Комитет наблюдателей Украины. ЦИК зарегистрировал наблюдателями на выборах парамилитаризированные формирования – чего от них ожидать

Фото: segodnya.ua
Фото: segodnya.ua

В 2019 году Центральная избирательная комиссия выдала рекордное количество разрешений наблюдать за выборами президента Украины – 139 общественным организациям. Часть из них представляют собой парамилитаризированные военизированные структуры. Фокус выяснял, могут ли наблюдатели такого рода повлиять на процесс голосования

Related video

"Ни одно формирование: ни "Национальный корпус", ни "Национальные дружины" не будут иметь права оказывать силовое влияние на избирательный процесс. После определенных заявлений представителей "Нацдружин" (обещание реагировать силовыми методами на факты фальсификаций во время выборов. – Фокус) МВД провело профилактику ситуации. И у нас есть некоторое убеждение, что они не пойдут на прямой конфликт с властью. У власти будет достаточно сил для того, чтобы выборы президента 31 марта прошли нормально", – заявил министр внутренних дел Арсен Аваков на брифинге по результатам совещания с силовыми структурами в Центризбиркоме 12 марта. Министр добавил, что 31 марта МВД выделяет для охраны общественного порядка 134 381 сотрудника.

"Агрессивных людей сотрудники МВД будут задерживать за хулиганство или, например, за незаконную агитацию. В любом случае мы обеспечим честные и спокойные выборы", – успокоил общественность генеральный прокурор Юрий Луценко.

О том, что необходимо предотвратить вмешательство на ход голосования и подведение итогов выборов таких общественных организаций как "Национальные дружины", пропагандирующих или применяющих различные формы насилия, пишет на своей странице в Facebook председатель правления Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская: "Монополия на насилие должна быть лишь у законно избранных органов власти и в четком соответствии законам Украины. Не существует правильного и неправильного насилия".

Ей вторит бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец. "Никто не имеет права проносить огнестрельное оружие на избирательный участок – за исключением представителей правоохранительных органов. Я наблюдаю за "Нацдружинами" с момента их создания. Их поступки не всегда совпадают с мотивами и лозунгами. Желание не допустить фактов фальсификации на избирательных участках я поддерживаю, но как они себя поведут, не будут ли нарушать общественный порядок, содействовать конкретной политической силе в получении желаемого результата? Это меня беспокоит, поскольку уже понятно, что "Нацдружины" настроены радикально и могут не обращать внимания на закон и порядок", – предупреждает он Фокус.

Баганец предполагает, что в день выборов парамилитаризированные структуры могут заявить, что количество их представителей значительно больше "ожидаемого ЦИКом" на каком-то избирательном участке, поскольку якобы были обнаружены факты манипуляций с избирательными бюллетенями. Кроме того, могут возникнуть случаи препятствования работе членов окружных избирательных комиссий (ОИК) во время подсчета голосов. Представители военизированных формирований могут создавать помехи для присутствия на избирательных участках официальных наблюдателей от других общественных организаций или политических партий.

На вопрос Фокуса, в состоянии ли упредить такие неправомерные действия Полиция диалога, Баганец не дает однозначного ответа: "Я скептически смотрю на реформаторские попытки МВД и Нацполиции улучшить деятельность силовых структур. Полиция диалога не сможет уговорить представителей "Нацдружин" в случае их радикальных действий не нарушать правопорядок. К ним нужно будет адекватно применять силу, которую имеют право применять правоохранители для соблюдения общественного порядка, в частности на избирательных участках".

На запрос Фокуса о возможных мерах предотвращения силовых действий на избирательных участках Полиция диалога ответила молчанием.

Кто эти люди

ЦИК разрешил выполнять функции наблюдателей на выборах президента Украины представителям 139 общественных организаций (всего поступило 152 заявки). По данным Гражданской сети "ОПОРА", 85 из них никогда не участвовали в наблюдении за ходом голосования, пять – наблюдали за внеочередными президентским выборами 2014 года, 14 – получили опыт наблюдателей на выборах в объединенные территориальные общины 23 декабря 2018 года. Большинство общественных организаций (ОО) были созданы после 2014 года, 26 зарегистрированы в 2018-м, шесть – в январе текущего года.

Решение об отказе либо разрешение иметь официальных наблюдателей принимается на основании Закона "О выборах Президента Украины" (статья 25, 68 и 69), а также закона "О Центральной избирательной комиссии" (статьи 11–13). Устав ОО должен содержать среди видов деятельности вопросы избирательного процесса и наблюдения за ним. ОО вправе обратиться в ЦИК с ходатайством о разрешении иметь официальных наблюдателей не позже чем за шестьдесят дней до дня голосования. Ходатайство от ОО "Национальные дружины" удовлетворено постановлением от 11 февраля.

Что касается международных организаций, то, как сообщает Фокусу отдел взаимодействия со СМИ секретариата Центризбиркома, по состоянию на 12 марта ЦИК зарегистрировал 635 официальных наблюдателей от международных организаций иностранных государств. Из них 189 – от Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ЕNЕМО) и 29 – от Всемирного конгресса украинцев.

10 против 139

На внеочередных выборах президента 2014 года осуществляли наблюдение за процессом голосования представители десяти ОО, а на выборах в Верховную Раду 2012 года их было 37. На президентских выборах 31 марта 2019 года Украина установит рекорд по количеству официальных наблюдателей на избирательных участках.

Как рассказывает Фокусу заместитель председателя Центризбиркома Евгений Радченко, "если подсчитать количество потенциальных наблюдателей, которые могут прийти на выборы от общественных отечественных и международных организаций, представителей кандидатов в президенты, журналистов, то мы получим порядка 200 контролеров выборов на каждом избирательном участке".

Своими оценками сложившейся ситуации с количеством наблюдателей делится с Фокусом генеральный директор Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель.

"Проблема в наличии "титушек" или представителей парамилитаризированных формирований и их присутствия на выборах не касается напрямую факта регистрации ЦИКом 139 общественных организаций. Я не исключаю того, что на избирательных участках могут присутствовать псевдонаблюдатели. Не забывайте о традиционной практике выдачи в Украине журналистских удостоверений от партийных газет, к примеру. Ни одна организация не сможет обеспечить работу 30 тысяч своих наблюдателей на каждом избирательном участке по всей стране. Думаю, что в день выборов мы увидим традиционно в среднем 15-20 официальных наблюдателей на каждом участке, – говорит Кошель Фокусу. – На каждом избирательном участке должно быть в статусе официального наблюдателя по одному представителю от политической партии. Если кто-то из кандидатов снимается с выборов, его квота автоматически аннулируется".

В том, что пополнить ряды наблюдателей от общественных организаций может любой желающий, Фокус убедился, отправив заявку в Гражданскую сеть "ОПОРА". Согласно договору, который заключается с наблюдателем, к указанному организатором избирательному участку нужно прибыть в день выборов не позже 7:15. Предстоит контролировать не только процесс волеизъявления, но и процедуру подсчета голосов. За день работы наблюдатель получает 1100 грн.

Проблемные места

Бывший заместитель председателя ЦИКа Андрей Магера скептически относится к рекордному количеству представителей ОО среди наблюдателей.

"У нас мало кто занимается профессионально наблюдением за выборами: "ОПОРА", Комитет избирателей… Все остальные, зарегистрированные ЦИКом организации – структуры, аффилированные с политическими силами, которые не имеют ничего общего с общественным наблюдением. Если наблюдатели будут вмешиваться в деятельность избирательной комиссии, нарушать права граждан, они, безусловно, должны понести за это ответственность, начиная от отмены их регистрации и заканчивая привлечением к уголовной ответственности. В идеале так должны действовать правоохранительные органы, избирательные комиссии, суды", – поясняет Фокусу Магера.

Не ожидает чрезмерного количества наблюдателей на избирательных участках и народный депутат Игорь Попов, имеющий многолетний опыт руководства КИУ.

"Всеукраинских сеток у общественных организаций нет. ОО регистрируется на каждом избирательном округе, чтобы ставить своих наблюдателей. У них будет в целом зарегистрировано от 30 до 100 наблюдателей, но не 10 тысяч по стране. ОО не обладают таким финансовым ресурсом. У нас был рекорд по количеству международных наблюдателей в 2004 году, но тогда был дополнительный финансовый ресурс от определенного политического штаба, чтобы обеспечить их приезд. Люди не пойдут бесплатно наблюдать за выборами, как это было в 2004 году. Общественные организации ищут волонтеров, как и штабы, но последние – доплачивают. Поэтому волонтер с большим желанием пойдет работать не на ОО, а на штаб, – утверждает Попов. – Но если наблюдатель глуп, то члены избиркома смогут фальсифицировать результаты выборов у него под носом. Хотя бывают случаи, когда наблюдатель "руководит" всем избиркомом, подсказывая алгоритм действий".