Деньги любят выборы. Кто наполняет теневые кассы кандидатов в президенты

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Более половины средств, которые кандидаты тратят на избирательную кампанию — теневые. Участники президентской гонки получают миллионы от олигархов и состоятельных украинцев в обмен на места во власти и преференции в бизнесе

Related video

Часть претендентов на президентское кресло уже сегодня нарушают правила финансирования выборов. К примеру, оплачивают наружную рекламу не из официальных избирательных фондов или подписывают с людьми договоры на агитацию за деньги, что прямо запрещено законодательством. К такому выводу пришла гражданская сеть "Опора" в результате мониторинга предвыборной активности кандидатов за январь нынешнего года. Это означает, что кандидаты активно используют деньги из черных касс, о существовании которых в Украине говорят с начала 1990-х. Однако привлечь таких кандидатов к ответственности сложно, и потому они продолжают вливать в избирательные кампании миллионы от тайных спонсоров.

Официальный безнал

После регистрации в Центризбиркоме каждый кандидат в президенты должен открыть счет своего избирательного фонда, на который по закону он вправе принимать средства для дальнейшей агитации. Общий размер фонда законом не ограничивается, но в отношении поступлений существуют определенные правила.

Во-первых, кандидат может внести туда собственные деньги. Именно этой возможностью в 2014-м воспользовался действующий президент Петр Порошенко, лично перечислив в фонд 96,5 млн грн. Так же сделали Сергей Тигипко и Михаил Добкин. Каждый из них отдал на выборы чуть более 75 млн грн из семейного бюджета.

Во-вторых, спонсором кандидатов могут быть политические силы. Например, на предыдущих выборах средства "Батькивщины" в размере 56,9 млн грн послужили финансовой опорой для кампании Юлии Тимошенко. А в избирательный фонд Анатолия Гриценко соратники тогда перечислили 6,8 млн грн.

Схема зачислений денег на счет избирательного фонда прозрачна. По словам Игоря Фещенко, аналитика движения "Честно", из предварительных отчетов кандидатов, которые они публикуют незадолго до выборов, есть возможность узнать имена доноров и перечисленные ими суммы. Окончательные отчеты кандидаты обнародуют спустя десять дней после дня голосования. "Если говорить о партийных финансах, то в 2014-м у нас не было даже малейшего шанса узнать, откуда политсила взяла средства, — говорит Фещенко. — Но с 2016 года партии обязаны отчитываться о своих поступлениях и расходах, в том числе во время президентской кампании. Стоит лишь дождаться их ежеквартального отчета и сравнить его с информацией кандидата. Минус в том, что после выборов отчеты будут уже неактуальны, потому что не смогут повлиять на волеизъявление".

1,6 млн грн максимальная сумма, которую гражданин Украины может внести в избирательный фонд кандидата в президенты. Не больше 3,2 млн грн позволено перечислять предприятиям

Третий источник финансирования фонда кандидата — взносы граждан и предприятий. На предыдущих выборах им пользовались немногие. Среди таковых были Юрий Бойко и Ольга Богомолец. Они заявили, что все средства фондов (у Бойко их было 2,8 млн грн, у Богомолец — 1,9 млн грн) — это добровольные пожертвования украинцев. Закон ограничивает их размеры: максимальная сумма, которую гражданин Украины может пожертвовать кандидату, составляет 400 минимальных зарплат (на сегодня это 1,6 млн грн). Предприятиям позволено делать взносы размером 800 минимальных зарплат (3,2 млн грн). Гражданам других стран, кроме нашей, быть донорами избирательных кампаний запрещено. "С одной стороны, большое количество граждан может поддерживать политика, которому доверяет, а с другой — исключается возможность злоупотреблений, ведь богатые украинцы не могут перечислять большие суммы прямо в фонд кандидата", — говорит Алексей Кошель, председатель Комитета избирателей Украины.

Однако он замечает, что, несмотря на видимую прозрачность в этой сфере, возможность для злоупотреблений остается. В качестве примера Кошель вспоминает случай двухлетней давности, когда выяснилось, что большая группа безработных, пенсионеров, медиков и педагогов пожертвовала на счет одной политической партии значительные суммы, в несколько раз превышающие их доходы. "Теоретически можно представить, что пенсионеры год отказывали себе в еде и предметах первой необходимости, чтобы финансово поддержать одну из политических сил, но здравый смысл подсказывает, что это маловероятно", — считает эксперт. Многие доноры даже не знали, какую партию они поддержали. На практике схема работала так: деньги раздавались партийным ячейкам и членам партии, а те находили людей из своего окружения, от имени которых пополняли официальный партийный счет. По словам Кошеля, такой схемой при формировании партийного фонда пользуются многие, только кто-то это делает грубо, не боясь скандала, а кто-то более аккуратно, предварительно договариваясь с людьми. В любом случае, считает он, такие деньги могут получать и кандидаты в президенты.

"В Украине не существует традиции финансовой поддержки кандидатов со стороны избирателей, — говорит Кошель. — Мы далеки от того, чтобы граждане вынимали из кармана несколько сотен гривен и перечисляли их на счет партии. Потому что большой процент избирателей не желает поддерживать политические партии, в списках которых олигархи и близкие к ним люди. Возможные исключения — это новые кандидаты, акцентирующие внимание на необходимости внедрять цивилизованную политическую культуру и строго придерживаться буквы закона".

Черная бухгалтерия

"Избирательные фонды — это то, что нам хотят показать кандидаты. Этакая верхушка айсберга. Но немалые средства спрятаны под толщей воды", — констатирует аналитик "Честно" Фещенко. Он уверен, что более 50% финансов на выборах — теневые средства. "Как правило, черная касса — это значительные суммы наличных, — говорит Светлана Конончук, исполнительный директор Украинского независимого центра политических исследований, эксперт "Реанимационного пакета реформ". — Когда чиновники, политики и другие декларанты указывают, что держат вне банков миллионы налички, тем самым они открывают для себя удобный путь к легальному использованию наличных средств для теневых операций". На выборах эти деньги кандидаты используют для оплаты работы своих членов избирательных комиссий и агитаторов, подкупа избирателей, рекламы, черного пиара, а также заказных материалов в СМИ, идущих без пометки "Реклама".

Fullscreen

И не просите! Украинцы не хотят спонсировать предвыборные кампании партий и политиков

Кто же наполняет теневые кассы? Опрошенные Фокусом эксперты сходятся во мнении, что это богатые бизнесмены — публичные и не очень, с симпатией относящиеся к тому или иному кандидату и делающие ставку на его приход к власти. Это не обязательно люди из первой десятки самых богатых украинцев. Таким донорам, желающим также участвовать в большой политике, важно заручиться поддержкой на будущих парламентских выборах, которые состоятся осенью этого года. Также бизнес участвует в финансировании предвыборных кампаний в обмен на преференции, которые хочет получить после победы своего кандидата.

Куда сложнее отследить финансовую связь между претендентами на президентскую булаву и олигархами. Однако и это возможно. Ключевое правило — смотреть на то, как и при какой власти олигархи сохраняют, приумножают или теряют свое состояние. "Иногда мы переоцениваем роль олигархов как главных финансистов, — считает Фещенко. — Часто их роль в другом. Они могут делать вклад в кампанию не столько деньгами, сколько медийной поддержкой. Речь, как вы понимаете, преимущественно о собственниках телеканалов. Если конвертировать этот вклад в гривни, то он стоит значительно больше, чем любые другие денежные вливания. Например, по данным издания "Детектор медиа", в новостном блоке телеканала "Украина" в позитивном образе то и дело появляется Олег Ляшко. Количество упоминаний о нем уступает только информации о работе Владимира Гройсмана. "Интер" же традиционно показывает Бойко и Каплина, а "1+1" — Владимира Зеленского, представителей партии "Укроп" и время от времени — Юлию Тимошенко".

Ожидаемые дивиденды

Черные кассы на выборах — это элемент неравной игры. "Наши выборы превратились в соревнования денег и телевизора, — говорит Игорь Фещенко. — Выигрывают те, у кого есть достаточно средств часто неизвестного происхождения, а также договоренности с собственниками телеканалов. Если такого кандидата выбирают, то он будет себя чувствовать обязанным тем, кто его поддержал. В данном случае речь идет не об избирателях". С увеличением сумм вложений растут и суммы дивидендов, которые спонсоры кандидатов в президенты ожидают получить обратно. "Избирательный процесс, в котором задействованы теневые средства, — это предпосылка к формированию власти, зависимой от непубличных лоббистских групп, — убеждена Светлана Конончук. — В дальнейшем она выльется в принятие решений в интересах этих структур. Часто они касаются получения контрактов от государства, кадровых назначений и увольнений, "крышевания" сделок и ухода от ответственности. Теневое финансирование избирательной кампании цементирует олигархическую модель правления, при которой только отдельные группы получают блага от политических государственных решений".

В Комитете избирателей Украины отмечают важность того, что проблема теневых финансов на выборах не замалчивается. Ее активное обсуждение, считают там, означает, что избирательный процесс на пути к очищению. Насколько быстрым он будет, зависит не только от порядочности самих кандидатов в президенты, но и от глобальных преобразований в Украине, где уровень коррупции и теневой экономики все еще бьет рекорды.