Король молчит. Почему Порошенко так важно говорить с народом

Глава государства предпочитает блистать ораторским талантом перед заграничной аудиторией. Хотя в военное время поддержка собственных граждан не менее важна, чем хорошие отношения с союзниками

Петр Порошенко / Getty Images
Петр Порошенко / Getty Images
Related video

"В этот суровый час, быть может, судьбоносный в нашей истории, я обращаюсь ко всем и каждому из моих подданных", – именно этими словами начиналось обращение короля Георга VI к жителям Великобритании и ее доминионов в первые дни Второй мировой войны. Эту речь все помнят по голливудскому фильму "Король говорит", весь сюжет которого закручен вокруг отчаянных попыток монарха научиться достойно обращаться к своему народу. Для заикающегося Георга VI это было ужасным испытанием, на которое он, тем не менее, обрекал себя, понимая символическую важность таких обращений. Британская нация знала, что у нее есть лидер, вокруг которого она может сплотиться. Пусть даже он правит, но не властвует на самом деле.

Еще лучше необходимость говорить со своим народом понимал Франклин Рузвельт. Его "беседы у камина" стали примером того, как можно сохранять доверие граждан даже в самые критические моменты для страны. Рузвельт провел Соединенные Штаты через последствия Великой депрессии и Вторую мировую войну и при этом стал единственным американским президентом за всю историю страны, который избирался на свой пост более двух раз. Объясняя суть своих шагов, и борясь с пораженчеством, он также стал символом, вокруг которого американцы могли сплотиться в моменты самых горьких поражений.

Эти примеры – не просто красивые истории, пригодные для экранизации и сбора солидного урожая кинематографических наград. В каждом из этих случаев четко прослеживается та необычайная роль, которую играет правильная коммуникация правительства с собственным народом в моменты драматических потрясений. Эта коммуникация важна не для удовлетворения тщеславия или желания выговориться на публику. Для страны, которая вынуждена воевать, слова, сказанные лидерами, могут стать цементом для общества, склонного в ином случае к панике и дезинтеграции.

Молчание создает вакуум, заполнить который стремятся все кому не лень – от политических авантюристов, почуявших возможность поживиться на возросшей истеричности общества, до откровенных агентов врага, вбрасывающих неисчислимое количество фейков и манипулирующих информацией для решения своих тактических и стратегических задач.

На фоне отсутствия внятной позиции руководителей государства, у его простых граждан возникает страх, всегда сопровождающий неизвестность. Даже смертельная угроза, четко озвученная лидером, не вызовет такой паники, как может это сделать непонимание ситуации и того, как на нее собираются реагировать власть имущие.

Отсутствие своевременной коммуникации уже стало визитной карточкой Петра Порошенко. В те моменты, когда он выступает с речью, его слова звучат убедительно. Но проблема в том, что перед этим о происходящем уже успели высказаться абсолютно все без исключения. А в последние недели президент и вовсе предпочитал говорить с западными парламентариями, в то время как на глазах у украинцев происходят события, которые определят будущее страны на десятилетия вперед.

Требование простых граждан, которое нашло свое отражения в форме флешмоба, призывающего президента поговорить с народом, вовсе не надуманно. Да, среди украинцев есть те, кто способен самостоятельно разобраться если не во всей гуще событий, то, как минимум, уловить их общее направление. Для таких людей несложно предположить, что мирный процесс на унизительных условиях может быть вызван вполне конкретными причинами и нежеланием президента губить людей в мясорубке войны без особых шансов на победу.

Но дело даже не в абсурдности того, что эти люди вынуждены объяснять себе причины поступков президента самостоятельно, а не выслушать его собственные объяснения. Проблема в том, что для большинства украинцев шквал информации, который на них обрушивается, явно мощнее их способностей к анализу в плоскостях военного искусства, международных отношений и внутренней политики. Это вполне нормально, как нормально и то, что эти люди невольно обращают свои взоры на того, кто взял на себя ответственность за судьбу страны. От президента ждут, чтобы он доступным языком объяснил, что же на самом деле происходит.

В этом, как ни странно, также заключается одна из важнейших функций главы государства. Он должен не только назначать, обсуждать, подписывать и увольнять. Он должен постоянно объяснять своим согражданам то, что же эти назначения, переговоры, договоры и отставки означают. Это справедливо в мирное время, а во время войны это превращается в еще одну линию фронта. Если у народа нет веры в своего лидера, он никогда не сможет провести реформы, добиться реальных изменений и уж тем более заставить людей воевать под своим руководством. В последние десятилетия, когда информация приобрела статус оружия массового поражения, борьба за доверие воюющих народов превратилась чуть ли не в основную арену боевых действий.

Оставляя поле боя свободным, президент отдает инициативу и свободу маневра врагу. Не желая обратиться к своим гражданам, он лишает себя ресурса, не менее важного, чем поддержка союзников и сверхсовременное оружие. Никто не знает, что было бы с Великобританией, если бы ее король молчал.