Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Почему миллиардер Косюк пошёл в подчинённые к Порошенко и Ложкину

Почему миллиардер Косюк пошёл в подчинённые к Порошенко и Ложкину

Госслужба для Косюка не столько вызов персональным амбициям миллиардера, сколько логичное продолжение его бизнеса. Чем раньше закончится война в Донбассе, тем скорее возобновится рост экономики

000

Утром 3 июля новоназначенный замглавы Администрации президента Юрий Косюк едва не лишился статуса миллиардера. Сразу после известия о переходе бизнесмена на госслужбу стоимость акций компании "Мироновский хлебопродукт", в которой Косюку принадлежат две трети, упала на 3%, примерно до $1,54 млрд: состояние Косюка в итоге лишь на $20 млн превысило миллиардную отметку.

Падение падением, а из "новых чиновников" владельца МХП по размеру состояния опережает разве что днепропетровский губернатор Игорь Коломойский. Прямой начальник Косюка — глава АП Борис Ложкин "стоит" в пять раз меньше: из $360 млн, которые Сергей Курченко выложил за United Media Holding, основателю медиаимперии досталось, по разным данным, от ста пятидесяти до двухсот. Позади даже сам Пётр Порошенко. Roshen, ориентированный на внутренний рынок с его падением спроса и девальвацией гривны, сейчас если и стоит больше прогнозной годовой выручки (в лучшем случае, $750 млн), то ненамного.

Миллиардер в подчинении у миллионеров, пусть и с приставкой "мульти", это уже интрига. Нет вопросов, зачем Порошенко с Ложкиным успешный бизнесмен-трудяга, отдающий работе 15-16 часов в сутки и с нуля построивший не просто компанию, но целый новый для Украины рынок. Такой нужен хоть главным по снабжению, хоть старшим по тарелочкам, было бы желание вкалывать. Откуда оно у Косюка? Миллиардер, который, по его собственному признанию, стремится быть первым во всём, едва ли в восторге от должности первого заместителя даже не лично Порошенко — главы АП. 

Тогда зачем? Патриотизм? Вероятно, но в строгой привязке к бизнесу.

Речь не о желании заработать на поставках "мироновской" курицы в 200-тысячную украинскую армию. Переход военных на "ножки Косюка" при нынешних армейских нормах даст рост продаж на 15–16 тыс. тонн в год. Для сравнения: это в семь раз меньше, чем МХП продал в страны СНГ в 2013 году, и всего 3,3% прошлогоднего производства. Если же учесть весьма возможную после нынешнего назначения национализацию российского бизнеса Косюка — 40 тыс. га земли в Воронежской области, купленных МХП в прошлом году, — быстрая выгода и вовсе эфемерна.

Другое дело перспективы. "Мироновский хлебопродукт", третий по величине в Европе производитель курятины с выручкой $1,5 млрд, полностью зависим от внутреннего спроса. Растут доходы украинцев — растёт и компания, сейчас занимающая половину рынка страны. Население беднеет — падают и выручка с прибылью, как в 2009-м, когда доходы компании сократились на 12%.

За последние три года МХП потратил три четверти миллиарда долларов на новую птицефабрику в Винницкой области, нарастив мощности в полтора раза. Впереди запуск второй очереди. Без роста доходов украинцев — читай, без роста спроса на мясо — сотни миллионов, взятых в кредит, в прямом смысле уйдут в песок.

Госслужба для Косюка не столько вызов персональным амбициям миллиардера, сколько логичное продолжение его бизнеса. Чем раньше закончится война в Донбассе, тем скорее возобновится рост экономики, тем быстрее будет увеличиваться стоимость украинских компаний — это ли не стимул для Косюка курировать оборонку? Расти есть куда: потребление мяса в Украине отстаёт даже от биологической нормы в 80 кг на человека в год — в 2013 году было на треть ниже.

В должности первого замглавы АП (а не, например, министра-силовика) легче знакомиться и вести переговоры с партнёрами из-за рубежа, чем в роли "миллиардера-олигарха". И намного проще подстёгивать чиновников, ответственных за лоббизм украинских товаров на европейских и ближневосточных рынках.

В бизнесе давно известна так называемая principal-agent problem — когда желание менеджеров компании заработать "здесь и сейчас" вредят бизнесу и его владельцам. Пётр Порошенко — президент, Валерия Гонтарева (собственник инвесткомпании ICU) — глава НБУ, Юрий Косюк — замглавы АП — это те случаи, где упомянутой проблемы нет: благосостояние всех троих напрямую зависит от достатка украинцев. Это ли не идеал чиновника?

Горячие головы из числа политиков и журналистов, требующие от Порошенко (а теперь и от Косюка) немедленно продать активы, игнорируют важную деталь: успешный бизнес что президента, что первого замглавы его Администрации возможен только в сильной Украине. Впервые в новейшей истории нашей страны её руководство кровно, без преувеличения, заинтересовано в том же, что и подавляющее большинство соотечественников.

Коррупция — не для Косюка или Порошенко. Взятками и угрозой "масок-шоу" можно принудить менеджеров госкомпаний покупать некачественный уголь или неучтённый газ, но не заставить украинцев есть больше мяса или конфет.

В истории с Косюком очевиден индикатор его эффективности как чиновника — стоимость акций МХП в Лондоне. К слову, скептицизм биржевиков по поводу миллиардера на госслужбе быстро сменился пускай сдержанным, но оптимизмом: за четыре дня акции выросли на 5% и сейчас стоят $1,6 млрд. Это столько же, как 24 февраля, после бегства Виктора Януковича и ещё до девальвации.

Два года назад в интервью Forbes Косюк прогнозировал, что к 2015 году стоимость акций МХП достигнет $5 млрд, а сама компания из третьего в Европе производителя станет первым. Ради такой цели миллиардеру можно поработать и под началом миллионеров.

Евгений Дубогрыз, инвестиционный аналитик

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.