Экспатовая ситуация. Что успели сделать экспаты в Украине и почему они ушли

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Приглашенные в Украину иностранные специалисты не могут эффективно работать из-за бюрократии и сопротивления старой системы. Фокус разбирался, почему уходят реформаторы-экспаты

Related video

В начале мая в отставку подали сразу трое высокопоставленных госслужащих-иностранцев. Самым неожиданным стало увольнение по собственному желанию замминистра внутренних дел Эки Згуладзе, отвечавшей за реформирование МВД. Незадолго до этого свои должности оставили заместители главы Одесской облгосадминистрации Саша Боровик и Мария Гайдар. Чуть ранее, после отставки правительства Арсения Яценюка, лишились своих портфелей все три министра-экспата — Айварас Абромавичус, Наталья Яресько и Александр Квиташвили. А в конце марта Виктор Шокин, тогда еще генпрокурор, уволил своего первого заместителя Давида Сакварелидзе, приглашенного Петром Порошенко для реформирования прокуратуры. Всех этих людей впервые в истории современной Украины назначили на высокие должности не по политическому окрасу, а исключительно за их профессиональные качества и успехи. Но старой системе оказалось достаточно полутора лет, чтобы не только переварить, но и выдворить заграничных технократов за пределы власти.

Как все хорошо начиналось

В конце 2014 года Администрация президента начала привлекать в высшие эшелоны власти независимых от партийной конъюнктуры специалистов, в том числе иностранных. Поиск людей во власть впервые поручили кадровым агентствам: международной компании Pedersen & Partners и WE Partners — представителю Korn Ferry. Курировал эту работу экс-глава "Майкрософт-Украина", нынешний заместитель главы АП Дмитрий Шимкив. Работу по привлечению технократов оплатил Международный фонд "Відродження", выделив для этого $82,2 тыс. "Охотники за головами" провели свыше 200 собеседований, сформировав кадровый резерв из 24 человек, многие из которых впоследствии заняли высокие должности в правительстве Арсения Яценюка, в том числе министерские.

"Для технократов, пришедших в сферу госуправления в начале прошлого года, власть оказалась terra incognita, — рассказывает Владимир Коломоец, партнер компании Pedersen & Partners. — По отношению к ней все они экспаты. Впоследствии кто-то из них сумел ассимилироваться, но большинство так и остались чужаками во властных структурах. И хоть каждый из них знал, как изменить ситуацию в той или иной сфере, он не был знаком со многими подводными камнями, которые практически невозможно встретить в бизнесе. Я имею в виду ориентацию госслужащих на процесс, а не на результат; невозможность увольнять сотрудников, защищенных статьями Трудового кодекса; невозможность повышать зарплаты подчиненным и т. д. А главное, идя во власть, экспаты не подозревали, как мало у них будет политической поддержки, когда они коснутся чьих-либо бизнес-интересов".

"Всего за год система выдавила из органов власти практически всех высокопоставленных иностранцев, — констатирует народный депутат Мустафа Найем. — И это не патриотизм, не любовь к родине, а деградация и очевидный признак реванша и сопротивления системы. Их вытеснили за нежелание играть по старым правилам".

Александр Квиташвили: победили бюрократия и парламент

Fullscreen
  • Система государственных закупок лекарственных средств стала более прозрачной
  • Утверждены новые правила лицензирования медицинской практики
  • Подготовлен пакет реформаторских законов об автономии медицинских учреждений и более рациональном госфинансировании отрасли
  • Начата реализация совместного со Всемирным банком проекта, направленного на инвестирование в развитие здравоохранения в 8 областях страны

Первый из экспатов, кто не выдержал противостояния со старой системой, — министр здравоохранения Александр Квиташвили. В начале июля прошлого года после многочисленных обвинений "в бездействии" со стороны политиков он заявил об отставке. Этому решению Квиташвили, который в должности министра здравоохранения, труда и социальной защиты Грузии провел ряд успешных реформ у себя на родине, предшествовал затяжной конфликт с украинскими парламентариями. В конце мая прошлого года 66 народных депутатов обвинили его "в бездеятельности в вопросах обеспечения закупки лекарств для бойцов АТО". А глава парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец и вовсе заявила, что Квиташвили провалил работу Минздрава и препятствовал прозрачным международным закупкам лекарств. Министр, в свою очередь, обвинил Богомолец в блокировании реформ, разработанных его министерством. В итоге основные инициативы Квиташвили так и остались на бумаге.

Премьер-министр Арсений Яценюк распорядился провести служебное расследование относительно Александра Квиташвили, его первого заместителя Александры Павленко и других сотрудников Минздрава. Комиссия из 28 человек, половина из которых были депутатами Верховной Рады, в конце августа прошлого года пришла к выводу, что "недостатки руководства Министерства здравоохранения имеют системный характер и свидетельствуют о ненадлежащей организации работы в целом, поскольку за 6 месяцев пребывания министра здравоохранения Александра Квиташвили на посту не только не предпринято действенных шагов по решению насущных вопросов в отрасли, но и приостановлены некоторые процессы в сфере здравоохранения". Такое мнение озвучил председатель комиссии, замглавы Национального агентства по вопросам госслужбы Александр Скопич во время публичного представления результатов расследования.

Возмущенный Квиташвили ответил обвинением в искажении реальных фактов, назвав действия комиссии предвзятыми. После этого он обратился в Окружной административный суд Киева с требованием защитить его права, однако там иск министра отклонили. 17 сентября прошлого года Верховная Рада с четырех попыток так и не смогла уволить Александра Квиташвили с поста министра здравоохранения. Ушел он уже вместе с правительством Арсения Яценюка.

Fullscreen

Сдался без боя. Экс-министр здравоохранения Александр Квиташвили стал первым министром-экспатом, который не выдержал противостояния со старой системой

Квиташвили считает, что реализовать задуманное ему не дали те, кому выгодны старые правила игры в системе здравоохранения. "Парламент не принимал разработанные моей командой законопроекты, — возмущается Александр Квиташвили в разговоре с Фокусом. — Нищенские зарплаты исключали возможность привлечения в Минздрав хороших специалистов. Тем не менее я и другие чиновники-экспаты сделали все, что могли, и даже больше. Представьте, какая коррупция процветала только при закупках лекарств Минздравом на более чем 4 млрд грн в год. Сейчас этим занимаются международные организации через глобальный рынок, отчитываясь за каждую копейку".

Работники медицинской сферы по-разному оценивают деятельность министерства под руководством Александра Квиташвили: бюджетники, как правило, ругают, мол, ничего не изменилось, а представители частной медицины в основном хвалят. К примеру, президент медицинской клиники "Борис" Михаил Радуцкий называет Квиташвили одним из лучших министров за всю историю Украины: "Он разработал план реформ, равного которому в сфере здравоохранения Украины не было. Этот план предполагал существенные изменения в том, что касалось автономии медучреждений, их финансирования, закупок лекарств. К сожалению, многого в нынешней ситуации он добиться не мог, поскольку парламент фактически не давал ему работать".

Александр Квиташвили в целом позитивно оценивает свой опыт работы в правительстве: "У меня и у многих других экспатов не было никаких других интересов в министерстве кроме работы. У нас не было связей в Украине, не было бизнес-интересов. Предлагать мне что-либо незаконное в Минздраве не имело смысла. Я думаю, что нам удалось заложить некий фундамент, прочность которого ощутят в будущем. Да, приглашение экспатов было рискованным шагом, но правильным".

Айварас Абромавичус: "Не хочу быть частью дерибана"

Fullscreen
  • Начата реальная борьба с коррупцией в министерстве и на подведомственных ему госпредприятиях
  • Запущена система электронных госзакупок ProZorro, благодаря которой минимизирована коррупционная составляющая в гостендерах. Уже сэкономлено более 1 млрд грн госсредств
  • Пролоббировано снятие некоторых административных барьеров для ведения бизнеса
  • На нескольких госпредприятиях, подведомственных Министерству экономразвития, назначены топ-менеджеры, независимые от разных групп влияния, — им удалось прикрыть ряд схем, позволяющих в первую очередь олигархам зарабатывать на государственных финансовых потоках, и тем самым существенно улучшить финансовые показатели госкомпаний

Отставка в начале февраля с поста министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса, в прошлом успешного инвестбанкира, для многих стала неожиданностью. Один из наиболее успешных министров Кабмина Яценюка (№1 в прошлогоднем рейтинге эффективности министров Фокуса) заявил, что не хочет быть "частью дерибана".

"У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль над государственными деньгами, — объяснил свое решение министр. — Я не хочу ездить в Давос, рассказывать там о наших успехах, в то время как за моей спиной решаются какие-то вопросы в интересах отдельных людей".

Нашелся и конкретный обидчик министра. Человеком, который, по заявлению Абромавичуса, "сделал очень многое, чтобы блокировать его работу и работу министерства", оказался замглавы парламентской фракции Блока Петра Порошенко Игорь Кононенко. Тот, по словам экс-министра, в течение года лоббировал назначение своих людей на должность гендиректора Укрхимтрансаммиака, подконтрольный ему депутат от БПП продвигал своих людей в Укр­зовнишинформ, на предприятие порошковой металлургии, в Агентство аккредитации Украины и в несколько других компаний.

"Кульминацией этого кадрового беспредела и стремления полного подчинения потоков стало желание иметь своего зама в Министерстве экономики, отвечающего за Нафтогаз и другие госпредприятия", — заключил Абромавичус, после чего со словами "Я частью этого дерибана не буду!" подал в отставку.

Fullscreen

Перепутали. Экс-министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус (справа) показывает бывшему министру энергетики Владимиру Демчишину (слева) свою фотографию в Фокусе, под которой ошибочно стоит имя другого экспата — бывшего министра здравоохранения Александра Квиташвили. Приход иностранцев в Кабмин сбил с толку даже нашего бильд-редактора

Сам Кононенко обвинения в свой адрес отрицает, заявляя, что никаких людей к Абромавичусу не подсылал, что, впрочем, не помешало его однопартийцам сместить Игоря Кононенко с поста замглавы фракции БПП в парламенте. Правда, ненадолго. 12 мая, после того как Национальное антикоррупционного бюро не нашло подтверждений обвинениям Абромавичуса в адрес Кононенко, того восстановили в должности. За это решение проголосовало большинство депутатов фракции БПП.

"Мы пришли в правительство с горящими глазами и правильными подходами, но уперлись в сопротивление тех людей, которые нас назначали. Руководство страны не было готово предоставить нам карт-бланш, и это самое грустное в нашей истории. Но я думаю, что большинство чиновников-экспатов подарили людям надежду. Они увидели, что Украина может развиваться в совершенно другом темпе", — делает выводы Айварас Абромавичус.

За год с небольшим он успел сделать многое: запустил прозрачную систему электронных госзакупок ProZorro, пролоббировал снятие административных барьеров для ведения бизнеса, расставил на нескольких госпредприятиях независимых от олигархов менеджеров.

Экспертное сообщество в целом позитивно оценивает работу Айвараса Абромавичуса, отмечая в первую очередь формирование им сильной команды заместителей, которой делегировал значительные полномочия, что в итоге дало результат. "Это нетипично для украинского правительства, где обычно никто никому не доверяет. Его команда успешно работает и после его ухода, — говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. — Айварас не стал выделять приоритетные сектора экономики, что раньше обычно делалось ради коррупции. Он уменьшил регуляторное давление и улучшил управление госпредприятиями, начав готовить их к приватизации. Благодаря ему начался конкурсный отбор на должности руководителей крупных госпредприятий, являющиеся основными источниками политической коррупции".

Наталья Яресько: не оценили

Fullscreen
  • Восстановлено доверие к Украине крупных международных кредиторов, в первую очередь МВФ и Всемирного банка
  • Привлечено $10,4 млрд внешнего льготного финансирования
  • Реструктуризирован внешний коммерческий долг страны на сумму около $23 млрд, списано 20%, что позволило избежать дефолта Украины
  • Сокращено эмиссионное финансирование дефицита бюджета

Будучи министром финансов, Наталья Яресько никогда не выказывала недовольства работой Кабмина, но в конце марта, в самый разгар политического кризиса, она впервые заявила, что готова стать премьером. При этом поставила ряд условий. В частности, потребовала, чтобы правительство было технократическим, без партийных квот, и чтобы все фракции парламента поддерживали инициативы Кабмина.

В Администрации президента на такие условия согласились. Однако скоро стало понятно, что это был всего лишь политический маневр, демонстрирующий ЕС и США, что в АП, дескать, действительно хотят видеть Яресько премьером, но ее назначение — в руках Верховной Рады, на которую президент повлиять никак не может. В самом же парламенте для избрания Яресько главой Кабмина голосов предсказуемо не хватало. В итоге премьером стал Владимир Гройсман, а Наталья Яресько вместе с премьерскими амбициями потеряла и пост министра финансов, хотя именно она в августе прошлого года договорилась с частными кредиторами Украины о реструктуризации почти $23 млрд и о списании 20% госдолга по еврооблигациям.

Fullscreen

По рукам. Наталья Яресько (справа) убедила директора-распорядителя МВФ Кристину Лагард возобновить программу сотрудничества Фонда с Украиной

В этом году Наталья Яресько планировала продвигать налоговую реформу, стимулирующую приход инвестиций в Украину. Однако завершить начатое не успела. Не в последнюю очередь из-за системных проблем в самом министерстве. "Несмотря на то, что Минфин считался одним из самых эффективных, — говорит экс-министр Фокусу, — его служащие были ориентированы на процесс, а не на результат. Многие из них не были готовы выполнять задачи, не формализованные бюрократическими механизмами".

"Основной проблемой, с которой столкнулась Яресько на посту министра финансов, было отсутствие политической воли в проведении реформ, — считает глава совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек. — Нередко ей приходилось сталкиваться с противоборством в парламенте и недостаточной поддержкой законопроектов. Политическая слабость институциональных властей в сочетании с вливаниями в них олигархических кругов и высоким уровнем коррупции не позволили всему правительству работать эффективнее".

Давид Сакварелидзе: "Не хочу быть имитатором реформ"

Fullscreen
  • Начал борьбу с внутренней коррупцией в Генпрокуратуре
  • Его команда возбудила резонансные дела с участием высокопоставленных чиновников и народных депутатов, в частности, были задержаны "бриллиантовые прокуроры", возобновлено дело о краже нефтепродуктов беглого олигарха Сергея Курченко
  • Инициирована реформа прокуратуры

С 2008-го по 2012 год Давид Сакварелидзе был первым заместителем главного прокурора Грузии. "Я зарабатывал около $5 тыс. в месяц, — рассказывает экс-замгенпрокурора Украины. — Кроме того, сотрудники прокуратуры получали бонус в зависимости от дела и от достигнутых результатов. Прокурор мог получить и $10 тыс., и $20 тыс. премии".

Отсутствие таких высоких зарплат и премиальных, по мнению Сакварелидзе, одна из главных причин коррупции в украинской прокуратуре. Когда в феврале прошлого года Давида Сакварелидзе назначили заместителем генпрокурора Украины Виктора Шокина, он назвал борьбу с прокурорской коррупцией одним из своих приоритетов. Поначалу отношения Шокина и Сакварелидзе складывались хорошо, но все изменилось, когда Сакварелидзе по согласованию с Петром Порошенко организовал задержание зампрокурора Киевской области Алексея Корнийца и замглавы Главного следственного управления ГПУ Владимира Шапакина. Из-за найденных у Корнийца при обыске бриллиантов впоследствии их прозвали "бриллиантовыми прокурорами".

"Эти люди оказались друзьями Шокина, — категоричен Давид Сакварелидзе. — Потом к их делу добавилось еще несколько резонансных одесских дел, затронувших интересы многих влиятельных лиц в Киеве. Они касались Одесского припортового завода, нефти Сергея Курченко и многого другого. По мэру Одессы Геннадию Труханову, народным депутатам Сергею Кивалову и Дмитрию Голубову появились отдельные дела…"

В конце марта восемь одесских народных депутатов от разных политических партий, а также руководители территориальных прокуратур Украины потребовали увольнения Сакварелидзе, после того как он созвал у стен Генпрокуратуры митинг с требованием прекратить давление на его команду, расследовавшую громкие дела. Прокуроры были "обеспокоены ситуацией относительно попыток дискредитировать органы прокуратуры Украины", а также ссылались на нарушение Сакварелидзе требований кодекса профессиональной этики и поведения работников прокуратуры, что, по их мнению, "несовместимо с пребыванием его в должности заместителя генерального прокурора Украины и в органах прокуратуры".

Fullscreen

Коса на камень. До того как Давид Сакварелидзе (справа) задержал "бриллиантовых прокуроров", отношения между ним и тогдашним генпрокурором Виктором Шокиным (слева) были хорошие

Вслед за прокурорским обращением последовали увольнения людей из его команды, занимавшейся делом "бриллиантовых прокуроров". В конце концов уволили и самого Сакварелидзе за "грубое нарушение правил прокурорской этики, вмешательство в непредусмотренном законодательством порядке в служебную деятельность другого прокурора, совершение проступка, порочащего работника прокуратуры, невыполнение и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей".

В ответ Давид Сакварелидзе заявил, что за последние 4 месяца ГПУ возбудила против членов его команды больше уголовных дел, чем по Виктору Януковичу. Сам он тоже стал фигурантом уголовного дела, касающегося якобы растраты средств, выделенных правительством США на реформирование украинской прокуратуры. Как потом оказалось, обвинения были надуманными.

"Возможно, меня взяли в Генпрокуратуру для отвода глаз, — предполагает Сакварелидзе. — Мол, пусть грузин занимается имитацией реформ и коррекцией имиджа прокуратуры, а Шокин тем временем будет делать то, что нужно. Однако это невозможно из-за принципиальной разницы между мной и Шокиным: в мировоззрении, в подходах и, главное, в понимании функций прокуратуры".

После увольнения свое будущее Давид Сакварелидзе связывает с украинской политикой, куда намерен податься вместе с командой Михеила Саакашвили.

Сакварелидзе сомневается, что в существующей системе приглашенные на руководящие должности иностранцы смогут эффективно работать: "При такой системе им под силу лишь поднять шум, создать контраст и помочь талантливым людям и энтузиастам пойти вверх по служебной лестнице".

Эка Згуладзе: ушла по-тихому

Fullscreen
  • Начата реформа Национальной полиции, запущен процесс переаттестации кадров — уже прошли проверку 23 281 полицейский, уволены свыше 3000 человек, причем больше половины из них — руководители высшего или среднего звена. Увольняют по результатам тестов и проверки на полиграфе — из-за служебного несоответствия или высоких коррупционных рисков
  • Создана патрульная полиция
  • Выросло доверие к правоохранительным органам

В декабре 2014 года грузинскому реформатору Эке Згуладзе многие аналитики прочили пост главы МВД, рассчитывая, что в Украине она повторит успех реформ, которые провела в Грузии в 2005–2012 годах на должностях замминистра, а также и. о. министра внутренних дел. Однако МВД по квоте Народного фронта возглавил Арсен Аваков, а Згуладзе стала его первым заместителем. Именно она предложила ректору академии МВД Грузии в 2007–2012 годах Хатии Деканоидзе возглавить Национальную полицию Украины.

Главное, что удалось сделать грузинским реформаторам в украинском МВД, это создать совершенно новую патрульную полицию. Сейчас уже 10 тыс. патрульных работают в 24 городах Украины, пользуясь рекордным для украинских правоохранителей доверием общества. В конце прошлого года, по данным Международного фонда избирательных систем IFES, патрульной полиции доверяли 52% украинцев, тогда как старой милиции — только 22%.

Fullscreen

Реформатор МВД. Первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе примеряет фуражку нового патрульного полицейского

Но создать патрульную полицию оказалось гораздо проще, чем в целом изменить милицию, которая по замыслу Згуладзе должна превратиться в национальную полицию европейского типа. В декабре прошлого года около тысячи уволенных в результате переаттестации сотрудников МВД устроили у стен ведомства митинг, организацию которого приписывали тогдашнему главе столичной милиции Александру Терещуку. Сам он это никак не комментировал, но вскоре после митинга по ходатайству Деканоидзе его уволили из Нацполиции.

Впрочем, нерешенных проблем в полиции хватает: из-за последствий войны в Донбассе и экономического кризиса растет преступность; уволенные милиционеры, не прошедшие аттестацию, восстанавливаются в своих должностях. И тут Эка Згуладзе неожиданно подает в отставку. Правда, в отличие от Давида Сакварелидзе и Айвараса Абромавичуса, сделала она это тихо, заявив лишь, что по предложению Арсена Авакова возглавит группу консультантов МВД, при этом категорически отказалась общаться с прессой.

Не скажу за всю Одессу

Заместители главы Одесской обл­госадминистрации Саша Боровик и Мария Гайдар ушли в отставку в связи со вступлением в силу нового закона о госслужбе, по которому наши чиновники обязаны иметь лишь украинское гражданство. У Марии Гайдар, которая до приезда в Украину была активной участницей социальных и политических проектов в России, есть паспорт РФ, а у экс-юриста Microsoft Саши Боровика — немецкий.

Сам Боровик главной проблемой Украины называет "саботаж со стороны руководства страны". Из-за этого, мол, ему в одиночку приходилось бороться с местными не совсем честными на руку элитами в Одессе. В октябре прошлого года он даже предпринял попытку стать городским головой Одессы, но про­играл Геннадию Труханову, набравшему уже в первом туре 52,57% голосов избирателей. В суде Саша Боровик пытался доказать, что выборы сфальсифицированы, но суд оставил все как есть.

Fullscreen

Грузинский десант. Третий президент Грузии Михеил Саакашвили, работающий теперь главой Одесской облгосадминистрации, стал главным стимулом для привлечения в Украину других грузинских экспатов

Коллега Боровика Мария Гайдар занималась в облгосадминистрации привлечением в Одесскую область международных инвесторов, а также вела социальные проекты вроде нового Центра предоставления административных услуг. После увольнения Гайдар и Боровик остались в Одессе, став советниками главы ОГА Михеила Саакашвили. Также они сохранили депутатские мандаты: Гайдар — Одесского облсовета, а Боровик — горсовета.

Последние из экспатов

Данные опроса КМИС говорят о том, что около 33% украинцев поддерживают назначение иностранцев на ключевые должности в стране. Власть, похоже, учитывает этот электоральный фактор и окончательно отказываться от услуг экспатов в ближайшее время не будет. На замену выбывших приглашают новых. Одного из авторов "польского экономического чуда", бывшего вице-премьер-министра Польши Лешека Бальцеровича Петр Порошенко назначил своим представителем в Кабмине. Вместе с бывшим вице-премьер-министром и министром финансов Словакии Иваном Миклошем Бальцерович уже сформировал группу международных советников, в которую, в частности, пригласил экс-главу МВД Польши Ежи Миллера и экс-депутата сейма Мирослава Чеха.

Однако особенность нынешней роли экспатов — в их удаленности от принятия реальных решений. Да, они могут давать советы, как улучшить ситуацию в той или иной сфере, но не более. Заставить действующую власть выполнять их рекомендации невозможно. К тому же международные советники, в отличие от уволенных министров-иностранцев, не могут помешать нужным для власти назначениям.

Fullscreen

Вне закона. После вступления в силу нового закона о госслужбе Мария Гайдар и Саша Боровик больше не могут работать в Одесской облгосадминистрации. У обоих есть паспорта других государств

Усилить польско-словацкий десант призваны экспаты, назначенные руководителями крупных государственных компаний. Так, Укрзализныцю возглавил Войцех Балчун, экс-президент PKP Cargo — крупнейшего польского грузового железнодорожного оператора. Его зарплата в случае достижения высоких показателей в отрасли составит $1,5 млн в год. Главой Укрпочты назначен Игорь Смилянский, до этого работавший в американском офисе аудиторской компании KPMG. А главой государственного завода "Электротяжмаш" номинационный комитет при Минэкономразвития хочет видеть француза Жана-Андре Барбозу, управлявшего до этого тремя заводами французской стекольной компании Saint-Gobain.

Но Владимир Коломоец, подбиравший в 2014 году кадровый резерв для Кабмина, уже не рассчитывает на эффективную работу успешных зарубежных управленцев в Украине. "Стоит кому-нибудь из них коснуться той или иной "золотой жилы", как ему сразу сообщат, что это "тема Ивана Петровича", которого трогать нельзя, — говорит Коломоец. — А все денежные потоки Украины давно разделены между такими "Иван Петровичами". И подвинуть их нет никакой возможности: сразу начинаются звонки из Администрации президента, "гневные письма" от народных депутатов и уголовные дела по надуманным поводам".

Для того чтобы экспаты и технократы в целом смогли использовать свой опыт и потенциал в Украине, считает Владимир Коломоец, в стране должна пройти глобальная реформа государственных органов, а руководство страны обязано предоставить иностранным специалистам максимальную поддержку. Без этого кардинальных перемен они не обеспечат, и рано или поздно экспатов снова вытеснят из украинской системы координат.

Фото: УНИАН