Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен: "вступление Украины в НАТО — одна из моих долгосрочных целей"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен рассказал Фокусу о том, как Североатлантический альянс поможет Украине в войне с Россией

Related video

Он "присматривает" за Украиной. Собирается участвовать в международном мониторинге демократичности ближайших выборов и уже десять лет следит за процессом подготовки Вооруженных сил и структур безопасности нашей страны к вступлению в НАТО. Генеральный секретарь Альянса в 2009–2014 годах и бывший премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен нынче пусть и не может похвастаться звучной должностью, но по-прежнему играет важную роль во внешнеполитическом курсе Украины.

КТО ОН

Генеральный секретарь НАТО в 2009–2014 годах, советник президента Украины

ПОЧЕМУ ОН

После ухода с должности продолжает "присматривать" за Украиной

Какова, по-вашему, вероятность того, что наша страна в ближайшее время станет членом Североатлантического альянса?

— Никто не отменял решения о том, что Украина и Грузия войдут в состав НАТО, если изъявят к этому готовность. Данное решение принято в Бухаресте десять лет назад. Собственно, это вступление — одна из моих долгосрочных целей, и я от нее не отказывался. Поэтому меня радует, что нынешние украинские лидеры прилагают недюжинные усилия для подготовки Вооруженных сил страны к вступлению в Альянс. Прогресс очевиден. Уже сегодня состояние вашей армии соответствует многим натовским стандартам. Давая такую оценку, я не полагаюсь на данные мониторинга, который проводят украинские чиновники, у меня есть вернейший источник сведений — собственные глаза. Я посетил несколько воинских частей и был впечатлен тем, насколько улучшилась их боеспособность за последние годы. Понимаю, что мне, скорее всего, показали образцовые подразделения, да и вообще состояние частей может быть не одинаковым, но в любом случае то, что я видел, вселяет оптимизм.

Звучит так, будто Украина готова войти в НАТО хоть завтра.

— Не совсем. Для достижения этой цели еще многое нужно сделать. К примеру, необходимо, чтобы структуры национальной безопасности стали полностью гражданскими. По сути, они должны быть подконтрольны народу посредством инструментов политической системы. Не стоит забывать, что в наше время Североатлантический альянс не просто военное объединение, но ценностно ориентированная организация, защищающая принципы демократии. Поэтому служба безопасности страны — члена НАТО не может быть похожа на еще одну армию, предназначенную для использования внутри страны.

"Никто не отменял решения о том, что Украина и Грузия войдут в состав НАТО, если изъявят к этому готовность. Данное решение принято на Бухарестском саммите десять лет назад"

Вы назвали принятие Украины в НАТО собственной долгосрочной целью. Почему? Что это значит для Альянса?

— Географическое положение делает Украину важным стратегическим узлом. Находясь между Россией и Европой, она, естественно, является объектом интереса для обеих сторон. Сейчас страна ориентируется на Запад, и для нас важно, чтобы такой курс сохранялся. Впрочем, дело не только во внешнеполитическом векторе. Защитить Украину означает укрепить подступы к Европе. Военные действия, которые ведутся на востоке страны, не только ваша проблема.

Если проблема общая, на какую именно помощь НАТО мы можем рассчитывать при ее решении?

— Не только Альянс, Запад в целом предпринимает шаги в этом направлении. Во-первых, санкции, наложенные на Россию, должны были повлиять на ситуацию выгодным для Украины образом. Во-вторых, ваша страна получает финансовую и техническую поддержку. Вспомните о присланной вам военной технике. Я подчеркиваю, что при необходимости вы можете получать такую поддержку и в будущем.

И все же, как насчет действий, которые предпримет Альянс для решения вооруженного конфликта между Украиной и Россией?

— НАТО озвучил предложение ввести в конфликтный регион миротворческие силы, его никто не отменял. Не вдаваясь в подробности, скажу, что даже если военный конфликт не будет усугубляться, а Россия не предпримет никаких шагов в сторону его мирного урегулирования, Украина получит военную и техническую помощь в еще большем объеме, чем получала до сих пор. Сейчас я не уполномочен озвучивать, что именно будет сделано, скажу только, что один на один с Россией вас не оставят.