Ракеты, шаровары и инвестиции. Шесть видео о том, как менялась Украина

Фото: youtube/ video. emmanuil.tv
Фото: youtube/ video. emmanuil.tv

Клипмейкер и бывший бас-гитарист группы "Друга ріка" Виктор Скуратовский рассказал Фокусу о том, как за годы независимости менялся образ Украины в видеороликах

Related video

1992 год
Один из первых роликов независимой Украины

— Если оценивать объективно, это китч. Ты смотришь на это видео и видишь суперпродвинутые вооруженные силы, которые стреляют ракетами, крутой футбол, который на самом деле вообще не крутой. С другой стороны, в то время показывать больше было нечего, да и технические возможности не позволяли разогнаться.

2001 год
Противостояние между активистами движения "Украина без Кучмы" и милицией

— Аудио и видеоряд — на самодеятельном уровне, причем видео достаточно однообразное. Но видно, что ролик сделан с душой, и этим он ценен. А еще тем, что это историческая хроника. Когда смотришь ролики 2001-го, 2004-го и 2014 года подряд, восстанавливаешь в памяти ход событий. На самом деле "революционные" видео за все годы независимости не очень отличаются друг от друга.

2004 год
Ролик посвящен Оранжевой революции

— Пример того, что и о революционных событиях можно снять жизнеутверждающее видео. Хотя о художественной ценности здесь говорить, конечно, не приходится. В то время уже были технические возможности для качественного видео, но это, во-первых, стоило больших денег, а во-вторых, требовало времени. Этот ролик снимали вообще бесплатно, а что касается времени — счет шел на дни, потому что события быстро менялись и могли потерять актуальность. Ролик ценен еще и тем, что у каждого вызывает воспоминания о том времени. Я вот смотрю на него и вспоминаю, как сам нарезал круги вокруг Майдана с оранжевыми лентами на руках.

2010 год
Официальный проморолик Украины к чемпионату Евро-2012

— В этом ролике все красиво, но заштамповано и стандартно. Мне даже кажется, что это снимал какой-то зарубежный режиссер (бюджет ролика 4 млн грн, и снимала его украинско-немецкая команда. — Фокус) и бюджет здесь был "похоронен" хороший. В видеоряде нет неожиданных приемов — девушки в национальной одежде танцуют вокруг костра, казаки с факелами, природа Крыма и Карпат, из архитектуры — "Донбасс Арена" и Национальная опера. Такой обычно и показывают Украину. Если бы я был иностранцем, а на них и рассчитано это видео, через час вообще забыл бы, что смотрел его. Но, с другой стороны, поскольку это официальный проморолик к Евро-2012, естественно, учитывались пожелания чиновников, а исполнители могли что-то делать только в рамках этих пожеланий.

2015 год
Один из видеороликов, посвященных событиям в Донбассе. Снят студией Минобороны

— Этот социальный ролик с точки зрения исполнения — среднего уровня. Но для социалки не так важны художественные элементы, как общий дух видео, чтобы во время просмотра по коже бегали мурашки. Здесь мурашки не бегают, а сам видеоряд скучный. Во-первых, не хватает активного действия в кадре, чего-то наглядно иллюстрирующего войну. Во-вторых, не хватает человеческих эмоций, хотя как раз они — главное в социалке.

2015 год
Проморолик Украины, снятый по заказу Минэкономразвития для иностранных инвесторов

— Это классический формат рекламы, причем высокобюджетной и хорошо снятой. Но для меня эмоционально и энергетически этот ролик вообще ничего не несет. Он пустой. В Украине война, а на картинке улыбающиеся люди, бизнес-центры, высокотехнологичное производство, комбайны и жатва. Если бы я был потенциальным инвестором и увидел такой ролик, зная, что на самом деле происходит в стране, я бы никогда в жизни не вкладывал в нее денег.

Из положительных моментов — заметно, что акценты в презентации Украины сместились и заказчики понимали: шароварами уже давно никого не удивишь. Поэтому решили показать другую сторону Украины — интеллектуальную.

Стоит снять

— Если бы сейчас передо мной поставили задачу снять ролик об Украине, я бы ушел в глубокую депрессию. Просто не понимаю, что показывать. Скорее всего, я бы снимал людей. Но не отобранных на кастингах актеров, а реальных, настоящих людей. Начиная с добровольцев на войне и заканчивая теми, кто, например, занимается музыкой и действительно этим увлечен. Украину нужно показывать через людей.