Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Президент эпохи перемен. Чем запомнился первый год работы Порошенко

Президент эпохи перемен. Чем запомнился первый год работы Порошенко

За год президентства Петра Порошенко Украина не начала полноценно жить по-новому. Но и по-старому жить уже не будет

000

Беспрецедентные 55% голосов, полученных Петром Порошенко в первом туре президентских выборов год назад, — прямой результат завышенных ожиданий постмайданного общества. Каждый из проголосовавших видел в Порошенко того, кого хотел видеть: человека, который сможет остановить войну, евроинтегратора, дипломата, опытного управленца, реформатора, патриота, борца с коррупцией. Ни один из его конкурентов подобной гибкостью образа похвастаться не мог. Да и сам Порошенко на обещания традиционно не скупился: децентрализация, люстрация, борьба с коррупцией, безвизовый режим, увеличение соцвыплат. Но самое главное — мир в Донбассе, который скоро должен был стать украинским. Тому подтверждение — пресловутые "я президент мира" и "АТО будет закончена за несколько часов".

Последний пункт — одновременно и главный успех, и главный провал пятого президента. Вспомним март прошлого года. Появление харьковской, запорожской, одесской и прочих республик общей площадью в пол-Украины тогда представлялось реальной угрозой. В итоге расползание "Новороссии" закончилось на восточных районах Донбасса. Другое дело, что ценой этого стал фактический отказ от части территории и вялотекущее перемирие с ежедневными человеческими потерями. Нынешние обещания вернуть Донбасс в Украину — уже не более чем ритуал для президента и его окружения. О возвращении Крыма и говорить не приходится.

"Во время войны, когда каждый день миллионы гривен идут на защиту нашей страны, нереально ставить задачу, чтобы украинский гражданин жил лучше. Но есть вещи, которые от войны не зависят"

 

Леонид Кравчук 

о реальных задачах военного времени

Сохранение целостности страны, пусть и столь относительной, — не только результат действий украинской армии, которую Порошенко пришлось создавать почти с нуля, конечно же, при неоценимом вкладе тысяч добровольцев и волонтёров. Это и плод его усилий на международной арене. Пожалуй, ни один украинский президент так много и так часто не общался с лидерами западного мира. Но создание проукраинской коалиции цивилизованных стран — опять-таки не личная заслуга главы государства, а скорее естественное желание США и Европы обуздать разъярённого русского медведя. В общемировой повестке дня Украина потеснила даже арабо-израильский конфликт. Однако в последние месяцы мир от неё явно устал. Украинская дипломатия за­игралась в комплекс жертвы. На саммите Восточного партнёрства в Риге Киеву дали понять прямо: без реальных реформ внутри страны о продвижении в Европу можно забыть.

Обещанная "жизнь по-новому" за год так и не наладилась. Возможности президента влиять на внутреннюю политику страны не исчерпываются функциями, предусмотренными в Конституции парламентско-президентской республики. У президента многочисленный, хоть и разношёрстный блок своего имени, основа парламентской коалиции — мощный инструмент влияния на законодательную, исполнительную и судебную власти, словом, на всё происходящее в Украине.

Этим инструментом Пётр Порошенко пользуется. На рассмотрение Рады внесены законы о масштабном реформировании силовых структур. Сделаны первые шаги к пропорциональной системе выборов с открытыми списками и децентрализации.

Шатко-валко начался процесс де­олигархизации. Ринат Ахметов постепенно лишается монопольного влияния на рынке электроэнергии, Дмитрия Фирташа теснят на рынке природного газа, Игорь Коломойский с боями сдаёт позиции в нефтяной отрасли. То есть основные предвыборные обещания Пётр Порошенко вроде бы выполняет.

Благодаря умению договари­вать­ся до сих пор удаётся  сохранить трещащую по швам парламент­скую коалицию, без работы которой говорить о реформах нет смысла

Но и несделанного много. Сам президент со статусом олигарха — собственника "Рошен" не расстался. Хотя и обещал. Да, война, а в войну трудно продавать, но обывателю нелегко объяснить нюансы управления государством и собственными активами, при которых доходы государства в 2014-м увеличились на 3%, а бизнесмена на 600%.

Альфа и омега остальных проблем — коррупция — продолжает процветать. Предшественник Порошенко на посту в свойственной ему манере обещал её "выжечь калёным железом", нынешний глава государства по-европейски объявил к ней "нулевую толерантность". Но результат пока не впечатляет: в рейтинге "Индекс восприятия коррупции" по версии Trasparency International Украина за 2014 год продвинулась лишь на два места, с 144-го на 142-е из175 стран. Да и без рейтингов любой украинец подтвердит, что взятки как брали, так и берут.

Потому и с обещанными президентом миллиардами инвестиций не складывается. Безусловно, вкладывать в воюющее государство — дело очень рискованное. Но страна большая, есть Западная и Центральная Украина, которые далеки от "горячих точек" и при этом очень привлекательны для западных инвесторов с точки зрения логистики. Страна располагает качественной дешёвой рабочей силой — из-за падения гривны в Украине сейчас самые низкие зарплаты в Европе. Вкладывай и богатей. Однако инвестор не идёт. Украинская налоговая система остаётся одной из самых запутанных в мире, а коррупция на корню уничтожает любые прогрессивные нововведения, как, например, дерегуляция.

Кадровую политику президента тоже пока нельзя назвать впечатляющей. Похоже, при подборе кадров он ставит во главу угла личную преданность. За своих людей держится до последнего, не считаясь с имиджевыми потерями. Так было с экс-министром обороны Валерием Гелетеем и экс-генпрокурором Виталием Яремой, которые, несмотря на провалы на вверенных им участках работы, долгое время оставались в своих креслах.

Но в таком подходе есть и плюсы, по крайней мере с точки зрения решения тактических задач. Конфликту Порошенко предпочитает возможность договориться, пытаясь к тому же ещё вовлечь оппонентов в свою орбиту влияния. Волонтёры яро критикуют деятельность Минобороны — ряд самых известных из них президент назначает в аппарат министерства. Правый сектор не подчиняется приказам — Дмитрий Ярош тотчас становится советником главы Генштаба. По сути, именно благодаря президентскому умению договариваться до сих пор удаётся сохранить трещащую по швам парламентскую коалицию, без работы которой говорить о реформах нет смысла.

Решительные меры вроде увольнений глава государства приберегает на крайний случай, как, например, в неприкрытом конфликте с Игорем Коломойским. Увидев, что олигарх выходит из-под контроля, Порошенко осадил его неожиданной для обывателей отставкой. Едва конфликт вокруг Укрнафты зашёл на второй круг, своего поста лишился ставленник Игоря Коломойского — одесский губернатор Игорь Палица. Назначение на его место Михаила Саакашвили — очередной красивый, но неоднозначный ход. Тактика у Петра Порошенко пока превыше стратегии.

Президент учитывал ещё один фактор украинской политики — украинское общество, точнее, активную его часть. В этом и состоит главное отличие Украины при Порошенко и Украины до Порошенко

План у президента есть, но явно для решения текущих задач и возникающих по ходу проблем, в том числе и в переговорах с Путиным. Но этого недостаточно для того, чтобы украинцы поняли, куда движется страна и чем они могут ей помочь.

Иногда главе государства приходится уступать, и, что действительно радует, не под нажимом олигархов. Гораздо больше, чем предшественники, Порошенко был вынужден учитывать ещё один фактор украинской политики — собственно украинское общество, точнее, активную его часть. Самый яркий пример — отставка того же Виталия Яремы, за которого президент боролся очень долго, но в итоге сдался.

Пожалуй, в этом и состоит главное отличие Украины при Порошенко и Украины до Порошенко. Теперь первые лица государства, вплоть до президента, в своих манёврах связаны не только обязательствами перед другими первыми лицами и стоящими за ними финансово-промышленными группами.

Украина, в которой неравнодушные граждане могут через соцсети уволить чиновника или пресечь масштабную коррупционную схему, — это, конечно, не обещанная "жизнь по-новому", но шаг в её направлении, скорее всего, бесповоротный. Старая система до сих пор жива, и способность договариваться пятого главы государства на протяжении первого года президентства помогала ей выжить. Теперь всё зависит от того, готов ли сам Пётр Порошенко действовать "по-новому".

Сторонники и оппоненты Порошенко о первом годе работы президента

Леонид Кравчук

первый президент Украины

— Это был год поисков для президента, его команды, правительства и Верховной Рады. Год поиска мира, реформ, борьбы с коррупцией. Пока не могу сказать, что эти поиски закончены. Мы делаем шаг вперёд — два назад или два вперёд — один назад, ошибаемся. Определён разве что стратегический курс. К примеру, тот же европейский выбор, где есть уже практические шаги в виде подписанной ассоциации с ЕС. Но вопрос с имплементацией этого стратегического курса открыт. Пока здесь не найдено ни форм, ни методов, которые дали бы мне право сказать, что власть работает эффективно.

Конечно, во время войны, когда каждый день миллионы гривен идут на защиту нашей страны, нереально ставить задачу, чтобы украинский гражданин жил лучше. Но есть вещи, которые от войны не зависят. Да, власть время от времени принимает хорошие решения, но они же не выполняются! Одна из причин — плохая кадровая политика. А ещё мы очень неповоротливы. Возьмите создание Антикоррупционного бюро. К демократической процедуре избрания его главы у меня не может быть претензий, но чтобы сформировать АКБ, нужно потратить минимум полгода. Выходит, бюро заработает лишь в 2016-м! И это в то время, когда даже в АТО коррупция стала системной. Хватит тянуть время, оно работает против власти, против Украины. Принятие решений должно быть быстрым.

Президенту нужно сделать два ключевых шага: организовать эффективную управленческую систему и добиться конституционных изменений, чтобы в Украине наконец-то стартовала реальная децентрализация власти.


Борис Ложкин

глава Администрации президента

— Главный вызов, вставший перед президентом сразу после избрания, — создание сильной, боеспособной армии. Эта задача выполнена. Количественный состав ВСУ увеличен со 125 до 250 тыс. военнослужащих, модернизировано вооружение. Зарплаты военных выросли вдвое. В состав ВСУ интегрированы добровольческие батальоны, а в руководство Минобороны вошли волонтёры и гражданские активисты.

То, что Украину сегодня поддерживает практически весь мир, в том числе и финансово, во многом заслуга именно президента. Плюс подписанное соглашение об ассоциации с Европейским союзом, которое ратифицировало большинство стран ЕС, а также о снижении таможенных пошлин для украинских товаров. Президентские законопроекты легли в основу стартовавшей судебной, налоговой реформы, реформы децентрализации, финансового сектора, реформы армии и НБУ. Создание Национального антикоррупционного бюро и пакет антикоррупционных законов тоже на счету президента.

Меняется и Администрация президента. За год штат АП сокращён на 37%, мы ликвидировали 27 консультативных и других вспомогательных служб. Внедрён электронный документооборот, урезаны расходы. Создана система электронных закупок ProZorro, которая уже в 2015 году позволит сэкономить более 36 млн грн.

Не завершена пока работа по введению безвизового режима с ЕС. Впрочем, по итогам Рижского саммита президент добился от ЕС конкретной даты для Украины, до которой мы выполним все свои обязательства по безвизовому режиму, что на практике означает его внедрение в 2016 году.


Борис Филатов

народный депутат (внефракционный),
бывший замглавы Днепропетровской облгосадминистрации

— Главные достижения связаны с внешней политикой. Президент добился поддержки мирового сообщества, хотя и не такого высокого, как хотелось бы. Ещё и министром иностранных дел назначил приличного человека. Так что здесь нужно отдать ему должное.

Провалом стала кадровая политика, начиная от назначения глав РГА и заканчивая начальником Генштаба. Я скептически отношусь к привлечению иностранцев. Ничего против них не имею, но как человек, который относится к правой оппозиции, думаю, что в 45-миллионной стране можно найти достойных людей. С другой стороны, иностранцы особо не впечатляют своими достижениями — они больше служат, наверное, громоотводами для народного гнева. Последнее назначение Михаила Саакашвили, которого я уважаю и к которому хорошо отношусь, мне непонятно. Есть большая разница между губернатором и президентом. Если ты губернатор, у тебя нет ни бюджета, ни рычагов влияния на силовиков, ни возможности самостоятельно проводить кадровую политику. Ты, по большому счёту, ничего не можешь сделать. Батуми в Одессе не будет.

В том, что никто из членов команды Виктора Януковича до сих пор не понёс наказание, есть прямая вина президента. Если бы он хотел проявить политическую волю, он бы её проявил. Но Пётр Порошенко думает, что со всеми договорится. Он не понимает, что регионалы — это, по сути, мафиозная группировка, с которой договориться не получится. Более того, показания Дмитрия Фирташа в австрийском суде подтверждают, что у президента со всеми есть договорённости.


Андрей Тетерук

первый замглавы фракции "Народный фронт",
экс-комбат батальона "Миротворец"

— За этот год проявились и сильные, и слабые стороны президента. К сильным я отношу правильные шаги во внешней политике, вовлечение мирового сообщества в поддержку Украины, введение санкций. Минские соглашения я не могу назвать ни победой, ни поражением. Это компромисс, на который мы были вынуждены согла­ситься.

Слабая сторона президента — кадровая политика. Я имею в виду назначение министром обороны Валерия Гелетея, который фактически провалил управление ведомством на очень важном начальном этапе. Это привело к потерям в Вооружённых силах и в рядах остальных бойцов, принимавших участие в силовых операциях. Но президент постепенно исправляется. Сейчас не должен стоять вопрос национальности или гражданства людей, которые приходят на госслужбу. Для нас важен их профессионализм. Если мы своих специалистов не вырастили — давайте привлекать зарубежных.


Михаил Папиев

народный депутат от Оппозиционного блока

— В соответствии с Конституцией президент управляет внешней политикой. За эту деятельность ему можно поставить плюс, ведь мировое сообщество, в первую очередь Европа и США, воспринимают Украину и украинскую власть. Но нужно вспомнить главный лозунг Порошенко, с которым он шёл на выборы: мир в кратчайшие сроки. Пора спросить, где же этот мир? Почему не имплементируются минские соглашения, почему 10 законопроектов по их имплементации даже не попадают в повестку дня парламента?

У нас всегда пытаются на президента повесить ответственность за всю власть в целом. Но я бы отдельно выделил провальную политику правительства, в частности, провал в вопросе евроинтеграции и монетарной политики. Поэтому для президента сейчас было бы правильно поставить вопрос об ответственности Кабмина и отдельных министров за провалы в работе. Да и в плане защиты прав и свобод людей, оставшихся без работы и средств к существованию, Порошенко надо быть более решительным.


Виктор Чумак

народный депутат от Блока Петра Порошенко


— При Петре Порошенко была остановлена война, которая могла охватить всю Украину. Президент стал точкой сборки международного давления на Россию и мировой поддержки Украины. Однако все ждали реформ, а они идут не теми темпами, на которые рассчитывали. С другой стороны, это зависит не только от президента, но и от Кабмина и всей исполнительной власти, которая должна реализовывать всё, что принимает парламент.

Одна из главных сегодняшних проблем — ошибочная кадровая политика. Мы просто не умеем руководить кадровым ресурсом. Политическое руководство ищет не профессионалов, а лично преданных людей. Их привлекают, но процесс не сдвигается с мёртвой точки, потому что эти люди не знают, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию. Думаю, иностранцы могут стать центрами, вокруг которых соберутся специалисты, готовые проводить серьёзные изменения в стране.

Текст: Юлия Самсонова, Милан Лелич, Станислав Мирошниченко
Фото: Наталья Кравчук/nvua.net,
УНИАН, Укринформ, Николай Лазаренко

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.