Красивая странаРейтинги фокуса
Керченский прорыв. Как два украинских военных корабля в разведку ходили
Противостояние на Азове

Керченский прорыв. Как два украинских военных корабля в разведку ходили

Украинские военные корабли впервые с момента аннексии Крымского полуострова прошли по Керченскому проливу. Фокус разобрался, какую практическую пользу принесла операция военно-морских сил Украины

Поделиться: 00

25 сентября корабли военно-морских сил ВСУ "Донбасс" и "Корец" закончили переход из Черного моря в Азовское с проходом под "Крымским мостом". По сообщению пресс-службы ВМС ВСУ, утром 25 сентября оба судна прибыли в порт назначения Мариуполь. При этом на подходе к конечной точке маршрута не обошлось без провокации со стороны пограничной службы ФСБ РФ.

"Вблизи рейда Мариуполя в районе якорной стоянки была произведена попытка провокации со стороны российского пограничного катера типа "Мангуст", который недавно маневрировал в опасной близости к украинскому катеру Морской охраны. Пограничный катер РФ на большой скорости пытался сблизиться с нашими кораблями, но решительными активными действиями экипажей малых бронированных артиллерийских катеров "Лубны" и "Кременчуг" он был остановлен и не допущен к месту стоянки поисково-спасательного судна "Донбасс" и морского буксира "Корец", – сообщает пресс-служба.

Первые шаги

Напомним,  20 сентября украинское поисково-спасательное судно A500 "Донбасс" и морской буксир A830 "Корец" вышли из военно-морской базы, располагающейся в Одессе, и взяли курс на Бердянск.  22 сентября погранслужба ФСБ РФ заявила, что украинские корабли вошли в исключительную экономическую зону России, поэтому их сопровождают катера береговой охраны. На следующий день "Донбасс" и "Корец" прошли под мостом в Керченском проливе, соединяющий Таманский полуостров и оккупированную РФ Автономную республику Крым. По Черному морю украинские корабли шли в сопровождении разведывательного корабля Черноморского флота РФ "Приазовье" и пограничных сторожевых кораблей РФ "Аметист" и "Дон", а в Керченском проливе "Донбасс" и "Корец" сопровождали более десяти кораблей и катеров ФСБ и ЧФ РФ. Кроме того, облет кораблей осуществляли самолеты российской военной авиации.

ВМС Украины не просили разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание в Керченском проливе и Азовском море

По сообщениям ВМС ВСУ, российская сторона допустила ряд провокационных инцидентов. В частности, "Приазовье" приблизился к украинским судам на близкую дистанцию, чем грубо нарушил требования международных правил. А российский истребитель Су-27 создал предпосылки к созданию аварийной ситуации в воздухе, сблизившись на опасное расстояние с украинским военно-транспортным самолетом Ан-26. После прохода Керченского пролива охрану наших судов обеспечивали малые бронированные катера "Лубны" и "Кременчуг".

Примечательно, что за всеми маневрами по пути из базы до пункта назначения наблюдал самолет разведчик военно-воздушных сил США  Boeing RC-135V. Самолет ежедневно осуществлял облет вблизи Керченского пролива.

Шторм в сети

Кроме провокаций по курсу следования, в информационном поле нагнеталась волна негативных сообщений и комментариев в адрес украинского военно-морского флота. Говорилось, в частности, о плохом техническом состоянии суден, о том, что ВМС не нашло топлива на два корабля, поэтому "Корец" тянул "Донбасс" на буксире. Больше всего обсуждался вопрос возможной оплаты лоцманской проводки под "Крымским мостом", которую, по мнению пользователей соцсетей, заплатила украинская сторона морской администрации оккупированного Крыма. Однако генеральный директор украинского государственного унитарного предприятия "Крымские морские порты" Алексей Волков написал на своей странице в Facebook, что украинская корабельная группировка прошла на буксире, на борту которого был лоцман администрации.

В свою очередь, пресс-служба ВМС ВСУ опровергла заявления об оплате лоцманских услуг и просьбе к РФ пройти Керченским проливом.

"Поисково-спасательное судно "Донбасс" и морской буксир "Корец" прошли Керченский пролив. При этом военно-морские силы ВС Украины не просили разрешения у страны-агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание в Керченском проливе и Азовском море согласно Конвенции ООН и международным соглашениям", – говорится в сообщении пресс-службы.

Напомним, Договор о сотрудничестве об использовании Азовского моря и Керченского пролива определяет Азовское море внутренним, что означает: военные и гражданские корабли под украинским и российским флагами могут беспрепятственно проходить через Керченский пролив.

"Керченский пролив хорошо известен украинским морякам, но никто не знает, что там натворили русские, когда строили свой мост"

Руководитель "Украинского милитарного центра" Тарас Чмут рассказывает Фокусу, что лоцман действительно проводил проводку "Донбасса" и "Корца", но его российская сторона выделила бесплатно. И в дальнейшем никакой оплаты не последует. 

"Задача лоцмана – провести крупное судно по неизвестному ему фарватеру. Во время прохода именно лоцман отвечает за корабль, с капитана эта ответственность снимается. Керченский пролив хорошо известен нашим морякам, но никто не знает, что там натворили русские, когда строили свой мост. Поэтому мы предупредили, что будем там проходить, а вы решайте сами, будет ваш лоцман или нет, мы не отвечаем. Мои источники в командовании ВМС рассказали, что Россия в последний момент решила предоставить своего специалиста", – делится Чмут подробностями с Фокусом

Точный расчет

Согласно официальным заявлениям, "Донбасс" и "Корец" станут основой новой военно-морской базы украинского флота на Азовском море. О ее создании до конца 2018 года заявил Кабинет министров.  6 сентября Совет национальной безопасности и обороны принял оборонный бюджет, в котором прописал расходы на усиление военного присутствия Украины в Азовском море. СНБО сообщает также о намерениях обеспечить подразделения береговой обороны новейшим ракетным оружием. 11  сентября катера "Лубны" и "Кременчуг" вышли на боевое дежурство, для этого их доставили автотранспортом из Николаева. По мнению экспертов, "Донбасс" в будущем может быть переоборудован в  корабль управления, с учетом специфики мелководности Азовского моря.  Бывший представитель Министерства обороны на Черноморском флоте Евгений Лупаков говорит Фокусу, что особенность Азовского моря не подразумевает наличие крупнотоннажных кораблей, а вся акватория легко простреливается от берега до берега батареями береговой охраны.

"Переход этих кораблей вряд ли изменит военный потенциал в Азове, но мы показали, что у нас есть оружие и силы, чтобы дать отпор врагу. Это игра нервов, вспомните конфликт 13 сентября, когда российский катер пошел на максимальное сближение с нашим катером Мариупольского отряда морской охраны. Россияне даже пулеметчика поставили за пулемет, чтобы показать свою решительность. Правда, как потом оказалось, забыли снять предохранительную заглушку, чем вызвали только смех у наших моряков. Украина начала показывать свою силу, повторения 2013 года, когда россияне гонялись за нашими рыбаками и потопили их лодку, уже не будет", – утверждает Лупаков.

Можно предположить, что главной задачей рейда был сбор разведывательных данных о состоянии моста, о возможных изменениях глубины и шельфа и другой важной информации

Примечательно, что проход "Донбасса" на буксире у "Корца" через Керченский пролив и "Крымский мост" стал первым после аннексии Крыма Российской Федерацией. До этого ни одно судно под украинским флагом там не появлялось. Можно предположить, что главной задачей рейда был сбор разведывательных данных о состоянии моста, о возможных изменениях глубины и шельфа и другой важной информации. Командование ВМС могло специально выбрать самые неприглядные на вид суда, со следами ржавчины, которые не имеют практической ценности для военного флота, но все равно включены в его состав. Еще один немаловажный момент – открытие 24 сентября Генеральной ассамблеи ООН. Если бы российские военные не пропустили или пустили ко дну два судна, не имеющих на борту оружия, которые законно следовали по своему курсу, громкий резонанс этому инциденту был бы обеспечен. Бывший директор департамента Службы внешней разведки Василий Богдан подтвердил догадки Фокуса, что во время рейда могла проводиться разведка. По его словам, разведывательные службы Украины постоянно следят за ситуацией в регионе, и не воспользоваться таким поводом было бы глупо.

"По закону о государственной тайне, вам никто не ничего конкретно не расскажет. Но мероприятие имело место. Вы посмотрите, как россияне сейчас беснуются, как СМИ отрабатывают свои методички. На заседании СНБО был принят ряд решений по ответу растущей угрозе со стороны России в Азовском море, сейчас мы перешли к их выполнению. Более того, присутствие в небе американского разведывательного самолета говорит о росте уровня стратегического партнерства с США и с членами НАТО", – рассказывает Богдан Фокусу

Отметим, 22 сентября министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон заявил о планах расширить военное присутствие военно-морского флота Ее Величества в Украине до конца текущего года. Анонсировано расширение помощи от  Королевского флота и морской пехоты  по обучению и поддержке украинских вооруженных сил.

Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.