Внешний долг Украины может стать рекордным

 Каждая новая украинская власть увеличивает внешний долг. И ни одна не может точно сказать, насколько это безопасно для страны

Related video

"Правительство побыло полгода, набралось долгов, простите, как сучка блох", – на прошлой неделе Виктор Ющенко мог крепко пожалеть, что уже использовал эту емкую фразу для характеристики Кабмина еще в ноябре. Она могла бы прийтись нынче как нельзя кстати, ведь команда президента поймала премьера на попытке взять 5-миллиардный долларовый кредит у Кремля. Потом премьер скажет, что и не собиралась делать из этого тайну, но факт остается фактом: первыми об этом сообщили люди президента, причем преподнесли заем как скандал. Уполномоченный президента Богдан Соколовский, презентовавший горячую новость в телеэфире, задал тон: намекнул, что вопрос получения кредитов от Российской Федерации связан "с ратификацией договора о нулевом варианте" (отказе от претензий на имущество СССР), и назвал переговоры, проводимые без директив президента, совершенно незаконными.

Тимошенко вынуждена была оправдываться.

– Я, как премьер-министр, чтоб покрыть плановый дефицит бюджета, обратилась к нескольким странам (США, Япония, Китай, и страны ЕС. – Фокус) для того, чтобы взять обычные кредиты, – несколько раз за последнюю неделю повторила она в эфире. – Со всеми веду переговоры, а все эти глупости, про которые говорится, – про какие-то нулевые варианты, про сдачу национальных интересов – об этом не может быть и речи.

Информацию сдержанно подтвердили в российском минфине, но скандал уже набрал обороты. На вторничном заседании Совета нацбезопасности планировалось устроить премьеру разнос еще за газовые договоренности с Россией, но по факту к пунктам обвинения присоединили и кредит. Президент даже нашел тут прямую связь: "Тяжелее всего морально-психологически комментировать то, что за этими большими газовыми договоренностями состряпан пакт Молотова – Риббентропа, когда заходит речь о предоставлении 5 миллиардов кредита". После этого заявления Ющенко и Тимошенко ругались уже без журналистов – СМИ удалили из зала заседаний.

При этом выяснилось, что президент вовсе не думает запрещать Тимошенко брать этот кредит. Как истолковала слова главы государства секретарь СНБО Раиса Богатырева, "он просто настаивает, чтобы условия кредита были прозрачными и понятными для граждан".

Власть взаймы
По большему счету, любому, кто бывал украинским премьером, сложно упрекать коллег в долгах, потому что он и сам наверняка одалживался.

Первыми, защищая шефа, об этом высказались бютовцы. Замглавы фракции Андрей Портнов напомнил, что премьер-министр Ющенко в свое время практиковал такой вид госдолга, как выпуск облигаций. В 1999–2001 гг. успели выпустить и продать желающим два таких транша на сумму в несколько сотен миллионов долларов.

– Разницы между прямым кредитованием и выпуском облигаций нет, – убеждает г-н Портнов Фокус. – Вот интересно было бы услышать сейчас мнение Ющенко по поводу двух этих траншей, взятых под 11% годовых, а это высшая процентная долговая ставка за всю историю Украины.

За привычку занимать где придется критиковали и Виктора Януковича: в конце 2004 года нардеп-нашеукраинец Евгений Жовтяк даже утверждал, что правительство Януковича – Азарова установило "долговой антирекорд" – за 10 месяцев набрало внешних заимствований на сумму свыше $2 млрд. (в основном выпуская облигации на продажу). Правительство же регионалов образца 2007 года за долги ругал уже Виктор Пинзеник, нынешний глава Минфина: по его тогдашним выступлениям получалось, что по сравнению с "первым пришествием" Тимошенко в 2005-м, "второе премьерство" Януковича подрастило долги на 4 млрд. грн. (на тот момент – около $800 млн.).

Таким образом, одалживаться для правительств – явление естественное. Другое дело, что есть разные варианты заимствований. Обратившись напрямую к другим правительствам, Тимошенко воспользовалась самым политизированным из них, когда условия кредита зависят от того, как договориться.

И после газовой войны с Россией скептики в Украине не ждут от северного соседа никаких поблажек.

"Вернуть этот кредит из бюджета будет невозможно. Единственным способом обслуживания долга станет банкротство "Нефтегаза", – делает пугающие прогнозы президент. Он боится и за газотранспортную систему: по украинским законам, ее, конечно, нельзя забрать за долги, но "тут действует приоритет международного права".

– Да, у России мы еще не брали кредитов. Зато мы должны немецкому правительству, японскому. Все правительства делали подобные заимствования, – говорит Фокусу советник Тимошенко, экономист Сергей Пашинский. – Мы должны брать кредиты для погашения дефицита бюджета там, где их дают на наиболее выгодных условиях. И если Виктор Ющенко знает, где достать средства на таких условиях, пусть расскажет.

Впрочем, как раз об условиях договоренности Тимошенко не распространялась. По некоторой информации, предметные переговоры по поводу кредита начнутся на этой неделе.

Но и до тех пор кое-что все же могло успокоить президента: в середине прошлой недели Госдепартамент США сообщил о готовности рассмотреть просьбу Украины о кредите, если таковая поступит. Таким образом, политическое равновесие Восток – Запад в украинской кредитной истории может быть установлено. Но никак не финансовая безопасность: Украина может сесть на кредитную иглу сразу двух сверхдержав.

С максимальной отдачей
Какой внешний долг безопасен для страны? Политики в зависимости от своей политической ориентации дают сейчас самые противоречивые ответы. По универсальной международной шкале – Маастрихтским критериям финансовой стабильности в странах ЕС – считается, что "жить можно", пока объем госдолга не превышает 60% ВВП страны. По подсчетам Центра политисследований и конфликтологии, сейчас общий украинский госдолг приблизился к 19% ВВП (в 2007-м он был на уровне 13,1%). Тимошенко вообще говорила об 11%. По этой логике, нам еще одалживать и одалживать.

Однако темпы, которыми Украина в последнее время собирает с миру по нитке, все-таки настораживают: Россия – $5 млрд., МВФ обещал $16,5 млрд., не далее как осенью Тимошенко договорилась о 3-миллиардном гривневом кредите ($500 млн. на тот момент) на 30 лет с еще одной международной финорганизацией – Всемирным банком. Итого уже $22 млрд., а ведь будут еще и проценты.

Для сравнения: доходная часть госбюджета-2009 составляет (по заложенному в него курсу 7–7,5 грн. к доллару) – около $32 млрд. Запланированный дефицит бюджета – $2,3 млрд.

– Конечно, можно вообще не брать в долг, сокращать собственные затраты – это вопрос выбора политики, – рассуждает в беседе с Фокусом экс-советник президента, экономист Александр Пасхавер. – В политике ведь как: если вы берете долги, то вы предатель, потому что перекладываете их на будущее поколение. Если не берете – предатель, потому что уменьшаете социальные выплаты. Во всем нужна мера.

По словам экспертов, получается, что в случае с госкредитами – у кого бы они ни брались – работают те же правила, что и в случае с обычными потребительскими займами: надо представлять, на что берешь и как будешь возвращать.

В госбюджете-2009 на погашение внешних долгов запланировано около $2 млрд. Такую сумму страна рассчитывает заработать за год, например, на ввозных пошлинах. И это больше, чем выделено на оборонные нужды страны (около $1,5 млрд.)

"Стоит просрочить платежи и не заработать денег по другим статьям бюджета, и любой международный суд встанет на защиту кредитора, любой актив, по сути, может быть изъят", – говорит Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова.

По крайней мере, один такой разгневанный кредитор у Украины уже есть – не другое государство, а международная корпорация "Морган Стенли". В 2007 году она дала "Укравтодору" под гарантии государства без малого $1 млрд. В последствии часть долга корпорация продала, но остальную может в любой момент, по словам Тимошенко, потребовать назад. Комментируя эту ситуацию, премьер винила президента чуть ли не в сговоре с корпорацией.

Когда на кону президентство, очень трудно отличить реальную угрозу долговой ямы от политических взаимозачетов. Иногда кажется, что и сами политики различий уже не видят.

Кто сколько сможетТри основных государственных способа взять в долг за границей
1. Занять у международных финансовых организаций. Таких, как Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, или МВФ.
+
Страна получает деньги на развитие конкретных проектов под сравнительно невысокий процент.
Кредиторы тут же начинают влиять на экономическую политику страны.
2. Выпустить и продать еврооблигации.
+ Улучшается деловая репутация страны.
+ Незаполитизированность – покупатели облигаций (ими могут быть даже компании) никаких условий предъявлять стране не могут.
Подходит только для благополучных времён. У страны с экономическими проблемами никто ничего не купит.
3. Одолжить у другого государства.
+ Все условия сделки определяются умением вести переговоры.
Страна-кредитор почти наверняка получает влияние на заёмщика.
Вы бы одолжили денег Тимошенко?