Надежда Савченко: Я буду выходить из тюрьмы на своих условиях

Фото: Михаил Палинчак / пресс-служба президента
Фото: Михаил Палинчак / пресс-служба президента

Семь цитат Надежды Савченко, ее сестры и адвокатов, которые не оставили украинской власти шансов на бездействие

Related video

25 мая украинскую летчицу Надежду Савченко обменяли на бойцов ГРУ Вооруженных сил РФ Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Около 15:00 по киевскому времени президентский самолет с Савченко на борту приземлился в Киеве. Одновременно с этим президент России Владимир Путин подписал указ о помиловании летчицы. Напомним: в марте Надежду Савченко приговорили в России к 22 годам лишения свободы за пособничество в убийстве российских журналистов в июне 2014 года.

Все два года пребывания в российской тюрьме Савченко ее адвокаты и сестра передавали на свободу слова заключенной. Именно ее бескомпромиссная позиция, которую она выражала в том числе и голодовками, подталкивала украинскую власть к более активным действиям. Фокус вспоминает самые яркие и принципиальные высказывания украинской летчицы и ее близких.

О непризнании вины

"Запрещаю вам подавать апелляцию и прошение о помиловании, о признании вины от моего или от вашего имени и производить какие-либо действия без моего на то разрешения. В случае нарушения моей воли буду расценивать это как предательство с вашей стороны с автоматическим отказом от вас как от адвоката после таких действий" (Из письма к адвокату Николаю Полозову)

О пиаре политиков

"Надо сначала забрать человека, а потом пиариться и рассказывать, что она через неделю будет. Забирайте, а потом будете пиариться, селфи делать" (Сестра Надежды Вера Савченко о срыве апрельской договоренности об освобождении летчицы)

О сухой голодовке

"Я объявляю сухую голодовку с 4.03.2016 года до возврата меня в Украину живой или мертвой… Я запрещаю в СИЗО и вообще в России пытаться выводить меня из голодовки" (Надежда Савченко об очередной голодовке)

"10 апреля на фоне обезвоживания анализы показали какую-то запредельную густоту, несовместимую с жизнью, из-за чего руководство ФСИН очень хочет перевести ее в больницу. Надежда пока не соглашается, требование по допуску украинских медиков не снимает" (Адвокат Савченко Илья Новиков об отказе Надежды от госпитализации в России)

Об отказе об апелляции

"В случае обвинительного приговора апелляции не будет. А будет следующее: после приговора я продолжаю голодовку еще на десять дней, пока приговор вступит в силу, и это независимо от перевода на украинский язык, потому что им они тоже умеют очень долго тянуть время. Через десять дней я объявляю сухую голодовку, и тогда у России есть не более десяти дней, чтобы возвратить меня в Украину, откуда похитили! И меня не волнует, каким образом они будут это обосновывать! Я слышала о довольно неплохих способностях Петра Алексеевича Порошенко в дипломатии. Я надеюсь, что его дипломатических способностей хватит на то, чтобы договориться в России с одним идиотом, ведь он обещал моей матери, что я еще на майские праздники 2015 года буду дома" (Из последнего слова Савченко в суде)

Об условиях, на которых Савченко согласится выйти из тюрьмы

"Теперь я буду выходить из тюрьмы на своих условиях, чтобы всему миру показать, что Россию можно свернуть в бараний рог, если не бояться и быть несокрушимой, как я"

О позиции Савченко

"Она будет голодать, пока ее не освободят или пока она не впадет в кому — так прямым текстом и говорит. За полтора года я успел изучить ее характер, уверен, что так и будет. А это значит, что и ее защитникам, и украинским должностным лицам, которые занимаются ее делом, нужно понимать, что мы в цейтноте.

Как адвокат я недоволен ее решением. Мы предпочли бы знать, что у нас есть возможность подать апелляцию. Но для Савченко это означает признать, что в России есть какой-никакой суд. Нет суда. То сеть, если хотите, делайте вид, что суд у вас есть, а я в этом участвовать не буду. Такая позиция у Савченко, и мы, адвокаты, вынуждены ей следовать" (Адвокат Илья Новиков о характере своей подзащитной)