основу ЕЦ Виктора Балоги легла Партия частной собственности
Единоличник. В основу ЕЦ Виктора Балоги легла Партия частной собственности



Камо грядеши
Хотя партии давно уже стали товаром, политики предпочитают умалчивать о подобных сделках. Видимо, чтобы не разочаровывать избирателя, сохраняя у него иллюзию идеологичности. Одно абсолютно точно: если где-то вдруг происходит ребрендинг партии, это почти наверняка означает, что у политсилы сменился менеджмент. Самая свежая подобная история произошла с Партией частной собственности: весной этого года её официально переименовали в «Единый центр». Теперь ближайшие соратники главы Секретариата президента Виктора Балоги раскручивают ЕЦ как новую пропрезидентскую силу. 

Правда, по мнению Алексея Голобуцкого, вряд ли эту партию покупали за деньги. 

– У Секретариата президента достаточно возможностей рассчитаться натурой – должностями, преференциями в бизнесе и тому подобным, – убеждён эксперт. 

По его мнению, в случае с ЕЦ приобретение партии было оправданно – досрочных выборов на осень уже весной ждали многие дальновидные политики. Однако создавать партию всё же дешевле, чем покупать. Зато на покупке может заработать не только продающая сторона. 

– Между покупателем и продавцом всегда существует цепочка посредников, – говорит Голобуцкий. – Представим, что г-н Шибико (бывший глава Партии частной собственности. – Фокус) говорит Игорю Крилю, лидеру «Единого центра», что партия стоит 200 тысяч. Криль идёт к Балоге и говорит: 400. Балога к президенту – 1 миллион. 

Главный минус продаваемых партий – груз в виде руководителей региональных организаций, на руках у которых все документы и печати. 

– Яркий пример – партия «Молодая Украина», которая, возможно, и перешла бы под контроль какого-нибудь политика, если бы не региональные организации. В таких случаях главе партии приходится «отстёгивать» ещё и областным лидерам, и если суммировать все эти выплаты, продажа оказывается невыгодной, – рассказывает Алексей Голобуцкий. 

Согласен с этим и Тарас Березовец, который считает, что у большинства заинтересованных покупателей есть ещё и проблема кадрового голода в регионах. Поэтому покупателям иногда выгоднее взять партию «в аренду», под разовый проект, чем покупать её полностью. 

Тем временем большинство политиков не склонны видеть негатив в том, что партийные структуры переходят из рук в руки. 

Нардеп-регионал Юрий Мирошниченко в своё время сам возглавлял партию под названием «Новая генерация». Теперь она называется Прогрессивно-демократической, у неё новое руководство, но регионал уверяет, что не продавал партию – просто вышел, и всё. 

– Часто меняют руководство, как правило, не самые активные в политическом смысле партии, у которых много проблем, и финансовых прежде всего, – говорит он Фокусу. – И вполне естественно, что нереализовавшие себя партии хотят влить новую кровь, чтобы скорректировать курс. 

Такую тенденцию считает вполне нормальной и Алексей Голобуцкий. Партии меняют владельцев, и нечего их при этом попрекать продажей идеологии – её ведь по сути у большинства партий и нет. И пока так обстоит дело, коммерческая составляющая в партийном строительстве – абсолютно естественный элемент. И выбирают здесь не между идеологиями, а между бизнес-проектами, которые мало чем отличаются от товаров в супермаркете.


В хозяйстве пригодится
Иметь собственную партию полезно. Помимо серьёзного участия в выборах, у неё есть ещё много применений 

Сдача в аренду (под конкретные выборы или акции)


 

 

 

Продажа мест в списке

Решение бизнес-вопросов и налаживание контактов с властями (партия добавляет авторитета) 

  Работа «клоном» другой политсилы на выборах (хорошо оплачивается конкурентами жертвы)

Для раскрутки собственной популярности (потом партию можно бросить и вступить в раскрученную политсилу)

 

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.