В Раде зарегистрированы три законопроекта о люстрации судей

Кабинет министров Украины, депутаты фракции "Свобода" и внефракционный депутат Анжелика Лабунская предлагают три законопроекта о восстановлении доверия к судебной системе Украины

Related video

Кабинет министров Украины предложил законопроект о восстановлении доверия к судебной системы Украины (№4378), который "определяет правовые и организационные основания проведения аттестации и люстрационной проверки судей судов общей юрисдикции", передает "Интерфакс-Украина".

Для реализации данного документа должна быть сформирована временная специальная комиссия по проверке судей из 17 человек.

Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей Украины назначают во временную спецкомиссию по 4 члена, которые должны быть судьями, Кабмин назначает 3 членов, которые должны представлять общественность, Верховная Рада – 6 членов, двое из которых должны быть судьями.

Аттестация судей проводится Высшей квалификационной комиссией судей.

Согласно законопроекту, судьи подлежит увольнению с должности в связи с нарушением присяги в случае принятия им единолично или в составе коллегии судей таких неправомерных решений как: об ограничении прав граждан на мирные собрания в Украине с 21 ноября 2013 года по 21 февраля 2014 года, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, продления срока содержания под стражей, обвинительных приговоров, решений судов апелляционной и кассационной инстанций о пересмотре обвинительных приговоров, следствием которого не была их отмена, в отношении политических заключенных.

Основанием для увольнения судьи может быть принятое им решение об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, продление срока содержания под стражей в отношении участников протестов с 21 ноября 2013 по 21 февраля 2014 года.

Кроме того, увольнению подлежат судья, в отношении которых Европейский суд по правам человека установил нарушение Украиной Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.

Могут быть уволены, согласно проекту закона, судьи, которые принимали решение о лишении права управлять транспортным средство участников протестов и подпадают под действие закона от 21 февраля 2014 года о недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий которые имели место во время проведения мирных собраний, а также накладывали административные взыскания за нарушение порядка организации и проведения митингов.

Увольнению подлежат судьи, принимавшие решения относительно дел, связанных с проведением выборов в Верховную Раду 7-го созыва. "При таких обстоятельствах проверка проводится по инициативе субъекта избирательного процесса, чьи права или интересы нарушены, или по инициативе Высшего совета юстиции", - говорится в проекте закона.

Кроме того, основанием для увольнения судей являются принятые им решения относительно нарушения имущественных прав физических и юридических лиц, которые имели место в хозяйственных судах после 30 июля 2010 года и привели к существенным последствиям.

По результатам проверки судей временная спецкомиссия принимает решение, которое является обязательным к выполнению с момента его принятия.

Судьи, не прошедшие проверку, подлежат отстранению от совершения правосудия с дальнейшим увольнением в связи с нарушением присяги.

Комиссия направляет также материалы проверки судей в Генеральную прокуратуру, чтобы установить основания для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Не прошедшие проверку судьи не могут быть назначены или избраны на должность судьи на протяжении 5 лет с момента увольнения с должности.

С момента вступления данного закона в силу, должны быть прекращены полномочия Высшего совета юстиции по квоте парламента. Кроме того, рекомендуется президенту, съезду судей и прочим в течение 30 дней отозвать назначенных ими членов Высшего совета юстиции и назначить новых.

Вместе с тем рекомендуется на протяжении 30 дней с вступления закона в силу отозвать членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и назначить новых.

Законопроект (№4378-1) авторства депутатов от "Свободы" (Олега Тягнибока, Олега Бондарчука, Олега Гелевея, Олега Осуховского определяет среди прочих следующие задачи проверки Судей (люстрации): увольнение с должности судей, реальные расходы и фактическое материальное положение которых, а также их близких, не соответствует уровню их официальных задекларированных доходов. Кроме того, в документе речь идет об увольнении судей, принимавших неправомерные решения, а также судей, относительно которых установлен факт совершения коррупционного правонарушения.

Кроме того, задачей люстраций судей является увольнение тех из них, которые приняли решение, признанное в дальнейшем Европейским судом по правам человека таким, которое нарушает Конвенцию о защите прав человека и основоположных свобод.

Проверка осуществляется на протяжении 6 месяцев с момента начала работы органа, осуществляющего проверку.

Для реализации данного закона при Высшем совете юстиции формируется временная спецкомиссия по люстрации, состоящая из 17 членов.

При этом в законопроекте отмечается, что спецкомиссия не подчиняется и неподотчетна Высшему совету юстиции и отчитывается перед Верховной Радой.

Персональный состав специальной комиссии формирует парламент Украины.

Проверке подлежат судьи судов общей юрисдикции Украины.

Согласно проекту закона, объектом проверки является: решения, действия или бездеятельность профессиональных судей во время осуществления правосудия единолично или в составе коллегии судей, решения, действия или бездеятельность судей, которые пребывая на административных должностях использовали свое служебное положение для влияния на других судей, а также достоверность и полнота ведомостей в декларациях о доходах судей и их близких родственников.

Основанием для открытия производства проверки является представление народного депутата, общественной организации, объединения граждан, представление гражданина Украины, сообщение СМИ, наличие достаточной для этого информации у члена спецкомиссии.

Проект закона (№4378-2) авторства народного депутата Анжелики Лабунской предлагает проводить люстрационную проверку судей на протяжении шести месяцев с момента формирования соответствующего органа с возможностью продливать этот срок.

Лабунская предлагает при Высшем совете юстиции создать люстрационную комиссию судей, которая будет состоять из 17 членов.

Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия судей назначают в люстрационную комиссию судей по 4 членов из числа судей, Кабмин назначает 3 членов из представителей общественности с высшим юридическим образованием, а Верховная Рада – 6 членов.

Люстрационная комиссия рассматривает нарушение присяги судьями, которое заключается в принятии судьей решения, которое признано ЕСПЧ таким, что нарушает Конвенцию о защите прав челолвека и основоположных свобод, а также решения судей в избирательных делах в связи с проведением выборов в парламент 7-го созыва, которые грубо нарушили нормы избирательного права и повлияло или могло повлиятбь на результаты выборов в одномандатных избирательных округах №94, 132, 194, 197, 223 в 2013 году.

Кроме того, проверке подлежит судьи, принимавшие решения о безосновательном избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, о безосновательном предоставлении разрешения на проведение следственных действий в отношении участников массовых протество с 21 ноября 2013 года по 21 февраля 2014 года, а также решения о безосновательном органичении прав граждан на мирные собрания в этот же период.

Согласно законопроекту, проверке комиссией подлежат судьи, которые накладывали безосновательно административные взыскания, лишали права управлять транспортным средством участников массовых акций протеста.

Кроме того, в законопроекте Лабунской отмечается, что для выявления наличия оснований для привлечения судей к дисциплинарной ответственности, по обращению любого физического или юридического лица, проверке подлежат судья, которые после 30 июля 2010 года принимали решения, приведшие к грубому нарушению прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также в отношении которых наявна ифнормация о неправдивых данных, указанных в декларации или несвоевременная ее подача.

Согласно повестке дня, в четверг (13 марта) Верховная Рада планирует рассмотреть три вышеуказанных законопроекта.