Стабильно за своих. Почему юго-восток поддержал Оппозиционный блок

С оптимизмом мы поспешили. Полтора миллиона бюллетеней не вбросишь, как ни старайся - экс- регионалы вновь победили на юго-востоке, причем даже без Крыма и части Донбасса 

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Related video

Казалось бы, после Майдана с Партией регионов покончено даже на востоке. Ведь там любят сильных, а эти разбежались, некоторые аж в Ростов. А потом еще и война началась. Причем в дома своих верных избирателей ее привели сами же регионалы. В общем, какая уж тут поддержка. Поэтому аналитики предрекали им мрачные политические перспективы. В лучшем случае — забвение, в худшем — люстрацию и уголовные дела.

Но за Оппозиционный блок проголосовали почти полтора миллиона украинцев, обеспечив бывшим регионалам около 10% поддержки. Причем все там же, на юго-востоке. Да, в Мариуполе и на патриотические митинги ходили, и оборонные субботники проводили. Но половина мариупольцев все равно отдала голоса за партию, первая десятка которой почти списана с рейтинга самых богатых. Да, Ленина в Харькове снесли, но победили там все равно регионалы. Да, в Днепропетровской области за проукраинские партии проголосовало почти 600 тысяч человек, но 400 тысяч — за Оппозиционный блок, Сильную Украину Сергея Тигипко и КПУ.

Оптимистичные прогнозы рушатся, и публика кричит: "Неправда! Это фальсификации!" Что ж, есть и такое мнение: мол, власть поменялась, а схемы фальсификаций времен Януковича остались — на них "вчерашние" и выехали. Но полтора миллиона бюллетеней не вбросишь, как ни старайся. Поэтому в ход идет конспирология. "Киевская власть сливает и продолжает сливать Днепропетровщину", — пишет в Facebook Борис Филатов. Зачем это Киеву? А чтобы группу Коломойского ослабить. Тысячи лайков, тысячи перепостов. Но все равно не лепится — полтора миллиона голосов на махинации не спишешь.

В общем, пора признать: с оптимизмом мы поспешили. Одни украинцы все еще готовы голосовать за тех, кто для других олицетворяет предательство. Полтора миллиона — за Оппозиционный блок, без малого 600 тысяч — за КПУ, полмиллиона — за Сильную Украину. И это при том, что явка была рекордно низкой, а Крым и треть Донбасса оккупированы. Но даже так карта избирательских симпатий воспроизводит старый украинский раскол на северо-запад и юго-восток. Так что же, зря мы с весны твердили мантру "Единая страна"? Неужели война ничему не научила?

Нет, но то, что очевидно для нас, необязательно очевидно для жителей юго-востока. Для нас война началась весной, с первыми сепаратистскими бунтами, которые организовала то ли Партия регионов, то ли ГРУ. Именно они — Путин, Ефремов, Ахметов и карманные губаревы — разогревали восток, и в Донбассе полыхнуло. А вот оттуда все видится иначе. В глазах миллионов жителей юго-востока все началось еще на Майдане. Янукович был плох, но при нем была какая-никакая стабильность. А потом оппозиция организовала бунт, и пошло-поехало.

Самые радикальные антимайдановцы возненавидели Партию регионов за слабость и сейчас симпатизируют сепаратистам. Но таких на юго-востоке сравнительно немного. Для остальных существенной разницы между Майданом и "русской весной" нет — им неприятна любая заваруха. Хотите верьте, хотите нет, но в марте пророссийских бунтовщиков некоторые луганчане тоже называли "майданутыми". Флаги и лозунги у них разные, а маски, дубинки и баррикады — такие же. Впоследствии на этом электоральном поле стал играть умеренный миротворец Петр Порошенко. Поэтому даже в Донбассе и на Харьковщине он победил с большим отрывом.

Но обещанный Петром Порошенко мир не наступил ни в мае, ни в октябре. И на юго-востоке заскучали по старому режиму. К тому же основные демократические партии старались перещеголять друг друга в воинственности — этого юго-восток не оценил. Здесь ведь даже за Тимошенко голосовать не хотели, потому что слишком буйная, а теперь в каждом партийном списке по три комбата — жуть! Пришлось голосовать за недобитых регионалов. Звягильский — тот еще динозавр, но динозавр знакомый.

Не надо истерик по поводу голосования юго-востока. Так или иначе, те партии, которые мы называем демократическими, набрали здесь как никогда много. Это уже большое дело. А что касается избирателей Оппозиционного блока, то они совсем необязательно сепаратисты (к слову, идейные сепаратисты на выборы не пошли вообще). Да, представления о нормальном государстве у них насквозь совковые. Но все же им нужен обещанный Шуфричем мир, а не война, обещанная дээнэровцами. И если адептов Новороссии уже не исправить, то этих еще можно держать в рамках сторонников Украины. Главное, что, судя по результатам выборов, процесс украинской демократизации уже пошел своим естественным путем.