Труба раздора. Чем угрожает Украине строительство Россией "Турецкого потока"

Фото: gazprom.ru
Фото: gazprom.ru

Пока попытки Газпрома ограничить украинский транзит не увенчались успехом

Related video

6 декабря президент Турции Реджеп Эрдоган подписал закон о реализации проекта "Турецкий поток" — газопровода из Сибири в Европу по дну Черного моря, в обход Украины. Завершить строительство газопровода планируется к 2019 году. Как заявил глава Газпрома Алексей Миллер, после истечения в 2019-м контракта о транзите газа, подписанного еще Юлией Тимошенко в 2009-м, Россия откажется от прокачки газа через нашу страну.

Финансировать работы будет непосредственно Газпром. Контракт на строительство первой нитки газопровода "Турецкий поток" мощностью 15,8 млрд м куб газа в год, которая пройдет от Анапы до окрестностей Стамбула, Газпром заключил со швейцарской компанией Allseas Group. Компания уложит более 900 км труб по дну Черного моря. Как заявили в Allseas Group, большая часть труб уже находится на складах в Бургасе и Варне. Allseas планирует приступить к укладке труб во втором полугодии следующего года.

В общей сложности Газпром планирует протянуть по дну Черного моря четыре нитки газопровода. Стоимость первой нити "Турецкого потока" Газпром оценил в €4,3 млрд, а всех четырех ниток — в €11,4 млрд. Общая мощность потока оценивается в 50-60 млрд м куб газа в год.

Это сопоставимо с объемами прокачиваемого через Украину газа. Хоть первая нитка газопровода предназначена исключительно для снабжения газом Турции, в случае строительства второй нитки "Турецкого потока" и реализация "Северного потока 2" через Балтийское море в Германию (сейчас строительство остановлено по жалобе польского антиконкурентного ведомства — трубопровод в обход Польши снизит конкуренцию на местном рынке поставщиков газа) способны уменьшить транзит российского газа через Украину практически до нуля.

"Если будут реализованы проект "Северный поток 2" и проект "Турецкий поток" в варианте двух линий, я предполагаю, что по территории Украины, скорее всего, вообще не будет никакого транзита, что уменьшит стоимость газотранспортной системы Украины раз в пять", — говорит глава правления Нафтогаза Андрей Коболев. Как утверждал Коболев в своем интервью Фокусу, он считает планы Газпрома отказаться от украинского транзита вполне реальными.

Громкие заявления Газпрома о "Турецком потоке" похожи на обычную российскую пропаганду

Из-за угрозы строительства "Турецкого потока" Коболев уже изменил планы Нафтогаза по модернизации ГТС, заблокировав тендеры дочерней компании Укртрансгаз на поставку оборудования для реконструкции компрессорных станций производства "Сумского машиностроительного научно-производственного объединения" на сумму более 4 млрд грн. Как поясняет СЕО Нафтогаза, закупаемое оборудование может использоваться только на станциях, которые прокачивают газ по направлению к Турции. В нынешних же условиях, по его мнению, целесообразно закупить более универсальное оборудование, которое можно использовать и на других компрессорных станциях.

Забавы ради

Строительство "Турецкого потока" — это уже третья попытка Газпрома отказаться от транспортировки сибирского газа за последние пять лет. Как считает президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар, громкие заявления Газпрома о "Турецком потоке" похожи на обычную российскую пропаганду. "России удалось построить лишь "Северный поток", мощности которого для замены украинского транзита недостаточно. Проекты "Южный поток" и "Северный поток 2" нарушают европейское законодательство, поэтому их реализация вызвала сопротивление стран — членов ЕС. В случае же "Турецкого потока" к юридическим нюансам добавляются технологические сложности", — говорит эксперт. Как он поясняет, трубы будут залегать на большой глубине, а газ прокачиваться по ним под очень высоким давлением — более 200 атмосфер. Маловероятно, что Газпром сумеет за несколько лет построить необходимые для этого компрессорные станции.

Соглашается с ним и CEO аналитической компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. "Возникает впечатление, что Газпром работает не на акционеров, не на потребителей, не на государство, а на подрядчиков, которые строят различные объекты для них", — восклицает он. Как поясняет Корчемкин, чтобы удовлетворить амбиции Путина представить миру Россию сверхдержавой, Газпром создал колоссальные резервные мощности, которые простаивают неиспользованными. Российский монополист несет постоянные затраты на их содержание, которые можно оценить в пределах 2,4 трлн руб в год. (около $38 млрд), зато российское телевидение учит россиян гордиться этими гигантскими расходами и смеяться над закрытием невостребованных украинских проектов.

Перспективы запуска "Турецкого потока" в ближайшие пять лет минимальны

В качестве экономически необоснованных проектов Газпрома Корчемкин приводит наращивание пропускных мощностей одного из сибирских коридоров, после чего тот сразу же был заброшен и начато строительство альтернативного трубопровода, а также проект строительства газопровода из Нигерии через Марокко в Европу, который мог оказаться рентабельным лишь при цене газа от $1 тыс. за тыс. м. куб.

Ход конем

Хоть перспективы запуска "Турецкого потока" в ближайшие пять лет минимальны, по мнению Гончара, Украине стоит заняться минимизацией рисков, ускорив процесс передачи ГТС в консорциум нескольким крупным европейским партнерам. Как поясняет эксперт, Германии выгодно получать газ непосредственно из России, поэтому она лоббирует идеи строительства газопроводов в обход Украины. Кроме того, привлекая финансирование под свои проекты, Газпром предлагает крупным европейским банкам плату за кредит гораздо выше обычного уровня процентных ставок. "Услыхав о газпромовских деньгах, банки забывают обо всем и прилагаю максимум усилий для лоббирования российских проектов", — говорит Гончар.

Сейчас уже две европейские компании заинтересовались участием в управлении украинской ГТС. Итальянская SNAM и словацкая Eustream прислали в Укртрансгаз коммерческие предложения. Однако одно из ключевых требований европейцев — разделение магистральных трубопроводов для прокачки российского газа от трубопроводов, обеспечивающих доставку к магистралям украинского газа и доставку газа к украинским потребителям. При таком решении, по словам Гончара, европейцы получают в пользование прибыльный участок ГТС, в то время как Украине остается убыточный.

Эксперт считает, что руководству Нафтогаза следует проявить больше настойчивости в переговорах с европейской стороной — доказать, что передача в консорциум целостного комплекса ГТС с подземными хранилищами и возможностью принимать газ украинской добычи это более выгодное предложение, чем передача в консорциум лишь магистральных трубопроводов. Целостная ГТС будет работать куда более стабильно, к примеру, транзит не прекратится при краткосрочных перебоях с поставками российского газа. Если удастся это сделать, Газпром не сможет лоббировать свои идеи перед Еврокомиссией.