Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Украина имеет морское право. За что Государственная пограничная служба задерживает иностранные суда

Украина имеет морское право. За что Государственная пограничная служба задерживает иностранные суда

В украинских портах находятся 15 судов, задержанных за посещение портов Крыма в нарушение законов Украины и вследствие международных санкций, принятых в результате аннексии полуострова. Фокус разбирался с дальнейшей судьбой нарушителей

840

Помощник председателя Государственной пограничной службы Олег Слободян рассказывает Фокусу, что в Украине под портовой охраной находятся 15 суден-нарушителей, заходивших в порты оккупированного Крыма в 2017-2018 годах.

"Это суда под флагами Танзании, Тувалу, России, Белиза, Коморских островов. Разными силовыми ведомствами по всем ведутся следственные действия и судебные процессы", – перечисляет Слободян.

По его словам, Госпогранслужба отслеживает суда, которые нарушают законодательство Украины по заходу в порты на временно оккупированной территории. На сегодняшний день в поле зрения пограничников попали около 800 судов-нарушителей.

Напомним, в июле 2014 года Министерство инфраструктуры закрыло порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория, а их администрации были ликвидированы. Спустя два года Кабинет министров запретил заход во все порты на территории Крымского полуострова. Информацию об этом получила Международная морская организация, которая объединяет 170 государств. Кроме того, в 2014 и 2016 годах были приняты резолюции Генеральной ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины и непризнании аннексии Крыма. В 2005 году вступили в силу новые международные медико-санитарные правила, согласно которым каждое судно при заходе в порт обязано получить санитарные свидетельства. Без этих документов его не пустят в другие международные порты. А в конце ноября 2014 года Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения исключило крымские порты из своего авторизованного перечня международных санитарных правил. Тем самым они лишились возможности получить санитарное свидетельство.

Особенности подсчета

В феврале 2018 года прокуратура Автономной республики Крым сообщила, что для фиксации незаконного захода судов в закрытые порты Крыма создан реестр судов-нарушителей, который систематически обновляется. На то время в реестр были включены 665 судов-нарушителей. По состоянию на сегодняшний день информация не обновлялась. Все попытки Фокуса связаться с пресс-службой прокуратуры АРК успехом не увенчались, телефоны, номера которых указаны на официальном сайте, не отвечают.

Международной морской администрации известно о закрытии Украиной портов в Крыму. Поэтому после посещения Крыма в украинские порты заходят, как правило, "проблемные" суда

Председатель наблюдательного совета фонда "Майдан закордонних справ" Андрей Клименко, который отслеживает ситуацию в Крыму, объясняет Фокусу, что прокуратура запрашивает данные у Администрации морских портов, военно-морских сил и "Майдана закордонних справ". Он отмечает, что их методология подсчета нарушителей отличается от той, которую ведут в прокуратуре и Госпогранслужбе.

"По нашим оценкам, за все это время по маршрутам следования из/в порты Крыма заходило 350 суден. Около 160-170 нарушителей было в прошлом году. А вот по цифрам пограничников у нас ведется дискуссия. После аннексии Крыма в его портах осталось много судов, которые являются собственностью Украины, но были захвачены оккупантом. Возникает вопрос, считать ли их нарушителями, если порты из приписки закрыты, а доступа к ним нет", – делится соображениями с Фокусом Клименко.

Специалист в области морского права Борис Бабин утверждает, что Международной морской администрации известно о закрытии Украиной портов в Крыму. Поэтому после посещения Крыма в украинские порты заходят, как правило, "проблемные" суда.

"Это проблемные суда и их судовладельцы, которым уже нечего терять. Принимая решения идти в украинский порт, они прекрасно понимают последствия. Вместе с тем, они декларируют, что заходили в Крым потому, что терпели бедствие или другие аварии", – рассказывает Фокусу Бабин.

Без флага

Опрошенные Фокусом эксперты отмечают, что международные и украинские санкции за аннексию Крыма приносят свои плоды. Администрации флагов (Flag State Administration) исключают из своих реестров суда-нарушители. Как было, например, с танкером-газовозом Maestro, сгоревшим вместе с танкером Candy 21 января 2019 года возле Керченского пролива. По словам Клименко, морская администрация Занзибара (автономия в составе Танзании) еще в октябре 2018 года исключила из своего реестра танкер Maestro. Причиной стал заход в морской порт Керчи, официально закрытый Украиной еще в 2014 году.  

"Maestro должен был забрать газ в российском порту Темрюк, но уже шел без флага. Судно без флага не имеет право выходить в море, его должны задерживать все военные корабли. По нашим данным, судовладелец принял решение начать перевалку газа из танкера Candy, который потом должен был забрать в Темрюке газ, предназначавшийся Maestro. Результат этого известен – сгорели оба, пострадал экипаж", – рассказывает Фокусу Клименко.  

Он отмечает, что морская администрация Занзибара неоднократно предупреждала все суда, зарегистрированные под флагом Танзании, от заходов в порты Крыма. Подобная ситуация наблюдалась в 2016-2017 годах, когда морская администрация Молдовы лишала флага суда, посетившие оккупированный полуостров.

Какой будет дальнейшая судьба арестованных в Украине судов-нарушителей, пока неизвестно

При этом Бабин уточняет, что Украина до сих пор не определилась, можно ли считать морскую акваторию Крыма безопасной для судоходства.

"Пожар происходил в зоне ответственности, которую мы считаем нашей, но до сих пор не определились с безопасностью там. Мининфраструктуры должно уведомить Международную морскую администрацию по этому вопросу", – говорит он Фокусу.

На приколе

Какой будет дальнейшая судьба арестованных в Украине судов-нарушителей, пока неизвестно. В феврале 2018 года военная прокуратура Южного региона сообщила, что планирует передать военно-морским силам Украины судно Sky Moon под флагом Танзании. Оно было задержано на Дунае, во внутренних водах Украины, за нарушение режима посещения Крыма.  25 января 2019-го в системе электронных торгов арестованным имуществом (СЕТАМ) был повторно выставлен на продажу черноморский сейнер "Норд".

По словам Клименко, следственные действия и судебные дела, которые, ведутся по судам-нарушителям, могут занять десятки лет. За это время плавсредства потеряют свою кондицию.    

К слову, мониторинговая группа "Майдана закордонних справ" с марта 2014 года отслеживает морские суда, которые в нарушение украинского законодательства и международных санкций заходили в порты оккупированного Крымского полуострова. Создан так называемый "черный список" судов, на работу в экипажах которых морякам не рекомендуется устраиваться.

12
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.