Странная война. Что изменило введение военного положения для вооруженных сил Украины

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Введение военного положения дает возможность не только усилить оборону страны, но и привлечь внимание мирового сообщества к взрывоопасной ситуации в Черноморско-Азовском регионе. Как именно, разбирался Фокус

Related video

"Муж сказал, что они должны перебазировать корабль в Азовское море, будут проходить Керченский мост", — рассказала журналистам Марина Уманец, жена 24-летнего старшего матроса Андрея Артеменко. Андрей находился в составе экипажа бронированного артиллерийского катера "Бердянск", который несколько дней назад взял курс из Одессы в Мариуполь. Никаких тревожных предчувствий у Марины не было.

По планам командования Военно-морского флота Украины три военных корабля — рейдовый буксир "Яны Капу" и катера "Никополь" и "Бердянск" — должны были усилить позиции Украины в Азовском море. В четыре часа утра 25 ноября у входа в Керченский пролив их встретили российские пограничные корабли, с которых прозвучала просьба отойти на якорную стоянку. Еще через несколько часов россияне сообщили украинским морякам о том, что проход через пролив заблокирован из-за севшего на мель танкера.

Вокруг украинских судов стали маневрировать несколько российских катеров. В небе появились ударные вертолеты Ка-52 и штурмовики Су-25. Примерно в 17:00 наши моряки получили приказ возвращаться в Одессу. Но десять российских кораблей принялись их преследовать. Сначала боевой катер береговой охраны "Дон" ударил в бок меньший в несколько раз по размерам буксир "Яны Капу", а после другие корабли открыли огонь на поражение. То, что ФСБ обстреливала украинские катера уже на обратном пути, зафиксировала запись перехвата разговора российских военных с Москвой.

Задержание произошло в нейтральных водах за пределами 12-мильной зоны. Российский спецназ взял в плен 24 человека, находившихся на борту украинских плавсредств. Шестеро из них получили ранения. Позже появились официальные заявления российских пограничников: "Три корабля ВМС Украины незаконно пересекли границу РФ".

Обо всем этом жена старшего матроса "Бердянска" Андрея Артеменко узнала из СМИ. Также ей удалось выяснить, что Андрей с осколочным ранением в области запястья попал в больницу.

По правилам мирного времени

Со времени открытия Керченского моста в мае нынешнего года представители Федеральной службы безопасности РФ ежедневно задерживали торговые суда, заходящие в украинские порты Азова и выходящие из них.

727 столько раз за последние полгода российские пограничники задерживали торговые суда, следовавшие в украинские порты Азова

За последние полгода эксперты мониторинговой группы "Майдана иностранных дел" зафиксировали 727 задержаний. Некоторые суда простаивали пару часов, другие — по несколько суток. Но все это время Украина не пыталась противостоять гибридным проявлениям войны в Азовском море и не поднимала проблему на международном уровне. Один из американских стратегов, Глен Говард, даже назвал украинскую позицию "стратегией безразличия".

Наконец, в сентябре 2018 года СНБО утвердил военную стратегию по защите национальных интересов в южных регионах Украины, акватории Черного и Азовского морей и в Керченском проливе. Ее основной пункт — создание военно-морской базы в Бердянске до конца 2018 года. Сначала по суше на Азов перебросили два бронированных артиллерийских катера типа "Гюрза-М" — "Лубны" и "Кременчуг". По словам Андрея Клименко, эксперта в вопросах Крыма, они сразу показали эффективность, став сопровождать торговые суда, которые шли из Мариуполя и Бердянска до Керченского пролива. В результате количество задержаний в море пограничниками ФСБ сократилось: в сентябре их было восемь, в октябре — два, а в ноябре — ни одного.

Почти в то же время по морю из Одессы вышли штабное судно "Донбасс" (его запланировали использовать как плавучую казарму, ведь для экипажей катеров в Бердянске жилье пока не построено) и морской буксир "Корец". Корабли успешно преодолели Керченский пролив и достигли Бердянска, несмотря на то, что российские катера не просто их сопровождали, а пытались сбить с курса.

Российские политики и эксперты нервно отреагировали на новость об этом. Заговорили о "дырявой границе". Почему россияне не задержали тогда украинские суда? По мнению экспертов, они либо не были готовы к подобной "дерзости", либо решили, что "Донбасс" и "Корец" никоим образом не нарушат баланс сил в Азове.

С одной стороны, украинские корабли имеют все правовые основания для беспрепятственного прохода через Керченский пролив. И отправляя их туда, командование ВМС Украины руководствовалось Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, согласно которой Керченский пролив имеет международный статус. К тому же существует двусторонний договор между Украиной и Россией об использовании Азова. В нем зафиксировано, что обе страны пользуются Керченским проливом и морем свободно, без предупреждения друг друга. Но, с другой стороны, Украина и Россия фактически находятся в состоянии войны, и с российской стороны можно было ожидать нападения в любой момент.

"Разумеется, в штабе ВМС Украины это допускали. Но на пятом году войны украинское командование решило подойти к вопросу по правилам мирного времени", — делится соображениями с Фокусом Павел Лакийчук, руководитель военных программ Центра глобалистики "Стратегия XXI". Сбить с толку их мог, конечно, и беспрепятственный проход "Донбасса" и "Корца".

Кроме того, проход катеров по морю можно объяснить и с точки зрения стратегии. Избегая морских переходов через Керченский пролив, Украина признавала бы тотальный российский контроль над проливом и Азовским морем, что, по мнению эксперта, недопустимо.

Fullscreen

Мост раздора. На строительство Керченского моста и дороги к нему Кремль потратил более $6 млрд

Действие военного положения

"Россия вновь нарушила все нормы международного права, и Украина должна была реагировать очень активно — усилить боевую готовность до реального состояния обороны. Военное же положение позволит упростить систему управления войсками", — сообщил Фокусу на условии анонимности командир подразделения одной из пограничных частей. По его словам, для Донецкой и Луганской областей фактически ничего не изменится, а вот в других регионах повышение обороноспособности будет проходить более активно.

"Военное положение — это не репрессивный механизм, как это пытаются представить некоторые СМИ и политики, а инструмент для подготовки государства к противодействию российской агрессии в разных областях, — говорит Михаил Самусь, заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения. — Эти 30 суток необходимы для перехода страны с гражданской системы управления на военные рельсы. Другими словами, планируются масштабные стратегические учения десяти областей и центральных органов управления".

Объясняя, как может работать особый правовой режим, эксперт утверждает, что для военных он не несет ничего нового. Они все время находятся в состоянии боевой готовности. В дополнение проведут сборы батальонов территориальной обороны, резервистов первой очереди. Никого в армию насильно забирать не будут — мобилизационные списки давно отработаны, известно, кто пойдет служить. А вот гражданские должны знать, как поступать, если вдруг над головой полетят российские самолеты. Руководителям предприятий важно понимать, за что они будут отвечать, как должны себя вести, кто выдаст автомобили, кто медицинские средства, какие помещения обустроят под бомбоубежища, где находятся пути для эвакуации.

В ожидании нападения

"При задержании моряков мы наблюдали психоз российских пограничников, готовых уничтожить наши корабли. Такие же люди сидят и в танках, и рядом с пунктами управления ядерными ракетами. Пропаганда их так накачала, что они с легкостью выполнят любой приказ, в том числе нанесут удар по Киеву", — уверен Михаил Самусь. Он рассказывает, какие огромные силы Россия собрала у нашей границы. Только за последние два года та создала подразделения, дислоцирующиеся неподалеку от границ Черниговской, Сумской и Харьковской областей.

Двусторонний договор об использовании Азовского моря разрешает Украине и России пользоваться Керченским проливом на равных

"В РФ недавно сформирована танковая армия — наиболее современное, подготовленное армейское образование в вооруженных силах России, готовое к наступлению уже через несколько часов после получения приказа. Да, армия расположена в Московской области, и до границы с Украиной 700 км. Но это для нее не расстояние! Она универсального назначения, в зависимости от ситуации угрожает не только нам, но и Польше, странам Балтии, — уточняет эксперт. — В Воронеже, от которого до Харькова 300 км, находится штаб 20-й армии. До событий в Украине там войск не было. А теперь дислоцируются три дивизии. Наступать они могут при поддержке сотен самолетов, вертолетов и ракетного оружия. Идет возрождение и 8-й армии в Новочеркасске. Ее штаб управляет первым и вторым армейским корпусом, которые составляют оккупационные войска России на Донбассе". Кроме того, полторы тысячи российских военнослужащих находятся в Приднестровье.

"Когда постпред Украины в ООН заявляет, что под угрозой в первую очередь оказались Бердянск и Мариуполь, это не пустые слова, — говорит военнослужащий из Мариуполя. — Каждый месяц РФ наращивает военные силы в море — приводит по два новых эфэсбэшных корабля. Один из них, "Изумруд", стрелял по нашим катерам. Кроме того, они увеличивают свое присутствие в Черном море. Такого не происходит, скажем, на Северном флоте".

По подсчетам экспертов, у России в Азовском море около 100 судов только пограничного флота, из которых 36 вооруженных катеров и кораблей, 24 из них — с артиллерийскими системами. Большинство переброшено за последние два месяца из Архангельска, Балтийского и Каспийского морей.

В расчете на поддержку

Сегодня военные в Мариуполе и Бердянске, большинство из которых лично знают арестованных в Крыму украинских моряков, ждут резкой реакции международного сообщества. "Очевидно, за 30 дней нам не удастся нарастить поставки вооружения и значительно повысить эффективность армии. Только с помощью давления Европы и США мы сможем вернуть людей, корабли и свободу передвижения в Керченском проливе. Но сейчас мы снова видим, как все занимаются политикой умиротворения РФ. Однако внемля "глубокой обеспокоенности", мы рискуем стать свидетелями повторения Мюнхенского сговора, положившего начало Второй мировой войне", — говорит мариупольский пограничник.

В день голосования в Верховной Раде закона о военном положении депутаты одобрили также обращение парламентариев к международному сообществу и ряду организаций, в том числе НАТО. В частности, попросили, чтобы корабли Альянса чаще заходили в акваторию Черного моря.

В сентябре 2018 года украинские власти приняли решение о строительстве военно-морской базы в Бердянске

Накануне событий 25 ноября возле берегов Болгарии находились три корабля стран НАТО. Всего, по информации "Майдана иностранных дел", в 2018 году натовские корабли заходили в Черное море 18 раз. Для сравнения: в прошлом году 20 раз. "Несмотря на обещания Столтенберга, у НАТО пока не хватает сил, чтобы увеличить присутствие. Это связано с тем, что морское командование Альянса и шестой флот США, кроме Черного и Средиземного морей, отвечают еще и за Северное и Балтийское. Там россияне также демонстрируют активность", — говорит Андрей Клименко. Но, по его словам, позитив в том, что на Западе наконец стали понимать: задержания судов и блокада украинских портов Мариуполь и Бердянск — это лишь прелюдия нового этапа войны.

Опрошенные Фокусом эксперты признают, что введения военного положения сроком 30 дней для сдерживания российской агрессии самого по себе мало, надо действовать более решительно. Пограничник предлагает строить катера для военно-морской базы на Азове прямо на месте — в Мариуполе, а Павел Лакийчук и Андрей Клименко — разорвать двухсторонний договор о внутреннем море двух государств. Кроме того, по мнению наших собеседников, возможно, стоит пересмотреть международные отношения с Россией в сторону ужесточения. В частности, настойчиво убеждать партнеров усилить санкции.