Чужие здесь не ходят. Почему ЕС не готов дать четкий ответ о будущем Украины

Пророссийские бандформирования в Луганске / Фото: Getty Images
Пророссийские бандформирования в Луганске / Фото: Getty Images

Военный конфликт на Донбассе — последствие геополитического выбора Украины в пользу Европы. Корреспондент Politico Дэвид Херженхорн попытался понять, какова доля ответственности ЕС за то, что происходит в Украине, и почему там по-прежнему не могут дать ответ о перспективах ее членства в Евросоюзе

Related video

С 2014 года Украина и ЕС сотрудничают как никогда тесно. Такие крепкие связи безмерно раздражают Россию, все еще мечтающую собрать воедино свои бывшие колонии. Сегодня Украина, ставшая жертвой российской агрессии, опустошена войной и почти полностью разорена. Но что делает Запад, чтобы остановить Кремль?

На днях лидеры Евросоюза и постсоветских стран, входящих в программу "Восточного партнерства" ЕС, собрались в Брюсселе, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество. На саммит прибыл и украинский президент Петр Порошенко. Ключевой вопрос, который волнует Украину, — перспектива членства в ЕС. Однако четкого ответа ждать не стоит.

Отдаленные перспективы

У европейских политиков нет единого мнения о будущем Украины. Одни утверждают, что Киеву необходима помощь в борьбе с Россией. Другие считают, что Евросоюз сделал уже достаточно и ЕС больше ничем не обязан украинцам. Среди причин таких резких заявлений — непрекращающаяся коррупция в госструктурах и медленное продвижение реформ, особенно в судебном, финансовом и энергетическом секторах.

Впрочем, не все так печально. За день до начала саммита "Восточного партнерства" — программы, главная цель которой — развитие связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР — Европейский инвестиционный банк объявил о дополнительном финансировании Украины на сумму 37 млн евро. Деньги пойдут на поддержку сельского хозяйства. А в 2014 году Евросоюз предоставил Киеву самую крупную денежную поддержку из когда-либо предложенных странам, не входящим в ЕС. Общая сумма финансовой помощи составляет примерно 12 млрд евро.

Недавнее исследование, проведенное по заказу Европарламента, в целом свидетельствует о положительном влиянии на Украину программы "Восточное партнерство". Но в рамках этой программы 94% средств были выданы в форме займов, которые превратились в долги. В долгосрочной перспективе они будут препятствовать ее восстановлению. На протяжении пяти лет Киеву необходимо погасить 38 млрд евро европейского долга, в то время как у Национального банка Украины на это есть лишь 5 млрд евро.

Литва предложила амбициозный "Европейский план для Украины", цель которого в течение десяти лет привлечь в Украину 50 млрд евро инвестиций. Однако дальше декларативных заявлений дело пока не идет

В отчете по имплементации Соглашений об ассоциации и свободной торговли между Евросоюзом и Украиной, Грузией, Молдовой, подготовленном комитетом Европарламента по иностранным делам (AFET), сказано: "Своим геополитическим ориентиром Киев окончательно выбрал Брюссель. Но ситуацию усложняет тот факт, что последовавшая за Евромайданом агрессия России против Украины как никогда отдалила страну от перспективы членства в ЕС и НАТО". Также в докладе говорится о том, что экономический спад, случившийся после Майдана, "привел к серьезному недовольству украинских граждан". Однако есть и позитивные тенденции. Высокопоставленные чиновники ЕС не раз отмечали успехи Киева в снижении расходов с 53% от ВВП до 40% за последние два года. Это свидетельствует о внедрении программы жесткой экономии, а также более эффективной борьбе с коррупцией.

Украина является самой драматичной, но не единственной иллюстрацией неоднозначных результатов программы "Восточного партнерства", которая была запущена в 2009 году. Остальные пять государств — участников программы также сталкиваются с трудностями. Армения и Азербайджан до сих пор ведут войну за спорную территорию Нагорного Карабаха. Молдова отчаянно противостоит самопровозглашенному пророссийскому Приднестровью. Два региона Грузии — Абхазия и Южная Осетия — оккупированы Россией. Беларусь представляет собой полицейское государство, хотя в последнее время Запад и идет на сближение с Александром Лукашенко. В этом году его впервые пригласили на саммит "Восточного партнерства", но Лукашенко отказался принимать в нем участие.

Декларации

Официальные лица ЕС отрицают обвинения в том, что именно они несут ответственность за политический кризис, начавшийся в Украине осенью 2013 года. Тогда Брюссель давил на Януковича с требованием подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, в то время как Россия угрожала Украине экономическими репрессиями.

В итоге Янукович пошел на поводу у Москвы и отказался подписывать соглашение в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства" 2013 года. Такое решение президента спровоцировало протесты в Украине, которые привели к его свержению и бегству в Россию.

Стартовавший в 2015 году мирный процесс по урегулированию ситуации в Украине при посредничестве ключевых игроков ЕС Франции и Германии так и не привел к окончанию конфликта между Россией и Украиной. Из-за этого в адрес Парижа, Берлина, Брюсселя и Вашингтона постоянно звучит критика в нежелании приложить больше усилий для установления мира в Украине. Несмотря на это, недавний саммит сосредоточился не на конфликте между Москвой и Киевом, а на обновлении списка "20 результатов к 2020 году", который ЕС впервые разработал в декабре прошлого года. Это свидетельствует о том, что более ранние амбиции программы "Восточного партнерства" не выдержали столкновения с реальностью.

Параллельно в ЕС не утихают споры о том, должен ли вообще Евросоюз помогать Украине. Главным адвокатом украинцев здесь выступает Литва, предложившая амбициозный "Европейский план для Украины", цель которого — в течение десяти лет привлечь в страну 50 млрд евро инвестиций. "Нам нужно активизировать взаимодействие с бизнесом, найти подход к простым людям, показать им, что их не бросили, — уверена посол Литвы в Евросоюзе Йовита Нелюпшене. — Мы должны повысить потенциал и стойкость стран Восточного партнерства в частности для Украины". Однако дальше декларативных заявлений дело пока не идет.

Мэтью Рожански, директор аналитического института Кеннана в Вашингтоне, считает, что ответственность за конфликт в Украине лежит на Москве, однако ошибся и Запад, продолжающий притворятся, что нынешняя мирная инициатива имеет хоть какие-то шансы на успех. "Россия делает то, что делает, применяя силу в ответ на события, которые ей не нравятся, — утверждает Рожански. — Вместе со своими прихвостнями в самой Украине Кремлю удалось сломить эту страну".

По мнению Рожански, Запад должен был вмешаться и найти способ избежать противостояния на условиях России: "Как только мы согласились, что противостояние в Украине будет вестись по постсоветским правилам, предполагающим в качестве метода влияния грубую силу, мы проиграли".

По материалам: Politico
Перевод Даниила Непочатова