Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Финансовый барьер. Алексей Кошель: "Политикам, претендующим на выход во второй тур, кампания может стоить $80–100 млн."

Финансовый барьер. Алексей Кошель: "Политикам, претендующим на выход во второй тур, кампания может стоить $80–100 млн."

Председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель рассказал Фокусу о влиянии Кремля на президентскую кампанию в Украине, секретах предвыборной бухгалтерии и массовой скупке голосов

13900

Предварительные результаты выборов президента Украины станут известны 1 апреля. Не исключено, что кому-то в этот день будет не до шуток, для кого-то, напротив, он станет поводом для веселья, а кто-то почувствует себя дураком. Но в любом случае, убеждён руководитель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель, столь важное для страны дело, как избрание главы государства, не стоит превращать в цирк и балаган. Ведь ответственность за то, как будут проходить выборы, лежит и на кандидатах, и на избирателях.

Рука Москвы и жёсткие сценарии

Как вы оцениваете старт президентской кампании?

— Нынешняя избирательная гонка отличается от предыдущих своим фальстартом. Я не помню, чтобы раньше президентская кампания начиналась за шесть-семь месяцев до официального старта, проходя при этом полноценно — с теле- и радиоагитацией, работой избирательных штабов и т. д. Некоторые кандидаты начали кампанию ещё в апреле-мае 2018-го. А летом полноценные агиткампании проводили уже более 15 потенциальных участников гонки.

Вторая особенность этих выборов — заметное увеличение влияния России на избирательный процесс. Надо сказать, что президентские и парламентские выборы 2014–2015 годов проходили при минимальном влиянии РФ. Это было, пожалуй, впервые в истории Украины. В начале 2000-х считалось нормой, когда кандидаты в президенты или в премьер-министры ездили в Россию за получением неофициальной поддержки. Янукович и Путин на одной трибуне — тому подтверждение. Сейчас влияние Кремля проявляется вновь.

И в чём конкретно?

— Во-первых, в объединении пророссийских политических сил в Украине, которые дублируют тезисы Москвы, например, во время обсуждения острых вопросов в парламенте. Во-вторых, в предоставлении финансовой поддержки отдельным кандидатам и партиям. Это заметно по работе некоторых телеканалов и направленности некоторых журналистских расследований.

Нельзя забывать, что Украина частично пребывает в российском медиаполе. Если посмотреть десятку наиболее частых запросов в Google за прошлый год, мы увидим популярные российские ток-шоу и телеканалы. Это говорит о том, что значительное число граждан (по нашим оценкам, более 10%) смотрят российское телевидение. То есть медийное влияние довольно значительно.

"Мне кажется, российское влияние не ограничится лишь информационным пространством. Нам нужно быть готовыми к разного рода жёстким сценариям в реальном пространстве"

Следует ожидать активизации группы российских троллей или ботов в социальных сетях, которые будут пытаться дезинформировать население. Например, во время последних выборов в объединённые территориальные громады (ОТГ) были созданы более 15 поддельных страниц районных организаций Блока Петра Порошенко (БПП). На них размещали недостоверную информацию о действиях партии "Народный фронт", являющейся, как известно, союзником БПП по коалиции. И часть региональных СМИ со ссылкой на "официальный источник" перепечатывала её. Я не исключаю, что к концу марта подобных страниц разных политических партий будет создано не десятки, а сотни. Таким образом можно организовать информационный хаос.

Но мне кажется, российское влияние не ограничится лишь информационным пространством. Нам важно быть готовыми к более жёстким сценариям в реальности.

В первую очередь полиции и спецслужбам?

— Да, они должны усилить охрану избирательных участков и конкретных кандидатов в президенты. Вы, наверное, заметили, что за последние полгода стало фактически нормой псевдоминирование знаковых объектов — торговых центров, вокзалов, станций метро. Накануне выборов могут быть заблокированы избирательные участки, что повлияет на явку избирателей, в частности в тех регионах, где более склонны поддерживать того или иного кандидата. Это также одна из форм возможного влияния России на украинские выборы.

Обратите внимание на технологии, применявшиеся на выборах в ОТГ. Наши наблюдатели фиксировали "заминирования" избирательных участков, присутствие "титушек", норовивших уничтожить избирательную документацию, применение дымовых шашек, попытки уничтожить избирательные урны. Разумеется, эти "инструменты" могут быть использованы на этих выборах.

Много кандидатов хороших и разных

На этот раз Центризбирком, похоже, зарегистрирует рекордное количество кандидатов. Как вы объясните столь массовый поход политиков, и не только, в президенты?

— О намерении принять участие в выборах заявили уже более сорока человек. У каждого из них свои цели и планы.

Первый фактор, определяющий рекордное число участников гонки, — это то, что президентская кампания плавно перерастает в парламентскую. После второго тура начнётся активная фаза выборов в Верховную Раду. Для лидеров даже малорейтинговых политических сил важно принять участие в президентской гонке, чтобы зафиксировать свой рейтинг, провести агитационную кампанию и удачно стартовать на выборах в парламент.

Вторая причина массовости предвыборного забега состоит в том, что фигуранты громких уголовных дел надеются придать им политическую окраску с помощью участия в выборах. И часть избирателей действительно станет расценивать их дела как политически мотивированные. Думаю, это может быть прямой дорогой не только к оправдательным приговорам, но и к возвращению в политику.

"Я ни разу не слышал, чтобы люди массово отказывались от продовольственных пакетов, пикетировали штаб кандидата с требованием прекратить раздачу взяток"

Есть ещё причины?

— Части украинских политиков свойственно тщеславие, поэтому многие из них не преминут добавить в список своих достижений участие в предвыборной гонке. Они полагают, что таким образом становятся более значимыми, по крайней мере в глазах однопартийцев. Поэтому многие кандидаты, которых можно назвать бесперспективными, попытаются получить хотя бы минимальную поддержку избирателей, а потом станут громко заявлять о своей победе, скажем, в определённом районе.

Также есть политики, которые хотят просто запомниться. Через два-три месяца многие и не вспомнят, какое место политик занял, 18-е или 36-е, зато не забудут о его нестандартной кампании. Кто-то расценивает кандидатство на выборах как шанс реализоваться в какой-либо другой сфере. Для меня, например, остаётся загадкой рекламная кампания одного из кандидатов, разместившего на билбордах информацию о поиске жены. Никакими политтехнологическими теориями подобный шаг объяснить нельзя. Поэтому игра в эпатаж будет ещё одним объяснением присутствия большого числа кандидатов на выборах. Не удивлюсь, если появятся Дарты Вейдеры и мультипликационные герои.

Бухгалтерия выборов

Можете оценить, во сколько обойдётся президентская кампания основным кандидатам и тем, кто окажется, скажем, во второй десятке?

— Думаю, отдельным кандидатам кампания выльется в символические деньги. Они будут вести непрофессиональную работу в социальных сетях, делать яркие популистские заявления. Некоторые будут использовать парламентские механизмы. Например, в ВР зарегистрирован законопроект авторства Вадима Рабиновича, который предлагает отменить для пенсионеров коммунальные платежи. Для политиков, претендующих на реальную борьбу за выход во второй тур, кампания может стоить $80–100 млн. Эти деньги необходимы на рекламу и работу партийной машины.

Дополнительно — на работу агитаторов?

— Традиционно на выборах более 50% денежных средств — теневые ресурсы. Например, в день голосования работает сеть наблюдателей — десяткам тысяч людей приходится оплачивать дорогу, обеды и выдавать гонорары. А ещё есть агитаторы. Их работа оплачивается либо стопроцентно в конвертах, либо частично легально и частично в конверте. Мы можем слышать заявления лидеров о том, что у агитационных палаток стоят партийные активисты. Но на самом деле понимаем, что зимой человеку сложно часами находиться на морозе, не получая денег даже на горячий чай. Проблема теневого сегмента выборов достаточно масштабна. Поэтому, говоря о $80–100 млн, в которые может обойтись кампания кандидата из первой пятёрки рейтинга, мы учитываем как легальные, так и теневые траты.

Война билбордов. Страну заполонила предвыборная реклама. Средняя стоимость одного борда — 6 тыс. грн в месяц

Сколько кандидаты потратят на рекламу, в частности, телевизионную?

— Одна из проблем Украины — дороговизна выборов. Они обходятся кандидатам в президенты и в народные депутаты в два-три раза дороже, чем, скажем, в Польше. И это серьёзный барьер для новых, не очень богатых, неолигархических политсил. Дороговизна объясняется высоким уровнем тенизации и присутствием системы подкупа, а также высокими расходами на телевизионную рекламу. Билборды на улице бросаются в глаза, но стоимость одного такого в месяц в среднем по Украине — 6 тыс. грн. В то же время столько же стоит секунда теле­эфира в прайм-тайм. Анализируя итоги парламентских выборов 2014 года, мы обнаружили, что 70–90% средств из официальных предвыборных фондов отдельные политсилы потратили именно на телерекламу.

Поэтому так важно при внедрении избирательной реформы установить либо полный запрет, либо максимальное ограничение политической рекламы. У наших западных соседей и близко нет такого числа билбордов, а в отдельных странах политическая реклама на ТВ вообще запрещена. Если мы в Украине исключим рекламу как компонент, то сделаем избирательную кампанию более дешёвой, что будет означать равные возможности для бедных и богатых. А пока у нас существует финансовый барьер, не стоит надеяться на обновление украинского политикума, на появление свежей крови.

А не считаете ли вы, что для уменьшения количества участников избирательной гонки стоило бы увеличить размер залога?

— Существуют рекомендации международных организаций не повышать сумму залога, которая в Украине составляет 2,5 млн грн, поскольку это снизит доступ к избирательному процессу. Но Комитет избирателей Украины предлагает повысить её до 10 млн грн. Это поставило бы финансовый барьер для политиков, играющих в эпатаж, воспринимающих выборы как развлечение. При этом мы рекомендовали бы возвращать внесённые средства не только тем, кто прошёл во второй тур, а и всем, кто преодолел трёх-, пятипроцентный барьер. Думаю, 20% кандидатов тогда передумали бы участвовать в кампании. Спал бы нездоровый ажиотаж вокруг выборов. Я убеждён, с выборами нельзя шутить, нельзя воспринимать их как развлечение. Ведь это общенациональная дискуссия, в процессе которой страна определяет вектор развития, перспективу дальнейшей жизни. И здесь не место шуткам и веселью.

Грязные игры

Кто и против кого играет в Украине, применяя чёрный пиар?

"Говоря о $80–100 млн, в которые может обойтись кампания кандидата из первой пятёрки рейтинга, мы учитываем как легальные, так и теневые траты"

— За последнее время было три кампании чёрного пиара. Первая — бордовая, акцентировавшая внимание на возрасте одной из кандидаток, что недопустимо ни с точки зрения демократических выборов, ни с точки зрения норм морали. Вторая — когда партию действующего президента пытались привязать к партии предыдущей власти. Третья — мощная кампания в социальных сетях против одного из кандидатов, входящих в первую пятёрку. Масштабного чёрного пиара в украинских выборах пока не наблюдается. Но вместе с тем было бы хорошо, если бы кандидаты работали против оппонентов открыто — законодательство чётко говорит, что агитация может происходить как за кандидата, так и против. Поэтому считаю, что было бы нормально, если бы лидеры гонки на официально оплаченных бордах задавали вопросы политическим оппонентам, выражали своё отношение к их действиям.

Как чёрный пиар в Украине будут использовать "специалисты" из РФ?

— Так называемые грязные технологии как раз стали активно использоваться во время монополизации политтехнологического рынка российскими специалистами. Они привыкли работать в России очень грубо, без оглядки на закон о выборах, демократические стандарты. Хочу привести два примера, как работают политтехнологи в Москве и Варшаве. В обоих городах в разное время им поставили задачу уменьшить количество избирателей средней и старшей возрастной групп на выборах мэра. Российские политтехнологи купили в Подмосковье две дачи и сожгли их, подтолкнув людей уехать на свои участки, чтобы посмотреть, всё ли там в порядке. А польские — запустили в СМИ информацию о том, что в лесах под Варшавой аномальный урожай грибов. Пожилые жители Варшавы вместо того, чтобы отправиться на избирательные участки, уехали в лес, хотя на самом деле урожай грибов был таким, как обычно.

В России технологии злые, агрессивные, а в Польше не вызвали негативных эмоций. Поэтому и не удивительно, что с приходом россиян на украинский рынок у нас появилась "ваша жена американка" в адрес Виктора Ющенко и первые секс-скандалы, в частности обвинения в сексуальных преступлениях против детей в "Артеке", которые не подтвердились. Россияне чётко придерживаются правил трёх "с": секс, смерть и скандал. Иногда политтехнологи говорят, что враньё должно быть настолько большим, чтобы в него невозможно было не поверить. Если ты обвиняешь оппонента в том, что у него дома хранится миллион долларов, то это может звучать нереально, а если скажешь, что золотой унитаз, — верят охотнее. Поэтому технология с "Артеком" была разыграна по нотам, и она значительно снизила рейтинг определённой политической силы.

Торговля голосами

Какие нарушения избирательного законодательства уже успел зарегистрировать Комитет избирателей?

"Технология докупки голосов будет. Согласно соцопросам, между рейтингами основных кандидатов небольшая разница, а значит, будет соблазн докупить 1–5 млн голосов"

— После 31 декабря, когда официально стартовала избирательная кампания, более десяти потенциальных кандидатов проводят агитацию с телевизионной рекламой, бордами, распространением открыток, установкой палаток. Формально это не нарушение законодательства, ведь рекламу из избирательного фонда кандидат должен оплачивать только после регистрации. Но это нарушение принципов демократических выборов. Я подозреваю, что отдельным кандидатам даже выгодно не спешить с регистрацией, сделать это в последние дни, чтобы никому не объяснять, откуда взялись деньги на агитационную кампанию и не отчитываться за потраченное. Также некоторые кандидаты, зарегистрировавшись, забыли снять свою рекламу на билбордах и в интернете. А это уже прямое нарушение. Наказание — решение ЦИК о вынесении предупреждения.

Как кандидаты могут покупать голоса?

— В Украине сложилась ситуация, когда политики создали для избирателей параллельную реальность, где покупка голосов стала нормой. Если вспомнить местные выборы 2015 года, то я не встречал ни одного населённого пункта, где кандидат не шёл бы к избирателям с покраской, уборкой, озеленением, асфальтированием. С 1 сентября по 31 декабря 2018 года политики в Украине исполняли роль Святого Николая, "оккупировав" детские сады и школы. Только на официальных страницах парламентских политических партий мы насчитали более двухсот материалов о том, что представители той или иной политсилы пришли к детям с подарками. И так будет продолжаться, пока не возникнет противодействие со стороны самих избирателей. Но я ещё не слышал о том, чтобы люди массово отказывались от продовольственных пакетов, пикетировали штаб кандидата с требованиями прекратить раздачу взяток или обращались с заявлениями в полицию.

Подарки конкретным избирателям — это технологии, которые лучше работают на местных выборах?

— Для избирателя не принципиально, будет ли подарок с партийной символикой или с фамилией будущего кандидата в президенты. Есть чёткое представление, что кандидат в президенты — представитель конкретной политической силы. Но верно, на президентских выборах этот метод не может быть применён масштабно и массово. Нельзя купить 10–20 млн граждан. Однако технология докупки голосов будет. Согласно соцопросам, между рейтингами основных кандидатов небольшая разница, а значит, будет соблазн докупить 1–5 млн голосов. Во-первых, через сеть псевдоагитаторов, которые проведут соцопросы, получая вознаграждение. Эти люди и члены их семей будут благодарны заплатившему им кандидату или политической силе и, скорее всего, проголосуют за них. Во-вторых, с помощью прямого подкупа через отдельные электоральные группы. Леонид Черновецкий уехал в Грузию, но сеть бабушек его имени живёт. И эта схема работает не только в Киеве, но и в разных регионах.

Мы поговорили о преступлениях, а теперь вспомним о наказании. Вы как-то сказали, что часть уголовных производств по выборам будет вести Госбюро расследований. Какие?

— Низкая эффективность в расследовании избирательных преступлений — не только вина МВД. Это вопрос качества действующего законодательства. Оно не даёт правоохранителям реального инструментария для открытия уголовного производства. Сейчас звучит много критики правительственного законопроекта о повышении ответственности за подкуп. Но именно в нём заложены отдельные нормы, позволяющие сделать работу правоохранителей более эффективной. Кроме того, расследованием избирательных преступлений занимается не только полиция, но и СБУ. В частности, в вопросах прямого финансирования со стороны России или других технологических влияний. Также прокуратура может передавать отдельные дела в подследственность Госбюро расследований. Думаю, оно могло бы заняться делами о сети подкупа избирателей все­украинского масштаба.

139
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.