Куда уходят деньги. На какие нужды государство потратит залог претендентов в президенты

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Центральная избирательная комиссия объявила окончательный список кандидатов в президенты Украины, состоящий из 44 человек. Для регистрации каждый из них внес денежный залог в сумме 2,5 млн грн. Фокус решил выяснить, по как эти средства поступают в казну и куда их распределяет Кабинет министров

Related video

Центральный избирательный комитет, Государственная казначейская служба и Министерство финансов — три основные государственные структуры, от которых напрямую зависит сбережение, прохождение и освоение избирательных залогов.

Кандидаты на пост главы государства проходили регистрацию в Центризбиркоме с 31 декабря 2018 года по 3 февраля 2019-го согласно "Календарному плану основных организационных мероприятий по подготовке и проведению очередных выборов президента Украины 31 марта 2019 года". Прежде чем подать документы в ЦИК, кандидаты обязаны внести денежный залог в размере 2,5 млн грн.

Нормы о выдвижении и регистрации кандидатов на пост главы государства прописаны в IV разделе закона "О выборах президента Украины". Процедура внесения денежного залога обозначена в статье 46.

Денежный залог возвращается партии либо кандидату на пост президента, если его фамилия включена в избирательный бюллетень для повторного голосования. "В других случаях денежный залог не возвращается и перечисляется в Государственный бюджет", — говорит закон.

Если ЦИК отказывает кандидату в регистрации, избирательный залог будет возвращен в течение пяти дней.

Перечень всех необходимых документов для участия в президентских, парламентских или местных выборах опубликован на сайте Центризбиркома. По отдельной ссылке можно найти реквизиты специального счета, открытого для денежного залога кандидатов на пост президента. Получателем значится Государственная казначейская служба.

Три звена

О механизме распределения средств рассказывает Фокусу бывший заместитель председателя Центризбиркома Андрей Магера. На первый взгляд процедура не представляет сложностей. Денежный залог в 2,5 млн грн вносится на спецсчет Центральной избирательной комиссии. Только после подтверждения факта оплаты предусмотренной законом суммы комиссия принимает от кандидата в президенты документы на регистрацию. В их перечень входит справка о внесении денежного залога.

Кандидатам, вышедшим во второй тур выборов, средства возвращаются в течение месяца

"Параллельно ЦИК проверяет, пришли ли средства на ее счет специально по денежному залогу. То есть проверка совершается по двум каналам. По первому определяется наличие у кандидата бумажного документа, по второму — действительно ли средства поступили на счет", — уточняет Магера.

Сумма залогов сберегается на спецсчете до завершения выборов. "Их никто не использует до тех пор, пока не назначено повторное голосование или не оглашены результаты выборов, — добавляет Магера. — Как только назначается повторное голосование, все средства, за исключением денег кандидатов, прошедших во второй тур выборов, перечисляются в государственный бюджет. На что они будут израсходованы потом, ЦИК не знает. Это уже вопросы к Госказначейству, министерствам. Злоупотребления в этом контексте исключены. Их не может быть априори. Со счета ЦИКа эти залоги в денежном эквиваленте никуда не исчезают".

Кандидатам, вышедшим во второй тур выборов, средства возвращаются в течение месяца, но для этого им необходимо подать соответствующее заявление.

Пресс-служба Госказначейства предоставила Фокусу ответ по интересующей нас теме за 2014 год. "Эти средства были зачислены в общий фонд Государственного бюджета. Конкретно, на какие именно нужды они были израсходованы, в отчетах не указывается. Целевое распределение средств отсутствует. Казначейство эту информацию не отслеживает", — говорится в сообщении пресс-службы.

Министерство финансов подтверждает, что средства нецелевого назначения автоматически зачисляются в общий фонд госбюджета. Именно поэтому отследить механизмы их распределения по министерствам невозможно. К тому же общий фонд не "идентифицирует" средства по их происхождению. Конечный этап их освоения мог быть более прозрачным, если бы избирательные залоги направлялись в специальные фонды. В таком случае можно было бы отследить, на что конкретно были израсходованы миллионы кандидатов в президенты.

Пресс-служба Минфина делится с Фокусом такой информацией: "Средства из накопительного счета избирательного фонда и денежный залог перечисляются в общий фонд Государственного бюджета Украины в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса Украины и направляются, в частности: на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства и гражданскую защиту населения и территорий; на образование; на охрану здоровья; на социальную защиту и социальное обеспечение".

Экспертная оценка

2,5 млн грн залога недостаточно для того, чтобы создать барьеры для участия в выборах так называемых технических кандидатов

Председатель правления Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель залог в сумме 2,5 млн грн называет "гарантией того, что ряд кандидатов, которые принимают участие в выборах с целью получить политический интерес, просто не будут зарегистрированы Центризбиркомом".

К слову, к моменту сдачи материала только два кандидата на пост главы государства не смогли внести необходимую сумму. 12 января ЦИК сообщил об отказе в регистрации Виталию Велидченко и Виктору Фаренюку. Велидченко не смог стать официально кандидатом в президенты, поскольку не внес 2,5 млн грн, не заполнил электронную декларацию и часть документов. Фаренюк не внес залог, часть необходимых документов и отказался публиковать свои персональные данные.

Как напоминает Фокусу глава КИУ, до 2014 года существовали определенные барьеры для кандидатов в президенты. Одним из них было требование собрать в свою поддержку миллион подписей.

"Создавались фирмы "под ключ", набиралось необходимое количество подписей. Не было никаких механизмов для проверки подписей на достоверность, в стране отсутствовала электронная база, позволяющая перепроверить все процессы, зафиксировать показатели. Именно поэтому этот механизм был изменен на механизм денежного залога, — рассказывает Кошель. — Барьер залога в 2,5 млн грн — это не что иное, как возмещение государству, которое гарантирует кандидатам бесплатное участие на государственном телевидении, осуществляет печать бюллетеней и так далее".

Однако КИУ придерживается мнения, что 2,5 млн грн залога недостаточно для того, чтобы создать барьеры для участия в выборах так называемых технических кандидатов. "По нашему мнению, стоимость участия в выборах нужно повысить в разы, а еще лучше — до 10 млн грн. Но вместе с этим нужно предусмотреть механизм возвращения средств кандидатам, которые преодолевают барьер 5%–7%, предоставить им гарантии возврата средств. Эти денежные залоги для политической силы или кандидата не станут препятствием, а вот техническим кандидатам такое нововведение могло бы создать помеху для участия в предвыборной гонке", — размышляет Кошель.