Балтийский опыт. Министр обороны Литвы о впечатлениях от поездки на Донбасс, военной помощи Украине и гибридной агрессии России

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус поговорил с министром национальной обороны Литвы Раймундасом Кароблисом в кулуарах 11-го Киевского форума по безопасности

Related video

Литву, Латвию и Эстонию, как и Украину, Россия традиционно считает зоной своих "особых интересов". Об угрозе прямого вторжения РФ в Балтию говорят не первый год. Пока россияне ограничиваются военными маневрами и учениями вблизи границ трех государств, попытками разжечь внутренние конфликты, а также информационной и киберагрессией. Как рассказал в кулуарах 11-го Киевского форума по безопасности министр национальной обороны Литвы Раймундас Кароблис, от прямой агрессии его страну спасает членство в НАТО — на открытый конфликт с Альянсом Москва не решается.

КТО ОН

Министр национальной обороны Литвы

ПОЧЕМУ ОН

Представитель страны, являющейся одним из главных европейских союзников Украины

По мнению многих экспертов в области международной безопасности, есть реальная угроза прямого вторжения России в балтийские страны. Как вы готовитесь к этому?

— Над всеми странами, граничащими с Россией, довлеет такая угроза, все зависит от политического решения руководства РФ. Степень готовности российской армии повышается, на протяжении 48 часов могут быть развернуты до 20 батальонных групп. Для начала агрессии против отдельной балтийской страны или всех сразу этого хватит. Такова реальность.

Вы уверены в способности НАТО защитить вас?

— На нашей территории постоянно располагаются войска многих других стран — членов НАТО, в Латвии и Эстонии — тоже. Это является серьезным сдерживающим фактором. Конфликт с одной страной автоматически означает конфликт со всем Альянсом. Если бы мы не были членами НАТО, вне всяких сомнений, мы давно стали бы целью агрессии.

Конечно, мы минимизируем угрозу. Но, с другой стороны, Россия может попытаться проверить единство НАТО и его готовность защищать своих членов. Альянс обязан это делать согласно пятой статье Североатлантического договора. В противном случае будет коллапс всей организации.

Какова вероятность того, что в Балтии повторится донбасско-крымский сценарий с образованием псевдореспублик, проведением "референдумов", появлением "зеленых человечков" и т. д.?

— В случае с Литвой организовать что-то подобное практически невозможно, так как в Литве проживает лишь около 4% русских. Для повторения донбасско-крымского сценария это незначимая численность населения. Конечно, мы понимаем, что угроза каких-либо провокаций со стороны остается. Для этого Литва создала силы быстрого реагирования численностью около 1,5 тыс. бойцов, которые в случае необходимости могут помочь полиции справиться с такой угрозой.

Опасное соседство

В каких формах Россия осуществляет гибридную агрессию против Литвы?

"На протяжении 48 часов Россия может развернуть до 20 батальонных групп. Для начала агрессии против балтийских стран этого хватит"

— Преимущественно в информационной сфере и через кибер­атаки. Также РФ продолжает финансировать определенные политические силы в нашей стране, что привлекает большое внимание литовских спецслужб. Конечно, перед грядущими у нас выборами активность в этой сфере усилится, нам придется принимать дополнительные меры.

Но все-таки пока самая большая угроза — это информационные и кибератаки. У нас есть национальный центр по кибербезопасности. Он помогает защищаться от атак, в том числе частному сектору, а также занимается обеспечением защиты от киберугроз транспорта, инфраструктуры и т. д. В прошлом году в целом было зафиксировано 55 тыс. кибернетических атак разной природы и масштабов, несколько сотен из них — весьма серьезных. Как мы понимаем, эти атаки велись из России. Мы осознаем опасность этой проблемы, работаем с американцами для создания совместного центра по борьбе с киберугрозами, а также сотрудничаем с другими странами ЕС в рамках формирования команд быстрого реагирования на киберугрозы.

Россия распространяет множество фейковых новостей. Как этому противостоять?

— В Литве были большие проблемы в 2014–2015 годах — с началом российской атаки в Украине. Тогда нам пришлось ограничить работу некоторых каналов российского телевидения, так как распространяемую ими информацию и такие действия в информационной сфере мы расцениваем не как свободу вещания, а как пропаганду и подстрекательство к войне. Знаю, что в Украине тоже принимались аналогичные меры. Также у нас существует система постоянного отслеживания фейковых новостей и их распространителей.

Например, в прошлом месяце на YouТube разместили фейковое видео, на котором я будто бы признаю, что Крым принадлежит России. Это показывает, как тесно нам с вами надо сотрудничать. Такие истории случаются постоянно. В прошлом году был распространен фейк о том, что немецкие солдаты якобы изнасиловали литовскую девушку. Наши специалисты выяснили, что этой девушки вообще никогда не существовало, а того человека, который посылал эту "новость" по электронной почте, — тоже. То есть это был абсолютный фейк, нам удалось быстро это доказать и донести позицию нашим СМИ.

Fullscreen

НАДЕЖНОЕ ПЛЕЧО . Ежегодно около 50 ветеранов АТО проходят бесплатную реабилитацию в Литве

Надежный союзник

На днях вы побывали в зоне боевых действий на Донбассе. Каковы впечатления?

— Конечно, это кошмар: война, обстрелы, убитые люди, этого всего быть не должно. Нам удалось пообщаться с солдатами, которые воюют в зоне АТО, мы увидели массу хорошо мотивированных и стойких бойцов, их профессиональный уровень значительно вырос. Но все же, насколько я понимаю, иногда бывают проблемы с поставками определенных видов вооружений, которые, учитывая особенности этой войны, могут обеспечить бойцам большую безопасность. Я знаю, есть несколько проектов по модернизации вооружений, но основой вооруженных сил все-таки остаются люди.

Не стоит забывать и о стратегическом реформировании ВС. Это то, над чем мы работаем в рамках группы советников по реформам в сфере обороны, куда входят представители США, Канады, Великобритании, Литвы и Польши. В частности, речь идет о реформе сержантского корпуса, который в странах — членах НАТО составляет основу вооруженных сил. В целом, по моему мнению, Украина двигается в правильном направлении, но ей предстоит решить еще много задач.

Литва давно помогает Украине в борьбе с российской агрессией, поставляет оружие и боеприпасы, создана совместная украино-польско-литовская бригада и т. д. Какие еще у вас есть проекты и планы по сотрудничеству с нашей страной?

— Конкретные проекты определяются исходя из актуальных потребностей украинской стороны. У нас очень разностороннее сотрудничество, в том числе программа по бесплатной реабилитации раненых ветеранов АТО. Около 50 таких солдат ежегодно проходят реабилитацию в нашей стране. Также мы передаем вам в больших количествах вооружение, боеприпасы и амуницию, ведутся проекты на стратегическом уровне, о чем я уже упоминал. Мы делимся с Украиной своим опытом трансформации армии и перехода к стандартам НАТО. На тактическом уровне осуществляется подготовка инструкторов, тренировка сил специальных операций и снайперов, реформа сержантского корпуса и т. д. Мы не планируем сокращать свою помощь Украине, пока в ней будет необходимость.