Почему отставка Яценюка была неизбежной

Первый после падения режима Януковича конфликт между ветвями власти можно считать состоявшимся

Арсений Яценюк /facebook.com/yatsenyuk.arseniy
Арсений Яценюк /facebook.com/yatsenyuk.arseniy
Related video

Глава государства и премьер-министр вместе с ситуативными союзниками в парламенте рискнули пойти на открытое противостояние. Первый, судя по словам представителей "Батькивщины", нарушил договор о том, когда и как будут назначаться досрочные выборы в Верховную Раду. Второй воспользовался провалом голосования по ряду правительственных законопроектов и переложил ответственность за происходящее в стране на Порошенко и тех депутатов, которые дали президенту шанс распустить парламент уже на День независимости.

Мотивацию президента, стремящегося добиться внеочередных выборов Рады, понять несложно. Социологические опросы демонстрируют, что большая часть избирателей готова проголосовать за его партию "Солидарность", хотя ее пока фактически не существует. Даже если отвлечься от той выгоды, которую сулит Порошенко новая избирательная кампания, не стоит забывать, что перевыборы были одним из ключевых обещаний действующего президента, и в данном случае он целенаправленно добивается выполнения одного из своих программных пунктов. А сама идея перезагрузки парламента очень популярна в обществе – под этим давлением с ней на словах соглашаются даже те политики, для которых новая избирательная кампания грозит стать последней в их карьере.

Демарш Арсения Яценюка понять тоже можно. Оставаться премьером-"камикадзе" на фоне предвыборных баталий – значит автоматически собирать на себя весь негатив, связанный с экономическими и социальными проблемами, которые становятся все более угрожающими на фоне военных действий. Пока что его личный рейтинг достаточно высок, но ничто не вечно, и в ближайшие месяцы все может резко измениться. А быть настоящим кризисным менеджером и пытаться одновременно угодить избирателям сложно даже в благополучных европейских странах. Можно вспомнить пример Уинстона Черчилля, но думается, что Арсений Петрович реалистично оценивает свои шансы.

Предсказуемым образом выход "УДАРа" и "Свободы" из коалиции переключил страну в режим предвыборной кампании. И сделал это для всех политиков без исключения. В этом слова Яценюка о разнице между государственными деятелями и политиканами несколько расходятся с его делами, хотя абсолютно справедливо они относятся и к Порошенко, к которому и были адресованы. Рвать на себе волосы и впадать в ступор украинцам не стоит. Логика политики такова, что борьба за власть не прекращается никогда, даже в самые драматические моменты.

Если бы Яценюк не пошел на этот шаг, несмотря на всю его нынешнюю популярность, его шансы возглавить следующее правительство были бы намного меньше. Для Порошенко точно так же критически важно выполнять свои обещания – иначе регулярные митинги под зданием его администрации в любой момент могут перестать быть мирными. Благо, в том, чтобы это было именно так, заинтересованы не только украинские недоброжелатели президента. И то, что главными действующими лицами в новом противостоянии окажутся Порошенко и Яценюк, пожалуй, не самое ужасное, что могло приключиться с Украиной.

Настоящим кошмаром это может стать лишь в том случае, если оба политика и их окружение забудут о том, что страна находится в состоянии войны. Очевидно, что военное положение делает многие традиционные приемы предвыборной борьбы неприемлемыми. Как бы эффективны они не были, их придется оставить для деятелей, которые предпочитают размахивание вилами любым другим видам политической деятельности. Опыт Оранжевой революции показал, что игры без правил приводят к катастрофе даже при самом высоком уровне поддержки населения, а политическая конкуренция при отсутствии ценностей и определенных рамок из блага превращается в тяжелое испытание. И в условиях военных действий можно только надеяться, что новые лидеры все еще помнят об уроках 2005 года.