Как украинские выпускники иностранных вузов помогают Кабмину

Украинские выпускники лучших иностранных вузов готовы отказаться от предложений ведущих компаний мира ради работы на родное правительство. Власти им пока не отвечают взаимностью

Related video

Что лучше — престижная работа в известной компании с заработком до $10 тыс. в месяц или попытка помочь родине на общественных началах? Выпускница бизнес-школы Гарвардского университета Наталья Бугаева, изучавшая международные финансы и торговлю, задала себе этот вопрос месяц назад и выбрала второй вариант. В итоге она уже пару недель трудится в Минэкономики советником министра по координации работы с международными организациями. И надеется в ближайшее время справиться с главной задачей на этом посту — наладить сотрудничество со Всемирным банком. А после этого, максимум через семь-восемь месяцев, уехать к мужу в США.

На чиновничью работу выпускница Гарварда пошла после Майдана, решив, что именно так она сможет внести посильный вклад в модернизацию страны. "Для многих из нас это (работа во власти. — Фокус) продолжение Майдана", — объясняет она.

"Нас", от лица которых говорит Бугаева, действительно много. Сотни молодых профессионалов с лучшими западными дипломами — представители Ассоциации украинских выпускников зарубежных вузов в начале весны обратились к украинской власти, заявив, что готовы работать в правительстве за обычную чиновничью зарплату или даже без нее, лишь бы помочь стране.

Власть встретила предложение весьма сдержанно: пока в Кабмине присматриваются к кандидатам и изучают резюме. За прошедший месяц предложения о работе получили лишь три человека из Ассоциации.

Надежды юношей питают

Инициатива выпускников западных вузов за несколько недель собрала более 1,5 тыс. профессионалов, желающих помочь родине. Прежде всего это специалисты в бизнес-администрировании, финансисты, готовые работать на различных должностях по своему профилю в украинских ведомствах.

Чтобы быть в любой момент доступными, участники инициативы разместили свои резюме в специальной открытой базе данных, предложив правительству самому выбирать нужных кандидатов. Такому кадровому резерву позавидовали бы и транснациональные компании-гиганты. Среди претендентов на места в чиновничьих кабинетах в основном бывшие студенты Гарвардского, Оксфордского, Колумбийского университетов и других мировых топ-вузов.

Потенциальный заработок специалистов такого уровня в Украине, по данным рекрутинговых агентств, мог бы составить от нескольких тысяч долларов в месяц. Средняя годовая зарплата выпускника бизнес-школы Гарварда в Украине, говорит Илона Шарова, директор международной рекрутинговой компании "Хадсон", в среднем составляет $110 тыс. Попав же на работу в главные офисы отечественных министерств, они смогут зарабатывать 3–4 тыс. грн в месяц. А при отсутствии опыта работы в госструктурах (а именно так, как правило, и бывает у западных выпускников) заработок будет и того меньше, до 2 тыс. грн.

Однако деньги для профессионалов, решивших помочь родине, — не самое главное. Финансист Константин Могалецкий, один из координаторов инициативы выпускников, рассказывает Фокусу: основное, что они хотели бы сделать, — реформировать власть и победить коррупцию. "Чтобы не потерять тот уникальный шанс, который у нас есть сейчас, мы должны сделать все, чтобы наше правительство было прозрачным", — говорит он.

Именно бывшие студенты западных вузов, по мнению Могалецкого, лучше других готовы к решению этой задачи. Ведь сама система образования на Западе выстроена не только вокруг получения профессиональных навыков, одной из ее задач является этический подход к ведению дел.

В Чикагском университете, где обу­чался он сам, помимо специальных дисциплин проводились тренинги, посвященные этике. Студенты изучали предмет на основе реальных примеров — историй бизнесменов, которые разорились или попали в тюрьму из-за того, что нарушали закон. В то же время, по словам Могалецкого, украинские студенты с момента поступления получают практические знания о том, что взятки — неотъемлемая часть системы образования, да и всего госустройства Украины.

Кроме того, обладатели западного диплома лучше готовы к контактам с европейцами и американцами, то есть основными "поставщиками" инвестиций. По мнению Оксаны Шуляр, выпускницы Школы международных и государственных дел Колумбийского университета, западные студенты в большей мере являются носителями передовых политических и экономических знаний, что сейчас необходимо Украине.

Прохладное отношение

На словах представители власти высказывают заинтересованность перспективными кадрами с хорошими дипломами. Так, базой данных Ассоциации пользуется Министерство экономики — руководство подыскивает советников министра по вопросам дерегуляции и IT-сферы. А вице-премьер Александр Сыч ищет кандидатов на должности экспертов в вопросах здравоохранения и культуры. Запросили резюме людей с юридическим образованием Министерство внутренних дел и партия "УДАР". Также, как говорит Бугаева, заинтересовались предложением Ассоциации в Службе безопасности Украины и в госкомпании НАК "Нафтогаз Украины".

Дальше других пошло Минобразования. "Мы в контакте с авторами этой инициативы и привлекаем выпускников на волонтерских началах", — говорит Фокусу министр образования Сергей Квит. Его интерес не праздный: получая ворох жалоб на коррупцию в высших и средних учебных заведениях, он с помощью юристов-консультантов надеется разгрести эти авгиевы конюшни.

Но результаты пока не впечатляют — сегодня лишь двое участников инициативы получили работу в правительстве. Вслед за Натальей Бугаевой Елена Курчинская, окончившая Центрально-европейский университет, вошла в правительственный кабинет, став советником Квита. Еще одну активистку — Алену Шкрум, выпускницу Кембриджа, — взяли на работу юристом в партию "УДАР".

На чужом поле

Даже если добровольных помощников начнут сотнями призывать на службу в правительство, они вряд ли совершат глобальную революцию. Проблема в закостенелости бюрократической системы, преодолеть которую даже высококвалифицированным специалистам очень сложно.

Так, Оксана Шуляр, в свое время устроившаяся после окончания американского Колумбийского университета на должность первого секретаря в МИД, с первых дней получила порцию холодного душа. Следуя букве отечественного законодательства, выпускнице одного из самых престижных вузов планеты пришлось подтверждать легальность своего диплома в Украине, а также дважды сдать экзамены по английскому языку.

Экзамены на знание языка, на котором шло обучение в университете, — цветочки. Куда больше, по словам экс-президента киевской бизнес-школы МИМ Богдана Будзана, выпускника Гарвардской школы бизнеса 1996 года, человека с западной "корочкой" и желанием изменить систему угнетает тягучая реальность украинских ведомств.

Будзан работал заведующим отделом в аппарате Кабмина, в 2000-х годах был внештатным советником вице-премьеров Василия Рогового, Ивана Васюника и весь свой опыт госслужбы характеризует коротким понятием "закрытые двери". Мол, потребность в его знаниях возникала редко, а те проекты, которые он разрабатывал, чаще всего не реализовывались. "Я видел все: бюрократию, сильную перегрузку руководителей, их проблемы в управлении временем, спонтанность в работе", — рассказывает экономист. В итоге он пришел к выводу, что его функция советника была формальностью.

Несмотря на это, инициативу выпускников Будзан считает полезной. "Не исключено, что, имея зарубежное образование, соответствующий образ мышления и ценности, они не только наполнят власть новым мышлением, но и покажут конкретный результат", — говорит он.

А вот Каха Бендукидзе, бывший министр по координации экономических реформ Грузии и один из "отцов" грузинского экономического чуда, настроен скептично. По его словам, экс-президент Михаил Саакашвили тоже пригласил в правительство множество молодых выпускников западных вузов. Но, как оказалось, успешность реформ ни от возраста, ни от наличия престижного диплома не зависят. "Это все штампы. Я вот немолодой специалист с советским образованием. И сделал больше, чем кто бы то ни было", — говорит Фокусу Бендукидзе.

Проверить выводы грузинского реформатора украинские власти смогут в ближайшее время. В ходе грядущей модернизации власти правительство, по словам премьера Арсения Яценюка, уволит 24 тыс. чиновников. Чтобы эффективно управлять оставшимися, власть примется искать новых менеджеров. Не исключено, что ими станут те бывшие студенты, которые сегодня добровольно, хотя пока и не очень успешно предлагают себя Кабмину.

Ирина Гамалий, Фокус