Зачистки неугодных. Станет ли Минск-3 выходом из ситуации в Донбассе

Фото: unn.com.ua
Фото: unn.com.ua

Координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук о том, как россияне устраняют неподконтрольных им лидеров сепаратистов, почему без Минска-3 не удастся добиться мира и что ждет Донбасс, если предыдущий договор останется в силе

Related video

Американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала отчет, в котором констатирует, что ФСБ начала зачистку Донбасса от неподконтрольных россиянам боевиков. Кремль хочет добиться полного контроля над оккупированными территориями, чтобы влиять на ход переговоров с Киевом, обостряя или, наоборот, сглаживая конфликт.

При этом представитель Украины в политической подгруппе Роман Безсмертный в интервью 112-му каналу заявил, что Минск-3 уже запущен, хотя и не оформлен официально. Необходимость нового договора он пояснил тем, что предыдущий даже наполовину не отвечает сложившейся в Донбассе ситуации.

Дмитрий Тымчук согласен с тем, что без Минска-3 добиться прекращения войны нереально. Он подчеркивает, что предыдущие минские договоренности не выполнялись лишь из-за того, что участники конфликта не несли ответственности за их соблюдение.

народный депутат, координатор группы "Информационное сопротивление"


— Statfor делает свои выводы с большим опозданием. Зачистка неподконтрольных боевиков продолжалась на протяжении всего 2015 года и даже ранее. Обратите внимание: на сегодняшний день в публичной сфере практически не осталось более-менее заметных так называемых командиров подразделений, которые возглавляли бандформирования весной 2014 года.

Зачистка продолжается

Мы видели логику президента РФ Владимира Путина по реализации своего плана "Новороссия". Сначала была задача просто дестабилизировать регион любыми силами и средствами. Туда вливались деньги, материально-технические ресурсы, прежде всего оружие и боеприпасы. Россияне не смотрели, кто выбился в лидеры бандформирований, главное — воюйте. По нашим данным, проект "Новороссия" существовал где-то с сентября 2014-го по январь-февраль 2015 года: тогда пытались сделать единое квазигосударственное формирование. С осени 2014 года начался процесс введения бандформирований под единое командование. Он с треском провалился. В итоге Дебальцевскую операцию проводили не "регулярные формирования ДНР/ЛНР", ударным элементом были батальонно-тактические группы россиян, которых ввели на территорию Донбасса. То есть они выиграли битву за Дебальцево, но продемонстрировали, что провалили план построения "Новороссии". С этого момента началось уже не точечное, а планомерное вычищение тех, кто чувствовал себя слишком самостоятельным. Наиболее известной стала зачистка так называемых казаков весной 2015 года.

"В ближайшее время положение останется неизменным, будут волны эскалации-деэскалации"

За время войны главари бандформирований фактически поделили Донбасс на районы, у каждого была своя зона ответственности, каждый имел свой бизнес. Те же казаки организовали на территории Луганской области свою "казачью республику". Когда Москва пришла к решению повесить Донбасс на шею Украины, но при этом оставить за собой контроль над ним, стал вопрос о том, чтобы эти бандформирования уже не просто колошматили кого угодно, лишь бы кошмарить ненавистных укров, а четко выполняли поставленные перед ними задачи. Начался процесс создания первого и второго армейских корпусов "ЛНР/ДНР". В то же время даже те подразделения боевиков, которые входят в эти корпуса, во многом чувствуют себя довольно самостоятельными, они без проблем позволяют себе что-то отжать, устроить какие-то разборки. Россия пыталась частично решить проблему, интегрируя в эти формирования своих наемников и даже подразделения регулярных вооруженных сил РФ. То есть всячески добивалась, чтобы был российский командир и ядро в виде регулярных ВС РФ или хорошо обученных наемников. С этим и возникли проблемы, потому что у местных боевиков есть свои лидеры.

Ответственность сторон

Еще в сентябре прошлого года я говорил о том, что Минск-2 себя полностью дискредитировал. Не только условия перемирия не выполняются, но еще и каждый по-своему интерпретирует договор. Есть сценарий Киева, который прописан на основании Минска-2: сначала россияне выводят свои войска, потом, после взятия границы под контроль, проводятся местные выборы. Есть сценарий Москвы: сначала мы проведем местные выборы под дулами российских автоматов, под видом народной милиции легализуем бандформирования, а уже потом РФ начнет выводить свои войска. То есть де-факто ничего не меняется, но Донбасс уже официально висит на шее Украины в плане дотаций и самое главное — восстановления инфраструктуры, решения социальных проблем. При этом мы видим все тех же товарищей, которые сегодня мелькают на экранах в "ЛНР" и "ДНР". Сразу было понятно, что если каждая сторона по-своему интерпретирует договор, он работать не будет. И речь здесь уже не о том, слушаются боевики Москву или нет.

Второе условие, мешающее установлению мира в Донбассе, — это отсутствие прописанной ответственности сторон. Например, если сказано, что из 30-километровой зоны должны отвести тяжелое вооружение, должен указываться конкретный срок, в течение которого нужно выполнить это условие. Если Киев его не выполняет, допустим, прекращается кредитование со стороны МВФ, если Москва — ее отключают от международной банковской системы. То есть нужно прописывать те вещи, которые на себе почувствует и Киев, и Москва, тогда договор будет работать. А пока Путин может говорить, что он не влияет на дурачков, которые бегают по Донбассу. При этом вообще непонятно, зачем он садится за стол переговоров, если ни на что не влияет.

Я думаю, что в ближайшее время положение останется неизменным, будут волны эскалации-деэскалации. Масштабного наступления со стороны российско-террористических войск мы пока не ожидаем, не видим для этого серьезных ударных группировок оперативно-тактического уровня. Единственный выход из сложившегося положения — Минск-3, с четким сценарием действий, которые нельзя как-то по-другому интерпретировать, и ответственностью сторон.