Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Местное время. Как изменение Конституции повлияет на судьбу регионов

Местное время. Как изменение Конституции повлияет на судьбу регионов

Верховная Рада не спешит с обновлением законодательной базы для проведения выборов в органы местного самоуправления в 2020 году. Фокус разбирался, в чем коренятся риски передачи полномочий на места, и зависит ли напрямую судьба местных выборов от изменений в Конституцию Украины

200

23 января в открытой части заседания правительства премьер-министр Владимир Гройсман объявил о начале нового этапа реформы децентрализации. Изменения постепенно внедряются в жизнь регионов. За последние пять лет появилось 876 самостоятельных общин, местные бюджеты повысили финансовые показатели до 234 млрд гривен, а в собственность общин с 2014 года перешло без малого 1,5 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения.

Сто районов и почти две тысячи общин

Возможно, именно по этим причинам, представляя второй этап реформы децентрализации, Гройсман сделал акцент на словах "срочное внесение изменений в Конституцию". Позитивный сценарий предусматривает проведение местных выборов-2020 уже на "новом законодательном и территориальном основании". Задач, стоящих перед правительством, как минимум, пять: утвердить новую территориальную основу страны, то есть создать сто районов и 1600-1800 общин; закрепить финансовую самодостаточность местного самоуправления; сформировать эффективную систему управления; упорядочить систему государственного контроля; избежать дублирования функций.

Гройсман утверждает, что "правительственное видение дальнейшей децентрализации будет сформулировано в предложениях изменений в Конституцию. Их необходимо обговорить и принять без лишних затягиваний. Изменения должны быть закреплены в Конституции, иначе систему можно будет разрушить. Конституционный процесс даст гарантии развития местного самоуправления".

В тот же день вице-премьер – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко заявил, что Кабинет министров утвердил маршрутную карту реализации второго этапа реформы с ключевой целью – проведение местных выборов в 2020 году по новым правилам. Полное название документа – План мероприятий по реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2019-2021 годы.

2020 году все районы должны быть утверждены, а территориальные органы – сформирован

"Реализация маршрутной карты даст возможность решить ключевые вопросы относительно формирования новой территориальной основы для деятельности органов власти на уровне общин и районов, передачи полномочий органам местного самоуправления и их разграничения между уровнями по принципу субсидиарности: создание надлежащей ресурсной базы для осуществления полномочий общины; формирование эффективной системы службы в органах местного самоуправления; упорядочение системы государственного контроля и надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления", – перечисляет Зубко.

Напомним, в 2015 году начался процесс объединения территориальных общин (ОТО). За это время к 24 городам областного значения присоединилось 50 территориальных общин, а к 37 ОТО – 71. Почти 37% всех ОТО объединились и стали субъектами местного самоуправления. Они представляют интересы 68% населения страны и городов областного значения. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что под юрисдикцией районных госадминистраций остается 6820 сельских, поселковых, городских советов. В соответствии с дорожной картой, к 2020 году все районы должны быть утверждены, а территориальные органы – сформированы.

Не Конституцией единой

В 2015 году Верховная Рада приняла за основу президентский законопроект №2217-а "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)". Но его нормы за три года успели устареть.

Ожидается, что в феврале президент Петр Порошенко внесет на рассмотрение Верховной Рады проект изменений в Конституцию, в котором будут прописаны процессы реформирования территорий и организации управления власти в них. Затем документ будет передан в КС. Если этот сценарий станет реальностью, осенью парламент примет законопроект во втором чтении. При пессимистическом раскладе событий вопрос зависнет в воздухе, как и полномочия органов самоуправления.

Ожидается, что в феврале народные депутаты рассмотрят проекты документов, касающиеся местного самоуправления. Речь идет о законопроекте №8051 "Об основах административно-территориального устройства", №8369 "О службе в органах местного самоуправления", № 9441 "О внесении изменений в закон Украины "О добровольном объединении территориальных общин (относительно перспективных планов формирования территорий общин Автономной Республики Крым, областей)", №6403 "О внесении изменений к закону "О регулировании градостроительной деятельности", №6150 "О государственной регистрации активов гражданского состояния".

Возможны варианты

На субрегиональный уровень "сбрасывается" больше всего государственных полномочий. Такие модели действуют в Италии, Испании, Франции

Как пояснил Фокусу эксперт Центрального офиса реформ Юрий Ганущак, Конституция должна оперировать понятием исключительно административно-территориального устройства, состоящего, условно говоря, из людей, проживающих на территории, территории как таковой и власти, дающейся органу, созданному на этой территории. Критерии, кому дать власть, определяет государство. По словам Ганущака, сейчас происходит "смешивание" государственной власти и органов самоуправления. То есть, районные государственные администрации представляют государство, но в то же время используют бюджеты представительских органов. "Децентрализация – это распределение функций и полномочий между государством и властью. Если вносятся изменения в Конституцию, то вводится понятие префекта. Он представляет и президента, и Кабинет Министров. А районный совет – представительский орган – должен иметь свой исполнительный орган", – рассказывает Фокусу Ганущак.

Эксперт называет изменения к Конституции результатом общественного согласия между президентом, парламентом и гражданским обществом. "Сейчас оптимальная ситуация для внесения изменений в Конституцию. Во-первых, президент не уверен в дальнейшем своем политическом будущем, никто не знает, кто придет ему на смену, и не захочет оставлять авторитарных полномочий в законодательстве. Во-вторых, если исполнительная власть не примет изменений, то это будет невозможно сделать после президентских выборов. Относительно Конституции есть очевидные вещи – префекты должны быть в номенклатуре не президента, а правительства. Геннадий Москаль (председатель Закарпатской областной государственной администрации. – Фокус) – яркий тому пример. Он игнорирует правительственные реформы, мотивируя это тем, что его назначил президент", – делится своими прогнозами с Фокусом Ганущак.

Новое слово

Как утверждает Ганущак, субрегиональность проявится, в первую очередь, в сокращении районов. Вместо 488 их останется 100. "Это очень хорошо для страны, но не для чиновников, находящихся в администрации президента. Номинально, количество людей, которое им подчиняется, уменьшится в пять раз. Это оптимизация госуправления. Что касается районных советов, то я не вижу полномочий, которые к ним должны перейти. Надеюсь, что в 2020 году выборы их не коснутся. Если будут приняты изменения в Конституцию, райсоветы станут префектурами, а районы – уездами", – рассказывает Фокусу Ганущак.

Эксперт отмечает, что на субрегиональный уровень "сбрасывается" больше всего государственных полномочий. Такие модели действуют в Италии, Испании, Франции. Так лучше реализовывать налоговую политику, административное управление. На более низком уровне действуют уже подразделения и филиалы. На уровне района создаются органы, имеющие конкретные полномочия. К примеру, отделение полиции отвечает за порядок в районе и т. д.

Большинство украинцев выступает за ускоренные темпы децентрализации, за быстрое завершение реформы, позитивно к ней относится

"Это огромнейший пласт изменений. Но если работа начнется, дело будет спориться. В части областного уровня все останется без изменений, пока не будет изменений в Конституцию. Сейчас для всех станет очевидным, что изменения нужны. Порошенко может решиться на это. Не уверен, что общество воспримет нынешнюю систему, которая предусматривает узурпацию власти будущим президентом", – предупреждает Фокус Ганущак.

Другую позицию занимает председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. Он считает, что Украина может ограничиться минимальными изменениями к Основному закону. Тем не менее, сейчас разрабатывается масштабный проект, способный обеспечить должным образом разделение административно-территориального устройства. "Если рассматривать вопрос в узкой плоскости, то достаточно изменить административно-территориальное устройство, установить, что оно состоит из районов, поветов, общины и этого будет достаточно для того, чтобы прописывать в законах, что выборы происходят в соответствующие органы в общины", – рассказывает Фокусу Колиушко.

По его мнению, в этой сфере существует две проблемы. Первая заключается в том, как завершить процесс объединения мелких сельсоветов в ОТГ там, где население не хочет этого сделать добровольно. Вторая – можно ли обойтись без выборов в районные советы.

"Ни в одной стране не удалось достичь стопроцентного объединения. Но процесс нужно завершить решением Верховной Рады. И тут возникает вопрос, можно ли это сделать в соответствии с нашей Конституцией. Что касается райсоветов, то с одной стороны они являются органами местного самоуправления, которые выражают общие интересы территориальных общин. Если нет общих интересов, то не может быть и районного совета. Поскольку они указаны в Конституции, то должны существовать", – заключает Колиушко.

А директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук уверен, что изменения в Конституцию не нужны.

"Для того, чтобы завершить первый этап реформы децентрализации, ничего не нужно вносить. Это просто мода такая сейчас. Все говорят о необходимости внесения изменений в Конституцию, понимая, что это сделать невозможно. Поэтому я на это смотрю абсолютно спокойно – говорит он Фокусу. – Если бы Верховная Рада проголосовала на осенней сессии законопроект об основах административного устройства, не было бы сомнений, что выборы будут проводиться на новом основании. Сейчас с каждым месяцем эти шансы уменьшаются".

По его наблюдениям, большинство украинцев выступает за ускоренные темпы децентрализации, за быстрое завершение реформы, позитивно к ней относится. "Это только политиканы думают, что люди недальновидные и глупые", – утверждает Ткачук.

2
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.