Как Ахметов теряет свою любимую "игрушку"

И почему в бегстве футболистов "Шахтера" его хозяин должен винить самого себя

PHL
PHL
Related video

За считанные дни до начала нового футбольного сезона любимый проект Рината Ахметова - донецкий Шахтер" - понес тяжелую утрату. Сразу шестеро легионеров-южноамериканцев отказались возвращаться в расположение клуба после сборов в Швейцарии. Причина у всех одна – война. "Я просто боюсь", - говорит Дуглас Коста. "Моей главной проблемой является безопасность семьи", - вторит ему Алекс Тейшейра. "Вы бы повезли туда (на Восток Украины - Фокус) своего ребенка?!" - вопрошает Дентиньо.

Клуб и его хозяин заняли наступательную позицию и обещают беглецам скорую встречу в судах. "Если они не приедут, то, думаю, пострадают в первую очередь они. У каждого из них есть прописанная сумма отступных, а это десятки миллионов евро", - лично прокомментировал ситуацию Ахметов. Слово "предательство" в официальных заявлениях руководства "Шахтера" пока не звучит, но уже зависло в воздухе.

Но на самом деле поводов для праведного гнева у начальства горняков нет. Профессиональные футболисты – обычные наемные работники, с тем уточнением, что условия их труда и оплаты за него всегда прописываются в контрактах четко и подробно (а на работу в стране, находящейся в состоянии войны, южноамериканские ребята точно не подписывались). После того, как футбол окончательно превратился в бизнес, говорить о "патриотизме к клубу" стало бессмысленно. Целование клубной эмблемы на официальной презентации и шаблонное "Я всегда мечтал играть в таком клубе, как …" - не более чем ритуал. Как только на горизонте возникнет новое заманчивое в финансовом или карьерном плане предложение – игрок сразу "станет на лыжи". Исключения, конечно, имеются, преданные своему клубу ветераны всегда обласканы болельщиками – но это явно не наш случай. Тем более, Украина всегда рассматривалась легионерами со всего мира как отличное место для того, чтобы банально "срубить бабок", ведь платят здесь обычно щедро, явно не по способностям. Нетрудовые доходы от футбольного бизнеса получает целый сонм вращающихся в нем людей. Любому человеку, мало-мальски знакомому с отечественным футбольным миром отлично известно про сговоры между агентами игроков и селекционными службами клубов, откаты и прочие прелести обычного украинского, и не только, бизнеса.

Вот и в истории с бегством донецких южноамериканцев всплыл хорошо известный в узких кругах иранский агент с сомнительной репутацией Киа Джурабчян. Тренер "Шахтера" Мирча Луческу прямо обвинил его в том, что он запудрил мозги и застращал наивных легионеров, отговорив их возвращаться в Украину. Даже если это и так, главная причина этой истории – война в Украине. Ни один из беглецов не может рассчитывать на то, что будет получать больше в каком-то европейском клубе, значит, дело не в финансах. Ни один из них по своему уровню не проходит в основу топ-клубов – значит, дело не в профессиональном росте. Тейшейра и Ко действительно испугались, особенно после того, как узнали о сбитом Боинге. Так уж вышло, что подавляющее большинство футболистов – люди требовательные и капризные, не меньше каких-то поп-звезд. Банальную акклиматизацию в новой стране, со всеми подъемными и купленными за счет клуба шикарными квартирами многие из них любят представлять как тяжелейшее жизненное испытание. Что уж говорить о жизни в стране, где ежедневно рвутся снаряды? Пусть играть и жить пришлось бы не в воюющем Донецке, а в спокойном Харькове. Все равно им страшно за себя и свои семьи. Упрекнуть в этом людей, для которых Украина – априори лишь временное место работы, нельзя.

А вот человека, который платит (или платил) им зарплату упрекнуть как раз можно. Да, прямых и неопровержимых доказательств того, что Ринат Ахметов поддерживал (-ает) сепаратистов, нет (речь о перехватах разговоров, выписках с банковских счетов и т.д.). Зато косвенные признаки есть. Но даже если представить, что РЛА никоим образом не причастен к террористическому бунту, вины с него это не снимает. Не применив свое огромное и неоспоримое влияние на Донбасс, он де-факто сыграл сепаратистам на руку, совершил то, что в праве называется "преступной бездеятельностью". Он уже за это поплатился, как минимум тем, что лишился возможности "ходить по родной донецкой земле", которой, как многократно рассказывал журналистам, он так дорожил. И пусть его бизнес худо-бедно работает (кстати, чем не косвенное доказательство), влияние на умы жителей Донбасса он явно утратил. Проукраинские граждане не любят его, потому что он "предатель", симпатики сепаратистов, в принципе, за то же самое.

Теперь начал сыпаться и его главный имиджевый проект, донецкий "Шахтер", в развитие которого, надо признать, он вложил немало времени и денег. Но оказался не в состоянии защитить свое детище, проявив нехарактерную для прежнего себя нерешительность. Борьба с сепаратизмом у РЛА, по сути, свелась к видеообращениям на тему "в Украине должен наступить мир" и маловразумительной кампании с "гудками". В отношении "Шахтера" все было так же. Когда команда уже вовсю колесила по стране, потому что родной Донецк плотно оккупировали сепаратисты, официальные лица клуба ограничивались сообщениями на тему "у нас все будет хорошо". Результат не заставил себя долго ждать – худшего начала футбольного сезона не представить, микроклимат в коллективе горняков разрушен, как бы не хорохорился перед СМИ капитан команды Дарио Срна.

Как и во многом другом, в этой истории Ринату Ахметову есть чему поучиться у Игоря Коломойского. Владелец "Днепра" столкнулся с похожей проблемой – команду решил покинуть ее капитан, украинец Руслан Ротань. И пусть причина не в страхе футболиста перед военными действиями, а в невыплате премиальных, но Ротань решил переехать не куда-то в Европу, а в "Рубин" из Казани – в самое сердце страны-агрессора. Тут больше оснований говорить о "предательстве".

В результате Ротань пробыл в расположении "Рубина" недолго и вернулся в Днепропетровск. Сегодня он проведет переговоры с Коломойским на предмет заключения нового контракта.