Сергей Пашинский: Вернуть доверие Донбасса без военного положения не получится

Сергей Пашинский / Фото: Александр Чекменев, Фокус
Сергей Пашинский / Фото: Александр Чекменев, Фокус

Исполнявший обязанности главы президентской канцелярии Сергей Пашинский о том, зачем вводить военное положение в Донбассе, о причинах развала коалиции в Верховной Раде и об амбициях Арсения Яценюка

Related video

Что означает демарш УДАРа и Свободы в Верховной Раде, когда обе фракции заявили о выходе из коалиции?

— Россия ведет с нами тяжелую кровопролитную войну. В этой ситуации любая дестабилизация — работа на нашего врага. Да, эта Верховная Рада не отображает состояние нашего общества. Но давайте определим приоритеты. Мы за сохранение территориальной целостности? Мы за то, чтобы выиграть эту войну? Если так, между политиками не должно быть конфликтов. Сейчас же мы наблюдаем развал коалиции без какого-то внятного формата взамен. Если после этого МВФ не предоставит нам очередной транш, у нас будет две трагедии: трагедия на востоке и трагедия в экономике.

Если спасительные для экономики законы не принимают, значит, Рада недееспособна. Разве вне­очередные выборы — не ключ к решению проблемы?

— Рада была дееспособна до момента развала коалиции. В 11.00 в кабинете главы ВР Александра Турчинова проходило заседание совета коалиции, где все фракции (а это около 260 человек) подтвердили, что при таких-то технических условиях они будут голосовать за эти законы. В 16.00 мы должны были за них голосовать. Вместо этого в 12.08 Виталий Ковальчук и Олег Тягнибок (главы фракций УДАРа и ВО "Свобода". — Фокус) наперегонки побежали к трибуне кричать, что они выходят из коалиции. Это безответственно. Если бы все четко сказали, что нужно забыть об АТО, армии и заняться выборами, мы могли бы принять это решение без всякой подковерной борьбы. Мы внесли проект постановления, где четко расписали, как добиться досрочных парламентских выборов. Без коммунистов и регионалов этот документ готовы были поддержать человек 300. Сегодня же мы получили ситуацию, когда говорят одно, а делают другое. Это не добавляет доверия. При этом мы понимаем, что обязаны проголосовать за правительственный пакет законов. Иначе это приведет к катастрофическим последствиям.

Зачем же тогда Арсений Яценюк хлопнул дверью?

— Он обратился за помощью к парламенту, но ему отказали. Позиция Яценюка последовательна: примите эти законы, и я беру на себя ответственность, а если не принимаете, я не могу отвечать за обеспечение армии, социальные выплаты и все остальное. Сегодня или ему дадут необходимые инструменты, и он останется в кресле премьера, или нам придется найти другого человека, который возьмет на себя ответственность на условиях парламента.

Когда, по-вашему, необходимо проводить выборы?

— Если мы не хотим легализовать террористические организации "ДНР" и "ЛНР", выборы должны состояться сразу же после восстановления контроля украинской власти над территорией Донецкой и Луганской областей. Провести выборы в округах, которые контролируются террористами, невозможно. К тому же у нас нет нормального закона о выборах, зато мы гоним картинку "Давай выборы!" Что они дадут? По мажоритарным округам мы снова проведем в депутаты людей, которые будут подкупать избирателей. И хотя мы все за выборы, в условиях дестабилизации, искусственно созданной паники у нации не может быть главнее задачи, чем концентрация усилий на борьбе с внешним врагом. Избирательная кампания в нынешней ситуации — это борьба всех против всех.

Смена настроений

Почему сейчас, когда даже в формате АТО наши войска успешно продвигаются вглубь территории, контролируемой боевиками, вы за введение военного положения?

— Да, мы освобождаем Донбасс, но властью там остаются люди Партии регионов. Они сотрудничали с "ДНР" и "ЛНР", а сейчас работают как ни в чем не бывало. При военном положении этого бы не было. Выстроилась бы четкая вертикаль власти во главе с Генеральным штабом ВС Украины, и мы бы контролировали освобожденные от боевиков территории. Мы возвращаем в лоно украинского государства около 5 млн граждан. Я считаю, что нам необходимо использовать опыт Японии и Германии 1945 года, которые в послевоенное время сумели вернуть доверие людей к государству. Именно для этого нужно военное положение. Иначе через полгода мы получим уже не сепаратизм, а сотни тысяч разочарованных, озлоб­ленных людей, которые будут раскачивать Украину уже в рамках социальных протестов.

Как убедить миллионы людей, живущих в Донбассе, что центральная власть для них не опасна?

— Приведу пример. Сравните Донбасс с Харьковской, Одесской и Днепропетровской областями. Стартовые условия, согласитесь, везде были одинаковые — колоссальные пророссийские настроения. Когда в рамках АТО я первый раз приехал в Изюм (город в Харьковской области. — Фокус), половина населения ждала прихода "освободителя" Гиркина. Теперь же, если там кто-то, не дай бог, появится с колорадской ленточкой, его побьют. Смена настроений произошла после того, как жители Изюма, которых пугали "Правым сектором", увидели в проукраинских активистах армию обыкновенных ребят, которые не убивали, не насиловали, а помогали местным, защищали их. Так что кроме вывешивания на административных зданиях желто-голубых флагов нужно запускать программы психологической, социальной и политической реабилитации Донбасса.

Герои Батькивщины

Спустя два месяца после выборов президента как вы оцениваете работу его нынешней канцелярии?

— Мне не очень удобно это комментировать, хотя я искренне желаю им успеха. Когда я исполнял обязанности главы Администрации, 80% рабочего времени у меня уходило на АТО. По сути, я был не главой Администрации Турчинова, а начальником его штаба. И теперь, когда 25 мая мы выбрали Верховного главнокомандующего, Администрация президента должна превратиться именно в штаб Верховного главнокомандующего, который обязан день и ночь работать на защиту нашей страны.

В Батькивщине в центре внима­ния всегда была Юлия Тимошенко. Но теперь новыми героями партии стали Турчинов и Яценюк. Все идет к расколу?

— Вы говорите, что Турчинов и Яценюк герои. А знаете, в чем главная проблема нашего народа? Вот в этих остатках советского патернализма. Сегодня стоит кому-то выйти на шоу Шустера, рассказать что-нибудь жареное, и он уже национальный герой. Не нужно очаровываться. Следует судить по делам. Я вспоминаю конец февраля и начало марта. Это был ужас. Турчинов действительно взял на себя всю ответственность, весь этот груз. И я считаю, что он с честью выдержал испытание. Арсений Петрович получил экономику в таком состоянии, что там речь шла не о дефолте, а о том, будет ли электричество в розетках. Он выдержал этот удар. И при всем этом я бы не хотел, чтобы мы ими очаровывались.

Так раскол есть или нет?

— Мы должны понимать, что Батькивщина, как и любой другой организм, должна развиваться. Процессы в обществе похожи на то, что происходит в партии. Я был одним из тех, кто участвовал в организации Майдана. Но и он, и все последние события показали, что из двух путей развития — эволюционного и революционного — нам нужна эволюция общества. Так и с партией, которая сейчас нуждается именно в эволюции.