Один из двух. Кто из адвокатов возглавит борьбу с коррупцией в Украине

Конкурсная комиссия Антикоррупционного бюро / Фото: youtube.com
Конкурсная комиссия Антикоррупционного бюро / Фото: youtube.com

Николай Сирый и Артем Сытник, претенденты на должность главы нового ведомства, рассказали Фокусу о своих доходах и о том, когда начнет работать антикоррупционное бюро

Related video

Конкурс на должность главы Национального антикоррупционного бюро (НАБ) длился почти три месяца. Все это время его сопровождали слухи и информационные вбросы. Тем не менее, отборочная комиссия в конце концов назвала двоих кандидатов, из которых Петру Порошенко придется выбрать главу бюро. Ими стали Николай Сирый и Артем Сытник.

Первый известен как адвокат Юлии Тимошенко, защищавший ее, когда Виктор Янукович развязал политические репрессии против оппозиции. Николаю Сирому 53 года и сейчас он занимает должность старшего научного сотрудника Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, руководит общественной организацией "Юридический клуб", а также является членом Совета адвокатов Киева.

Второй претендент – Артем Сытник – самый молодой кандидат на должность главы НАБу – ему 35. 10 лет – с 2001 по 2011 года – он работал в прокуратуре. Утверждает, что следствие – его призвание. Однако сейчас занимается адвокатской практикой в компании "Юридические гарантии", а также работает юристом в ООО "Компас". "Адвокатство для меня – временная работа, к которой я был вынужден прибегнуть из-за невостребованости у государства таких следователей, как я", – написал Сытник в своей автобиографии.

Артем Сытник

Fullscreen

Aдвокат

Почему вы решили принять участие в конкурсе на должность главы Национального антикоррупционного бюро?

- Потому что уровень коррупции в стране превысил все допустимые нормы. Я юрист, сталкиваюсь с этим каждый день – в правоохранительных, судебных органах, среди чиновников. Честно говоря, сил терпеть это уже не было. Решил подать документы и попытаться с этим побороться.

Поможет ли вам в этом опыт работы в прокуратуре?

- Будет крайне сложно. В августе 2011 года я оставил службу в прокуратуре, через два месяца получил адвокатское свидетельство и с тех пор работаю адвокатом в фирме "Юридические гарантии". Если президент сделает выбор в мою пользу – действие свидетельства будет приостановлено.

Оказывали ли на вас давление во время выбора кандидатов на должность главы НАБ?

- Нет, на меня никакого давления не оказывали, не считая появившихся после финальной стадии отбора грязных статей.

Набор сотрудников Национального антикоррупционного бюро будет проходить с помощью открытого конкурса

Чем займетесь первым делом, если президент сделает выбор в вашу пользу?

- Национальное антикоррупционное бюро – первый в Украине правоохранительный орган, который создается с нуля. Милиция, прокуратура, СБУ – все это перешло в наследство от Советского Союза. Само создание бюро – это титанический труд. Поэтому первоначальная задача – формирование самой структуры.

Сколько времени понадобится, чтобы бюро под вашим руководством начало работу?

- Трудно спрогнозировать, все зависит от финансирования. По закону на формирование органа дается 4 месяца. Но вы же видите, как идет конкурс на должность директора, – одного человека выбирают 3 месяца, и еще неизвестно, чем это закончится.

Вы уже общались с президентом?

- Нет, конечно. Я вчера смотрел заседание комиссии, ее члены высказывали намерения вписать свое отдельное мнение в протокол. Поэтому я думаю, что этот протокол еще не передавали главе государства.

Одной из претензий к большинству из участников конкурса были смешные цифры в декларациях. К вам – в том числе.

- Я задекларировал больше 200 тыс. и больше 120 тыс. составил доход моей супруги. Выходит, что наш совокупный доход – почти 400 тыс. Я не считаю его маленьким.

Но ваша зарплата составляет всего 23,5 тыс. грн.

- 2014 год был тяжелым. Я не знаю, как у журналистов, но у адвокатов работы было не очень много. Можно сказать, что ее не было. Революция, война. Может сейчас все наладится, и работы будет больше.

Николай Сирый

Fullscreen

Cтарший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины

Что заставило вас поучаствовать в конкурсе на должность главы Национального антикоррупционного бюро?

- Заявку подал в последний момент – 6 февраля, а документы начали принимать 12 января. Я давно работаю в сфере уголовной юстиции – 27 лет. Большую часть этого времени занимался наукой, около 10 лет был членом научно-методических советов Генпрокуратуры, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда. С 1996 года у меня есть свидетельство для осуществления адвокатской деятельности. Но на нее времени почти не было. В любом случае, я специалист в области криминальной юстиции, поэтому посчитал, что не могу быть в стороне от процесса. Мое участие в конкурсе связано еще и с тем, что первую скрипку в работе бюро должны играть украинцы – у нас достаточно профессионалов, готовых качественно выполнять работу.

Национальное антикоррупционное бюро – первый в Украине правоохранительный орган, который создается с нуля

У вас уже есть представление о том, кто мог бы стать частью вашей команды?

- Набор сотрудников Национального антикоррупционного бюро будет проходить с помощью открытого конкурса. В правовой сфере я знаю многих, поэтому в дополнение к конкурсу приложится знание людей, их поступков – хороших и плохих.

Когда, по вашим оценкам, бюро заработает?

- По закону не раньше, чем через 4 месяца орган сможет заработать. Нужно учитывать, что сейчас нет ни помещения, ни технической базы для его работы . Все нужно делать с нуля.

На вас оказывалось давление во время проведения конкурса?

- Не было давления, хотя формирование такого органа – это политически напряженный процесс.

Вы уже встречались с президентом?

- Нет, пока только с членами комиссии.

Вы задекларировали всего 73 тыс. грн годового дохода.

- Я не считаю, этот доход совсем низким. Все доходы, которые я получаю, – открыты. Надеюсь, что государство станет богаче, и со временем будет вознаграждать труд людей, которые работают на него и на утверждение верховенства права.