Территория несвободы. Почему Украине нужна четкая стратегия в Черноморско-Азовском регионе

Фото: Михаил Палинчак, Getty Images
Фото: Михаил Палинчак, Getty Images

Акт агрессии, совершенный в Керченском проливе российскими пограничниками в отношении украинских кораблей, нанес серьезный удар по Военно-морскому флоту Украины. Он потерял два бронекатера новейшей постройки и буксир. 24 моряка попали в плен. Фокус разобрался, как скоро и за счет чего Украина сможет возместить потерю

Related video

По различным оценкам, в результате аннексии Крыма Украина лишилась около 80% военного флота. В частности, оккупантам достались корветы "Луцк", "Хмельницкий" и "Тернополь", ракетный катер "Приднепровье", морские тральщики "Чернигов" и "Черкассы", противодиверсионный катер "Феодосия", большой десантный корабль "Константин Ольшанский", а также подводная лодка "Запорожье".

Флагман ВМСУ — фрегат "Гетман Сагайдачный" — не был потерян лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств. Когда началась аннексия полуострова, корабль возвращался из морского похода, и его экипаж принял решение не заходить в Севастополь.

Кроме "Гетмана Сагайдачного", в распоряжении ВМСУ оставались еще несколько боевых кораблей. Это средний десантный корабль "Юрий Олефиренко", спущенный на воду около 50 лет назад, ракетный катер "Прилуки", десантный катер "Сватово" и еще с десяток артиллерийских катеров.

Москитный флот

Оказавшись в столь "урезанном" состоянии, украинский флот, конечно же, нуждался в срочном усилении. В этой связи была принята концепция "москитного флота", которая предусматривает строительство или приобретение многофункциональных, скоростных, хорошо вооруженных катеров, способных атаковать врага по принципу "волчьей стаи". Под эту концепцию, собственно говоря, и началось строительство малых бронекатеров.

Основой "москитного флота" сейчас являются катера типа "Гюрза-М", которые предназначены для несения службы на реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. Их особенность — в современной боевой "начинке". Катера вооружены двумя боевыми модулями, состоящими из 30-миллиметрового автоматического орудия, 30-миллиметрового автоматического гранатомета, 7,62-миллиметрового пулемета и двух противотанковых ракетных комплексов "Барьер" с лазерной системой наведения.

Два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК), получивших название "Аккерман" и "Бердянск", вошли в состав украинского флота в 2016 году. А в этом году ВМСУ пополнили еще четыре "Гюрзы" — "Никополь", "Лубны", "Кременчуг" и "Вышгород". В рамках строительства военно-морской базы на Азове бронекатера "Кременчуг" и "Лубны" были переправлены сухопутными путями в Бердянск.

80% такую часть военного флота потеряла Украина в результате аннексии Крыма

Кроме этого, в сентябре на воду были спущены два десантных катера "Кентавр", которые сейчас проходят испытания в Одессе. Исходя из этого легко подсчитать: конфликт в Керченском проливе лишил украинский флот трети бронекатеров новейшей постройки. Чем мы можем восполнить этот ущерб?

На Запад надейся

Ныне Военно-морские силы Украины пребывают в ожидании еще одного украинского катера — "Лани". Закладку первого такого корабля планировалось начать в середине 2018 года, но потом сроки были перенесены. Проблема в том, что успешное строительство "Ланей" связано с завершением испытаний украинской противокорабельной ракеты (ПКР) "Нептун" разработки киевского КБ "Луч". А испытания ПКР могут быть закончены только в первой половине следующего года. Именно этими ракетами и должна быть вооружена "Лань", чтобы ликвидировать еще один критический недостаток украинского флота — отсутствие современного противокорабельного ракетного вооружения.

Поэтому в ближайшей перспективе украинский флот может рассчитывать только на иностранную помощь, прежде всего из США. В конце сентября американцы безвозмездно передали нам два патрульных катера типа Islands. Эти суда американцы постепенно выводят из состава своего национального флота и передают союзникам, в частности Грузии и Пакистану.

Два катера, предназначенных для Украины, еще так и не покинули пределов Соединенных Штатов. Прежде чем американское руководство приняло решение об их передаче ВМСУ, суда были отправлены на консервацию. Следует отметить, что они находятся в хорошем техническом состоянии, но требуют дооснащения некоторым оборудованием и вооружением, которые были сняты с них перед консервацией.

Кроме того, сейчас идут переговоры о передаче Украине двух фрегатов класса Oliver Hazard Perry, которые с 1975-го по 2004 год использовались в США, Австралии, Испании и на Тайване. Фрегаты такого типа могут уничтожать надводные цели с помощью противокорабельных ракет Harpoon с радиусом действия до 280 км.

Как сообщил в интервью журналистам командующий ВМСУ Игорь Воронченко, эти корабли были выведены из состава американского флота в 2013–2015 годах. И хотя фрегаты могли бы сильно повысить потенциал ВМСУ, прежде всего в Черном море, в нашей стране все еще думают над тем, стоит ли принимать такой подарок. "Мы считаем, во сколько это нам обойдется. Ежегодная эксплуатация такого типа фрегата с учетом зарплаты экипажа и его ремонта стоит приблизительно $25 млн", — пояснил Игорь Воронченко.

Два патрульных катера типа Islands, которые США еще в сентябре торжественно передали Украине, пока не прибыли в страну

Таким образом, благодаря двум "Кентаврам", двум американским катерам типа Islands и гипотетической передаче двух фрегатов украинский флот сможет с лихвой возместить потери, понесенные в результате керченского инцидента. При этом никто не отменял вероятности возвращения Украине "Бердянска" и "Никополя" в результате возможных переговоров. Но даже при самом удачном раскладе превосходство только одних пограничных сил ФСБ РФ (не считая потенциала всего Черноморского флота РФ) над морскими силами Украины просто огромно.

По оценкам Андрея Клименко, главного редактора сайта BlackSeaNews, только на Азове Россия сейчас имеет около 100 единиц пограничного флота. Эта группировка в любой момент может быть поддержана кораблями ЧФ РФ, часть из которых располагает современным ракетным вооружением.

Украинские возможности для подкрепления исчерпываются силами Мариупольского отряда Морской охраны пограничной службы, который насчитывает 18 плавсредств. Но из них лишь пограничный сторожевой корабль "Донбасс" оснащен артиллерийским вооружением.

Посчитаем самолеты

Последние пять лет Россия наращивала вблизи государственной границы Украины группировку авиации своих воздушно-космических сил. Их большая часть расположена на территории Южного военного округа (со штабом в Ростове-на-Дону), который включает оккупированный Крым.

"С 2013 года РФ проводила модернизацию всей аэродромной сети вдоль границы Украины, обновление парка боевых самолетов, расширение потенциала армейской авиации. Сейчас вдоль границы Украины сосредоточено около 500 боевых самолетов тактической авиации и до 340 вертолетов армейской авиации", — сообщил Вадим Скибинецкий, представитель Главного управления разведки Министерства обороны Украины.

По его словам, боевой радиус действия российских самолетов, сосредоточенных вдоль границы с Украиной, охватывает всю территорию нашего государства. Экипажи как боевых вертолетов, так и тактической авиации принимали и принимают участие в боевых действиях на территории Сирии. Кроме того, в ходе стратегических учений "Кавказ-2016", "Восток-2018", "Запад-2017" отрабатывалось создание ударных группировок на украинском направлении, проведение мобилизации, осуществление переброски резервных сил и средств из центральных районов РФ.

На этом фоне украинский потенциал выглядит в разы скромнее. По данным из открытых источников, на вооружении Военно-воздушных сил Украины находится около 35 истребителей Су-27 и 45 МиГ-29, более 30 ударных вертолетов Ми-24. Противовоздушная оборона насчитывает около 100 всепогодных тактических зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Тор", 89 советских ЗРК "Куб", около 70 единиц ЗРК "Бук-М1". Точное количество ЗРК С-300 не называется. Однако это вооружение располагается на территории всей страны, а не сконцентрировано вблизи Азовского моря.

Fullscreen

В Крыму как дома. Большой десантный корабль ВМФ России "Азов" во время учений на полигоне Опук

"Никто четко не назовет вам количество техники, у нас военное положение и уже пятый год фактически идет война. Но я не нарушу военную тайну, если скажу, что мы восстанавливаем советские комплексы с их дальнейшей модернизацией", — говорит генерал-лейтенант Игорь Романенко, бывший заместитель начальника Генерального штаба ВСУ. По его словам, имеющийся потенциал воздушных сил Украины способен сдержать Россию от возможного наступления. Истребительная авиация и зенитно-ракетные комплексы готовы ответить на нападение с воздуха. Именно угроза потери военной техники, считает Романенко, и сдерживает Путина от наступления.

Морской тупик

Представители украинской власти не раз заявляли о необходимости усилить военно-морское присутствие нашей страны в Черноморско-Азовском регионе. Однако, по мнению содиректора военных программ Центра Разумкова Алексея Мельника, попытки достичь паритета в количестве военной техники с Россией способны завести Украину в тупик. Навязываемая "гонка вооружений", по словам эксперта, призвана нанести урон украинской экономике.

"Нам нужна военная сила в Азовском регионе, но также нужны и четкие задачи, под которые проводить комплектацию, вооружение. Сегодня первоочередная задача — это защита береговой линии, 12-мильной зоны акватории и экономической зоны. Но никак не создание флотилии для неясных задач. Еще одним аспектом обороны должны стать политико-дипломатические действия против потенциального противника, достижение новых и сохранение уже действующих санкций", — говорит Фокусу Мельник.

В ближайшие несколько месяцев судоходство в Азовском море естественным образом приостановится из-за наступления зимы. Однако с приходом весны проблема российской блокады Азова опять встанет в полный рост. Украина же с таким соотношением сил еще долго не сможет даже пытаться снять ее военным путем.

Остается лишь рассчитывать на усиление международного санкционного давления на РФ, которое до сих пор было не очень эффективным, либо добиваться более активной военной помощи со стороны союзников. Но это грозит открытием нового Черноморско-Азовского очага украинско-российской войны.