Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Консервация системы. Почему переаттестация не искоренила милицейский беспредел

Консервация системы. Почему переаттестация не искоренила милицейский беспредел

Эксперты, занимавшиеся реформированием МВД, констатируют, что аттестация сотрудников полиции провалилась

000

Сотрудники Национальной полиции оказываются в центре скандалов. В регионах страны полицейских ловят на наркоторговле, обвиняют в аморальном поведении. Недавний инцидент в Кривом Озере Николаевской области, где полицейские избили, а затем застрелили местного жителя, вызвал резонанс, СМИ даже стали проводить аналогии с Врадиевкой.

Как правило, фигурантами скандалов становятся старые кадры, перешедшие в полицию из милиции. От таких людей система должна была очиститься с помощью аттестации, которую обязаны были пройти все сотрудники, желающие продолжить службу в органах внутренних дел. Эксперты, занимавшиеся разработкой реформы МВД, отмечают, что аттестация не дала желаемого эффекта: по её результатам удалось уволить не так много людей, чьи моральные и профессиональные качества вызывали вопросы, а многие из уволенных сумели восстановиться на должностях, подавая иски в суды. Однако положение ещё можно исправить.

Борис Малышев

эксперт Реанимационного пакета реформ

— Аттестация была задумана как инструмент для очищения рядов сотрудников МВД, избавления от людей, деятельность которых привела к тому, что в последние годы уровень доверия к милиции был меньше 10%, а после Майдана опустился ниже 5%. Чтобы добиться этого, нужно было уволить 25–30% сотрудников милиции, а на их место набрать новых людей по конкурсу либо сократить эти должности. Этого не произошло.

Можно констатировать провал процедуры аттестации как минимум в трёх аспектах. Во-первых, в процессе отсеялось немного людей: меньше 15% из тех, кто проходил аттестацию, причём значительная часть уволенных восстановилась на своих должностях в суде.

Второй провал — в юридической плоскости. Положение, на основании которого проводилась аттестация, было утверждено приказом министра МВД Арсена Авакова. То ли умышленно, то ли из-за непрофессионализма, в нём было много нюансов, которые использовали уволенные сотрудники полиции при подаче исков в суды. Очень часто у судей не было выхода, кроме как восстановить в должности уволенного работника. Всё можно было выписать в положении, но этого не было сделано, поэтому в большинстве случаев суды вполне обоснованно становились на сторону уволенных полицейских.

В-третьих, поначалу, в первые четыре-пять месяцев, в состав аттестационных комиссий входило много представителей правозащитных организаций. Но из-за бюрократии, упомянутых минусов в положении об аттестации многие независимые от МВД организации отказались от дальнейшего участия в процедуре отбора. Закончилось тем, что заместители министра или его советники сами формировали аттестационные комиссии, ставя туда достаточно лояльных к МВД людей. То есть большой минус и в том, что эта аттестация дискредитировала участие общественных организаций в подобных процедурах. У общества складывается впечатление, что его участие не приносит ничего полезного, потому что через отбор проходят все подряд.

"Эволюционный путь с элементами реформирования кажется более приемлемым, чем создание новой структуры с нуля"

Сейчас наибольшее сопротивление реформе ощущается на уровне блоков, которые занимаются расследованием преступлений, — это криминальная полиция. Там реформа всё время лишь оглашается, но никаких действий не происходит. Вместе с тем это наиболее важный и влиятельный участок работы полиции. На самом деле реформа коснулась только патрульной службы и нескольких точечных моментов. Создан департамент по защите прав человека в структуре Национальной полиции. Есть идеи реформирования системы участковых, но это пока только планы, не касающиеся ядра деятельности полиции, — расследования преступлений. Там система остаётся такой же, как и десять лет назад. По сути, мы видим консервацию системы.

Мне кажется, что к реформированию криминального блока полиции нужно подходить комплексно. Ещё раз провести что-то наподобие аттестации, чтобы очистить этот блок, только на нормальных юридических основаниях, с адекватным участием общественности. Затем создать более привлекательные условия для работы — существенно повысить заработную плату. А на освободившиеся места, порядка 30–50%, — набрать новых людей с помощью инструмента, который предусмотрен законом, но до сих пор блокируется министром и главой Национальной полиции. В законе прописан механизм так называемых полицейских комиссий, создающихся при каждом территориальном управлении полиции и в центральном аппарате. В них большинство составляют представители общественности, которые оглашают конкурс и проводят его прозрачно.

Этот эволюционный путь с элементами реформирования мне кажется более приемлемым, чем создание новой структуры с нуля. Тем более что далеко не ко всем полицейским, которые сейчас работают, есть претензии, среди них приблизительно половина и психологически, и профессионально может работать по новым ценностным стандартам, не злоупотреблять положением, не нарушать права человека. Просто сейчас эти люди находятся в другой системе координат, если её поменять и очистить систему от явных коррупционеров и непрофессионалов, она сможет нормально заработать, перестраиваясь эволюционным путём. Правда, это может занять достаточно много времени — около года.


Александр Банчук

эксперт Центра политико-правовых реформ

— Аттестация сотрудников МВД не справилась с поставленной задачей. Сам процесс аттестации привёл к тому, что сняли только худших, но в системе МВД осталось много тех, кто не должен там работать. Теперь мы видим следствие подхода и методов, которыми руководствовались, когда проводилась аттестация. И это лишь часть правонарушений, а сколько мелких злоупотреблений, фактов взяточничества остаются в тени?

Министр внутренних дел не рискнул пойти против системы, сотен тысяч сотрудников. Он выбрал стабильность, а не изменения, плоды этого мы сейчас и пожинаем. Блокирование реформы МВД начинается с центрального аппарата, а он уже задаёт тренд, потому что, подготавливая, например, проекты приказов, каких-то решений, аппарат влияет на позицию министра. Именно эти люди спускают задания в областные аппараты и потом контролируют их выполнение, на этом уровне ощущается наибольшее сопротивление реформе. А на нижних уровнях многие не хотят менять принципы своей работы, потому что привыкли к устоявшимся правилам.

Изменить положение сложно, особенно в криминальном блоке, здесь не получится действовать как с патрульными: с нуля создать новую структуру, набрать новых людей. Как бы там ни было, оперативники, работающие в регионе, знают оперативную ситуацию, а нужно знать, что происходит в твоём районе, области. Этому в кабинете не научишь, поэтому сложно где-то подготовить новых специалистов, а потом заменить всех сотрудников. Лучшим вариантом было бы идти сверху вниз и проводить конкурсы на каждую должность по аналогии с тем, как это предусмотрено новым законом о государственной службе, тогда можно было бы отобрать из кандидатов лучших. Конечно, это нужно делать постепенно, начиная с центрального аппарата, затем переходя к территориальным органам полиции в областях. Хотя в некоторых регионах следователей и оперативников набирают по новым правилам, но конкурсы проводят только на вакантные должности. Возможно, все их стоит объявить вакантными.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.