Точечная недостаточность. Центризбирком торопит Верховную Раду с изменениями в закон о выборах президента

Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН

ЦИК указывает на трудности, которые могут возникнуть на предстоящих выборах главы государства. Действующее законодательство в отдельных пунктах несовместимо с законом о выборах президента. Фокус разбирался, сможет ли Верховная Рада оперативно внести необходимые изменения

Related video

Председатель Центральной избирательной комиссии Татьяна Слипачук заявила о необходимости внесения изменений в закон о выборах президента. Это нужно для урегулирования ряда технических моментов, возникших в связи с ранее проведенными изменениями законодательства.

"Некоторые процедуры по старым законам, которые действуют сегодня, будут фактически невозможны для исполнения. За это время было принято новое законодательство о государственных закупках и о предотвращении коррупции, у нас появился электронный паспорт. Например, обращаю внимание на ID-карту. Кандидат, согласно закону, должен подавать копии паспорта. А карта у нас — это паспорт, в соответствии с законодательством. Какие страницы карточки должны быть... То есть, если мы говорим о законе, который для ЦИК является базовым, основным регулятором ее деятельности, то у нас возникают вопросы. Эти вопросы должен решать сейчас законодатель", – рассказала Слипачук на пресс-конференции.

Кандидат, согласно закону, должен подавать копии паспорта. А ID-карта у нас — это паспорт, в соответствии с законодательством

Председатель Центризбиркома верит, что Избирательный кодекс будет принят до начала президентской кампании. Но при этом настаивает на внеочередном внесении изменений в закон о выборах президента.
"Мы смотрим, как идет заседание рабочей группы по Избирательному кодексу. Если эти вопросы не будут урегулированы сейчас, во время принятия кодекса, потом мы не сможем урегулировать их точечными изменениями в соответствующие законы о выборах президента или выборах народных депутатов. Мы получим много вопросов, которые станут препятствием во время выборов", — утверждает Слипачук.

Отметим, что Верховная Рада нынешнего созыва пять раз вносила изменения в закон о выборах президента. Все изменения были приняты в 2015 году, в частности, были зафиксированы смена милиции на полицию, запрет кандидатов от партий коммунистического и национал-социалистического толка, создание Национального агентства по предотвращению коррупции. Закон, которым вводится в обращение ID-карта, вступил в силу 1 октября 2016 года.

Техничная работа

Парламентский комитет по вопросам правовой политики и правосудия готов сотрудничать с Центризбиркомом для внесения необходимых технических изменений в законы. Но обращения из ЦИКа депутаты еще не получали. Об этом Фокусу говорит первый заместитель председателя комитета Леонид Емец ("Народный фронт"). По его словам, все необходимые изменения могут найти отображение в Избирательном кодексе, который ожидает второго чтения.

"Есть все шансы принять его до начала президентской избирательной кампании, будем выносить его на голосование как можно быстрее. Другой вопрос, как за него будут голосовать. Я думаю, депутаты, которые привыкли покупать округа за гречку, будут препятствовать до последнего", — рассказывает Емец.

Избирательный кодекс, который должен объединить существующие законы о выборах всех уровней, был зарегистрирован в парламенте в октябре 2015 года. В первом чтении его приняли в ноябре 2017-го. Основным нововведением документа является отказ от мажоритарной системы выборов и переход на пропорциональную систему с открытыми партийными списками. Напомним: о необходимости принятия нового избирательного кодекса неоднократно высказывались представители ЕС и НАТО.

"Это технические правки. В отличие от Избирательного кодекса будет поддержка и от большинства, и от оппозиции"

Член профильного комитета Александр Черненко (БПП) считает, что необходимые правки, которые подскажет ЦИК, будут внесены в закон о выборах президента. "Это технические правки, думаю, на ближайшей пленарной неделе мы сможем их обработать и изменить закон. Очевидно, что в отличие от Избирательного кодекса будет поддержка и от большинства, и от оппозиции. В ситуации с кодексом, нужно быть реалистами, процесс сложный", — признается Черненко.

По словам депутата, если удастся принять Избирательный кодекс до начала президентской кампании, он будет инициировать перенос его действия на парламентские выборы. Черненко предупреждает, что количество изменений, которые документ приведет в действие, могут заблокировать работу ЦИКа: комиссия просто не успеет адаптироваться к предстоящим новшествам в столь короткий срок.

Каждый день на учете

Еще одним вопросом, который в будущем может вызвать дискуссии и судебные иски, является срок полномочий президента Петра Порошенко. Он был избран на внеочередных выборах 25 мая 2014 года, а присягу принимал 7 июня. Согласно изменениям в Конституцию Украины, очередные президентские выборы проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий главы государства.

Формально пятый год полномочий Порошенко начинается 25 мая 2019 года. А вот выборы должны пройти в последнее воскресенье марта — 31 марта 2019-го. Депутат Верховной Рады III–VI созывов, член Конституционной комиссии при президенте Юрий Ключковский говорит, что дата выборов является конституционной нормой. Основной закон определяет пятый год полномочий президента, а не пять лет президентства.

"В Конституции указано: выборы на последнюю неделю марта пятого года полномочий, а не пяти лет. Как правило, новый президент вступает в должность в апреле-мае, после окончания всех процедурных моментов, связанных с выборами и инаугурацией. Этот срок как раз заканчивает полных пять лет предыдущего главы государства. У Порошенко эти сроки не совпадут где-то на месяц", — объясняет Фокусу Ключковский.

Старт избирательной кампании должна дать Верховная Рада, приняв соответствующее постановление до 31 декабря 2018 года. В проекте государственного бюджета-2019 на президентские выборы предусмотрено 2,35 млрд грн. На досрочные выборы 2014 года было израсходовано 1,97 млрд грн, а в 2010 году — 1,53 млрд грн.