Универсальный солдат. Почему украинские беспилотники не долетают в зону АТО

Фото: Дмитрий Липавский
Фото: Дмитрий Липавский

По оценкам разработчиков, украинской армии необходимо более 500 беспилотников. Сегодня на них собирают с миру по гривне

Related video

Беспилотный авиационный комплекс Crane создавали, чтобы измерять уровень радиации на Чернобыльской АЭС. Сейчас авторы проекта утверждают, что готовы сконструировать летательный аппарат, который сохранит жизни участников АТО и будет стоить гораздо дешевле иностранных аналогов.

В Украине есть и другие группы энтузиастов, конструирующие беспилотники для армии. Единственное, что общего у всех этих проектов: Министерство обороны их не финансирует. Создание "народного беспилотника", в начале июня поступившего на вооружение сил АТО, оплатили 992 человека.

Измеритель радиации

Типичное здание советской постройки спряталось в тихом киевском переулке. Когда-то здесь был научный центр, занимавшийся трибологией — наукой о трении и изнашиваемости материалов. Сейчас на фасаде вывеска "Научно-технический центр новейших технологий Национальной академии наук".

Директор центра — Сергей Бабак. Он же возглавляет группу разработчиков беспилотного авиационного комплекса Crane. В привычный образ ученого-администратора Сергей не вписывается: 35 лет, без пиджака и галстука, но в рубашке и жилетке. Щетина добавляет ему небрежную щеголеватость.

Бабак говорит, что еще в детстве, зачитываясь книгами фантаста Айзека Азимова, понял — будущее за робототехникой. Идея сделать компактный беспилотник появилась два года назад. Вскоре центр получил заказ от госпредприятия "Завод 410 гражданской авиации" на разработку аппарата для радиационного мониторинга. Над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС есть труба высотой 125 метров и диаметром 6 метров. "Через сложные коммуникации она выходит в четвертый блок, — говорит Сергей Бабак. — Как измерить выброс радиации, идущий из трубы? Запускать человека на 125 метров с дозиметром — слабоумных немного, каждый хочет жить. Для этого мы и стали разрабатывать беспилотник в конце 2012 года".

Завод выделил на разработку 300 тыс. грн. "Мы попробовали вложиться в эту сумму, поэтому нужно было сделать самолет сверхдешевым и желательно очень компактным", — говорит Сергей. Решили отталкиваться от американского аппарата Raven — одного из самых популярных беспилотников в мире.

Вскоре был готов первый образец комплекса, состоящего из базовой станции и планера. Станция — это направленная антенна, ноутбук, видеоочки, через которые оператор видит все, что попадает в "поле зрения" самолета. На планере установлены две камеры — одна фронтальная, невысокого качества, она нужна для передачи телеметрии и ориентации оператора на местности. Устойчивое видео с телеметрией передается приблизительно до 10 км. Вторая камера снимает в HD-качестве. Программа автопилота составляется вручную: на электронной карте прописываются точки, которые должен пройти аппарат, высота и скорость полета над ними. Летает планер по GPS, внутри имеет барометрические датчики высоты. Если теряет связь с базой, автопилот возвращает его к точке запуска. Небольшой блок внутри беспилотника постоянно измеряет уровень радиационного фона и записывает данные на карту microSD. Потом данные можно импортировать в Google Earth.

"Я тестировал это оборудование на своем автомобиле. Проехал по Киеву. Нормальной считается радиация 12–15 микрорентген в час. Скажем, у нас на Бессарабке 18 микрорентген — это чуть больше нормы, а в среднем по городу примерно 10–12, за городом — 6–8", — рассказывает Сергей Бабак.

Охранник

Во время испытаний беспилотника в 2013 году разработчики пришли к выводу, что он может быть полезен и для армии. На испытания приглашали представителей пограничной авиации. Им понравилось соотношение цена – качество. Комплекс из базовой станции и двух планеров стоит около $25 тыс., ближайший американский аналог обходится в $200–250 тыс.

Пограничникам предложили сделать беспилотник специально под их задачи. Для этого потребовалось бы небольшое финансирование. Но оказалось, однако, что погранслужба не может выделять деньги на научные исследования.

Бабак говорит, что украинская армия уже имеет опыт работы с беспилотниками, правда, неудачный. Года три назад в Израиле закупили пару комплексов по $1,3 млн каждый, двух военнослужащих обучили управлять ими. Во время испытательного полета в Крыму один самолет разбился, врезавшись в скалу. Операторы уволились из армии, и теперь ко второму беспилотнику никто не рискует прикасаться.

Разработчики Crane уверены, что их комплекс может пригодиться военным для тактической разведки. Если армейские блокпосты снабдить таким оборудованием с камерами и тепловизорами, беспилотники можно посменно поднимать в воздух, изучая местность в режиме реального времени. Это позволит следить за перемещениями противника и местами расположения огневых точек.

"Наш беспилотник на высоте 150 метров сбить практически невозможно — разве что случайно: он очень маленький и очень быстро летит", — утверждает Бабак. К тому же электродвигатель шумит гораздо меньше, чем бензиновый, его слышно лишь вблизи.

Без пилота

В команде разработчиков три человека. Постройкой планера занимался чемпион Украины по авиамодельному спорту. "Учить" самолет летать на автопилоте поручили специалисту с факультета авиакосмических систем КПИ. Бабак взял на себя функцию координатора.

Не все шло гладко. Однажды на испытаниях заклинило одну из рулевых машинок, и аппарат рухнул на землю с высоты 100 метров. "Мы его восстанавливаем, ничего критичного", — заверяет директор центра.

Были сложности и с получением разрешения на испытательные полеты. Госавиаслужба затребовала список из почти двух десятков документов, в том числе свидетельство о регистрации воздушного средства. Попытки убедить чиновников в том, что это испытания и никаких сертификатов и свидетельств быть не может, ничего не дали. Пришлось проводить полеты не на государственных полигонах, а на частном аэродроме "Бышев".

Есть и еще одна проблема: управлять такой техникой может лишь квалифицированный специалист, его придется долго обучать. "У меня есть идея вообще уйти от пилота. Сделать комплекс, который сможет самостоятельно управлять самолетом: написал программу в компьютере, запустил самолет с руки и все — он сам все снимет", — говорит Бабак.

Сейчас разработчики думают над тем, как "научить" автопилот самолета приземляться. "Есть вариант парашютного сброса, — Сергей снимает с подставки планер, стоящий на столе, указывает на верхнюю часть фюзеляжа. — Здесь можно поставить капсулу, она размером примерно с сигаретную пачку, в нужный момент выстреливает пиропатрон и парашют выбрасывается".

По расчетам Бабака, понадобится около 2 млн грн, чтобы за три-четыре месяца создать комплекс для нужд армии, причем в нескольких вариантах, испытать, "облетать" его. "Достаточно выпускать в месяц три-пять комплексов, чтобы это было рентабельно и позволило продолжать разработки", — говорит директор центра.

Народный беспилотник

В пресс-службе Минобороны рассказали Фокусу, что у украинской армии есть на вооружении беспилотники. Сколько их и чьего производства — сообщить отказались, сославшись на то, что "это закрытая информация даже в мирное время". На разработки гражданских специалистов в министерстве смотрят скептически. Говорят, нужна защищенная передача данных, а гражданским такие технологии никто не даст.

Впрочем, у военных есть опыт сотрудничества с энтузиастами. Весной группа разработчиков из разных регионов Украины начала работу над мультикоптером — летательным аппаратом с несколькими несущими винтами. Его создавали для разведки и корректировки огня. Давид Арахания, координатор группы волонтеров, занимающейся сбором средств для нужд армии, отмечает, что в Генштабе решили объединить усилия энтузиастов со специалистами Житомирского военного института имени С. П. Королева. Так был создан мультикоптер, который назвали "народным беспилотником": необходимые 427 тыс. грн собирали в интернете. В начале лета первый образец, минуя бюрократические процедуры, передали силам АТО.

Сейчас группа собирается создать еще три модели беспилотников — на этот раз планеров. Но у Минобороны нет средств на исследовательскую работу, по закону министерство может покупать только готовые изделия. "Поэтому мы приняли решение, что в ближайшее время будем открывать научно-производственное объединение и снова запускать сбор денег на производство первых пяти экспериментальных образцов, — отмечает Арахания. — Как только у нас будут образцы, скорее всего, сможем массово их производить на средства Минобороны". Всего, по оценкам разработчиков, армии необходимо более 500 беспилотников.