Сделайте это. 5 главных ошибок Арсения Яценюка, которые не должен повторить новый премьер

Фото: Михаил Палинчак / пресс-служба президента
Фото: Михаил Палинчак / пресс-служба президента

Если новый премьер будет помнить о граблях, на которые наступал предшественник, его как минимум не постигнет судьба Арсения Яценюка, растерявшего практически всю поддержку электората. Чтобы помочь в этом нужном деле, Фокус проанализировал главные упущения уходящего правительства

Related video
Fullscreen

На расстоянии с обществом

Одна из главных ошибок Кабмина Арсения Яценюка и власти в целом — отсутствие нормального диалога с украинцами. Им рассказывали об успехах, подчас реальных, подчас мнимых, но так и не объяснили целесообразность непопулярных, но необходимых преобразований. К примеру, к концу 2014 года госрасходы превышали критические для любого государства 50% ВВП. Их нужно было максимально сокращать, в первую очередь за счет содержания госаппарата и отказа от преференций отдельным отраслям, включая ТЭК и ЖКХ. Соответственно, перед повышением цен на газ и коммунальных тарифов обществу необходимо было объяснить: без этого никак, но это во благо. Со временем миллиарды бюджетных гривен, которые ранее шли на покрытие дефицита НАК "Нафтогаз Украины" (в том числе для компенсации разницы между ценами закупки импортного газа и его реализации для производства тепловой энергии, потребляемой населением), будут использованы для повышения соцстандартов. Конечно же, это в идеале.

То есть украинцам так и не объяснили, что лично они получат через два-три года от таких реформ, как электронная система госзакупок, приведение коммунальных тарифов к экономически обоснованному уровню и т. д. В итоге новые тарифы восприняты большинством как дополнительная возможность приближенных к власти увеличить свои доходы за счет простых украинцев. А, например, слухи о "первом миллиарде Яценюка" лишь усугубили негативное отношение к власти.

В целом у украинцев сложилось стойкое впечатление, что их постоянно пытаются обхитрить. Фактически все началось с обещания Петра Порошенко в начале президентского срока продать свои активы. И продолжилось популизмом премьер-министра Арсения Яценюка, к примеру, пообещавшего в апреле 2014 года снижение ставок кредитов для бизнеса уже через месяц после завершения переговоров с МВФ о первом транше, а спустя два месяца — стабилизацию курса гривны. На то время доллар стоил 12 грн.

Что должен сделать новый премьер

Наладить эффективную коммуникацию с обществом: правда и только правда. Заставить Министерство информационной политики заниматься своими прямыми обязанностями или же ликвидировать его за ненадобностью.

Fullscreen

Олигархизация 2.0

Еще полтора года назад, перед формированием второго правительства Яценюка, Фокус предупреждал: не делайте власть частью существующего политического истеблишмента. Ведь, как завещал грузинский реформатор Каха Бендукидзе, "в его рамках борьба с коррупцией невозможна — эти люди слишком хорошо знают друга друга, у них слишком тесные связи". Но правительство не избавилось от политического и олигархического влияния. Анонсированной деолигархизации вообще не произошло — некоторых крупных бизнесменов отодвинули подальше от власти, других, наоборот, приблизили. Неудивительно, что Ринат Ахметов и Игорь Коломойский были основными лоббистами сохранения Арсения Яценюка в премьерском кресле. Как и при режиме Януковича, "серые кардиналы" по-прежнему влияют на принятие правительством ключевых решений. Поменялись только фамилии. Показателен скандал Абромавичус — Кононенко, фактически запустивший маховик политического кризиса.

Правительство не избавилось от политического и олигархического влияния

Печальные последствия "олигархизации 2.0" очевидны. Многие крупные гостендеры, которые проходили вне электронной системы госзакупок ProZorro, как и раньше, выигрывают приближенные к власти компании, а многие госпредприятия по-прежнему генерируют доход не государству, а олигархам, сумевшим сохранить или расставить на руководящих должностях этих компаний своих людей. Показательно, что госпредприятия, которые возглавили независимые от "смотрящих" и "олигархата" менеджеры, по итогам 2015-го впервые за последние годы получили операционную прибыль — НАК "Нафтогаз Украины", Энергоатом и т. д. Тогда как госкомпании, которые все еще контролируются олигархами, показывают убытки — Азовмаш, Сумыхимпром и т. д. Срыв большой приватизации в 2014–2015 годах во многом объя­сняется влиянием на правительство олигархов и "схемщиков", заинтересованных в том, чтобы все было как раньше.

Власть списывает провал борьбы с коррупцией на то, что затянулось создание антикоррупционных органов. На самом деле коррупция процветает, поскольку сохранились старые схемы и никуда не делись те, кто их возглавляет.

Что должен сделать новый премьер

Держать "серых кардиналов", друзей и олигархов на расстоянии. При формировании правительства отказаться от квотного принципа и личных интересов. Провести открытые конкурсы на должности руководителей госкомпаний. Организовать прозрачную приватизацию крупных госпредприятий. Лоббировать новый закон о выборах. Ведь принятый парламентом закон о финансировании партий не решает проблемы влияния олигархов и политических кланов на формирование списков партий, а затем и правительства с учетом их интересов. Новый закон должен ликвидировать мажоритарную систему, ввести открытые списки, сделать прозрачными партийные финансы. Только так можно ликвидировать привилегии во власти и обновить политику за счет новых, не­олигархических партий, а их представителей-реформаторов делегировать в правительство.

Fullscreen

Закручивание гаек малому и среднему бизнесу

Поскольку на деолигархизацию Арсений Яценюк и К° не решились, то соответственно малый и средний бизнес не стали фаворитами правительственной политики. Бизнес по-прежнему не видит предпосылок для выхода из тени. Скорее наоборот. С 1 января 2016 года усредненная ставка единого социального взноса уменьшена с 41% до 22%, но от выплаты зарплат в конвертах работодатели не отказались. Поступления ЕСВ в первом квартале снизились на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Несмотря на создание сразу нескольких антикоррупционных органов, бизнес констатирует увеличение так называемого коррупционного налога, а фискальная служба по-прежнему выполняет карательную, а не обслуживающую функцию. Не стало меньше рейдерских захватов, поменялись лишь их кураторы.

Что должен сделать новый премьер

Провести полноценную налоговую реформу. В высшее руководство фискальной службы набрать реальных реформаторов. Провести конкурсный отбор нового фронт-офиса, непосредственно работающего с бизнесом, затем — переаттестацию среднего звена, в общем, все то, что было сделано и делается в полиции. Кардинально упростить администрирование налогов и лишь потом их снижать — только в этом случае можно рассчитывать на детенизацию экономики. Демонополизировать отрасли, где правила диктуют один-два игрока. А главное, "железно" гарантировать права собственности для инвесторов — с показательной "посадкой" рейдеров и чиновников, пойманных на мздоимстве и крышевании бизнеса. Только тогда можно рассчитывать, что инвесторы снова потянутся в Украину.

Fullscreen

Преступления без наказания

Ни одно из громких коррупционных дел за последние два года не было доведено до логического окончания, то есть до приговора суда, приведенного в исполнение. Достаточно вспомнить задержание на заседании Кабинета министров руководителя Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, арест прокуроров-взяточников, увольнения схемщиков из Минобороны или дело народного депутата Игоря Мосийчука. Все они и десятки других зависли на стадии следствия, судебного разбирательства или вообще завершились восстановлением в должности "по суду" проштрафившихся. В итоге в обществе сформировалось стойкое убеждение, что любая борьба с коррупцией не более чем фикция, необходимая для поднятия рейтинга власти и завершающаяся "решением проблем" в кругу своих.

Коррупция процветает, поскольку сохранились старые схемы и никуда не делись те, кто их возглавляет

В общем, если бы на сайте правительства еженедельно публиковались отчеты о расследовании дел коррупционеров — с подробным перечислением следственных действий, предъявленных обвинений, решений судов, а также фамилий судей и следователей (и их дисциплинарной ответственности, в случае если дело спускают на тормозах), это пошло бы на пользу рейтингу главы Кабинета министров куда больше, чем "десятиминутки" с отчетами об успехах. И сильно дисциплинировало бы прокуроров, следователей, судейский корпус и самих чиновников.

Что должен сделать новый премьер

Все дела коррупционеров должны "ставиться на контроль" — с регулярным опубликованием отчетов по каждому из них. С введением в этом году электронного декларирования имущества чиновников счет таким делам может пойти на тысячи. И если их расследование станет действительно публичным, а все нарушения сроков, процедур или делопроизводства по ним будут караться, а сами дела завершаться приговором — власть действительно может вернуть доверие общества.

Fullscreen

Реформы идут медленно и неуверенно

За два года на 100% не реализована ни одна реформа, а многие из архиважных и анонсированных ранее даже не стартовали: пенсионная, земельная, реформа здравоохранения и т. д. Некоторые из них сознательно затягиваются, поскольку невыгодны олигархам и влиятельным группам во власти.

Fullscreen

Фото: Михаил Палинчак. Рисунки: Александр Шатов