Последний тур. Какие цели преследуют кандидаты в президенты во время поездок по стране

Андрею Садовому агитация уже не нужна, но остальные кандидаты продолжают искать встречи с избирателями (Фото: oporaua.org)
Андрею Садовому агитация уже не нужна, но остальные кандидаты продолжают искать встречи с избирателями (Фото: oporaua.org)

Предвыборные туры кандидатов в президенты – кульминация любой избирательной кампании. Однако новое поколение украинских политиков перестало рассматривать эту часть политической борьбы всерьез. Фокус разбирался, как претенденты на пост главы государства выходят в народ

Related video

"Добрый день! Наше издание готовит материал о предвыборных турах кандидатов в президенты. Можно попросить у вас двухнедельный график?" – с такой просьбой Фокус обратился ко всем 39 кандидатам на пост главы государства. Конкретный ответ дали только семеро из них.

Всех кандидатов в президенты Украины можно условно разделить по группам. Лидеры популярности активно проводят всеукраинские туры, сообщают информацию о своих поездках по стране на официальных сайтах своих политических партий, но при этом с их представителями невозможно выйти на прямую связь – телефоны не отвечают, а письма, отправленные в адрес пресс-службы, остаются без ответа.

Вторая категория кандидатов – самовыдвиженцы, не обладающие ни партийной поддержкой, ни административным ресурсом, имеют персональные сайты, на которых в разделе "контактные данные" отсутствует телефонный номер. Рядовые избиратели, равно как и сотрудники СМИ могут обратиться к ним, оформив запрос.

Третью категорию кандидатов в президенты представляют новые лица, не замеченные в большой политике до 2019 года. Персональные веб-сайты им заменяют страницы в социальных сетях.

В результате на просьбу Фокуса в Facebook откликнулись пятеро кандидатов в президенты: Аркадий Корнацкий, Виталий Куприй, Александр Соловьев, Юрий Тимошенко, Игорь Шевченко. На письма, отправленные посредством специально для этих целей существующих разделов персональных сайтов, не ответил никто. Мгновенная реакция на запрос, отправленный на адрес пресс-службы партии, последовал только от политических сил, которые представляют Виктор Бондарь ("Видродження"), Анатолий Гриценко ("Гражданская позиция"), Руслан Кошулинский ("Свобода").

Телефонная связь тоже оказалась не самым надежным средством коммуникации. Пресс-служба Геннадия Балашова ("5.10") ответила кратко: "Тура нет", а пресс-служба Сергея Каплина (Социал-демократическая партия) была разговорчивее: "Тур прописан. Мы вам его график можем отправить. Только продублируйте еще раз письмо в электронной форме. Я вашего запроса не видел". Фокус отправил письмо на указанный адрес трижды, однако ответа так и не получил.

Подробности при встрече

Пресс-служба партии "Видродження" рассказывает Фокусу, что кандидат в президенты Виктор Бондарь в течение февраля-марта посетил ряд промышленных городов: Харьков, Днепр, Никополь, Запорожье, Полтаву, Одессу, Николаев. Бондарь во время предвыборного тура провел встречи с коллективами предприятий "Турбоатом", "ФЭД", Никопольского завода ферросплавов, Запорожского автомобилестроительного завода. На последнюю неделю предвыборной гонки у кандидата в президенты запланированы поездки в Сумы, Хмельницкий и на Закарпатье. "Главная цель тура, – сообщает пресс-служба партии, – представить предвыборную программу, в частности, ее экономическую часть. Цель номер два – показать украинцам, что выборы президента это не только три надоевшие фамилии, а есть и альтернативные кандидаты и партии".

Пресс-служба партии "Гражданская позиция" отмечает, что на встречах с избирателями "многое зависит от региона. Анатолий Гриценко делает акцент и на местные проблемы. Например, в западных областях – на нелегальной добыче янтаря и вырубке лесов. 18 марта он ездил в Черниговскую область, 19-го – в Тернопольскую, 20-го – в Ивано-Франковскую, 22-го – в Закарпатье, 23-го – на Львовщину, 25-го – в Хмельницкую область. Возможно, несколько мест будут добавлены в график предвыборного тура", – делится с Фокусом подробностями графика встреч Гриценко пресс-служба.

Центральный аппарат Всеукраинского объединения "Свобода" предоставил Фокусу график предвыборного тура кандидата в президенты Руслана Кошулинского: 16 марта – Ровенская область (Корец, Гоща, Острог, Ровно); 17 – Ясиничи, Пересопница, Клевань, Степань, Костополь, Ровно; 18 – Киев; 19 – Сумы, Тростянец; 20 – Полтава; 21 – Полтавская область (Козельщина, Горишни Плавни, Кременчуг); 22 – Киев; 23 – Полтавская область (Котельва, Миргород, Лубны, Пирятин); 24 – Львов; 25 – Кропивницкий; 26 – Киев; 27 – Николаев; 28 – Одесса; 29 – Киев; 30-31 – Львов.

"Руслан Кошулинский встречается с общинами небольших городов и отдельных районов городов-миллионников, трудовыми коллективами, сотрудниками медучреждений. В частности, с трудовым коллективом Института нейрохирургии им. акад. А.П. Ромоданова Национальной академии медицинских наук Украины, с представителями Союза участников АТО и 7-й отдельной реактивной артиллерийской бригады, представителями коммунального учреждения "Центр обслуживания участников боевых действий", – докладывает Фокусу пресс-служба "Свободы".

Аркадий Корнацкий отвечает Фокусу через Facebook: "Я встречаюсь без графика, еду, куда зовут". Виталий Куприй пишет: "К сожалению, графика нет. Все с колес. Сейчас у меня много эфиров на телевидении. Я анонсирую свои поездки на странице в Facebook. 14 марта был в Черкасской области". Юрий Тимошенко был лаконичен: "Не езжу – нет денег". Игорь Шевченко, напротив, похоже, не испытывает проблем с финансами, и потому пишет: "17 марта – Кировоградская область, Новоукраинка, Александрия, Кривой Рог; 18 марта – Днепр; 23 – Ивано-Франковск; 24-25 – Львов".

Пресс-служба политической партии "Разумная сила", от которой баллотируется в президенты Александр Соловьев, утверждает, что его предвыборный тур стартовал задолго до начала официальной избирательной кампании.

"С 2016 года (с момента создания партии) лидер "Разумной силы" и ее члены объехали всю территорию Украины, активную работу проводили в прифронтовом Луганске. Александр Соловьев с начала избирательной кампании уже провел встречи с жителями Чернигова, Житомира, Черновицкой и Тернопольской областей. Заместители лидера партии общались с жителями Харькова и Кропивницкого. Встреча с избирателями в Ивано-Франковске была сорвана праворадикальной организацией", – сообщает Фокусу пресс-служба. Чаще всего избиратели спрашивают Соловьева, когда закончится война, как побороть бедность, можно ли снизить тарифы на коммунальные услуги, как пенсионерам выживать на такие низкие пенсии, кто окажет помощь в получении субсидии, как решить проблему оттока молодежи за границу, как бороться с коррупцией, почему правоохранительные органы не расследуют преступления чиновников, как восстанавливать украинские предприятия.

Политические тяжеловесы

Многие называют предвыборным туром президента Петра Порошенко его поездки по стране, которые он проводил, начиная с января вместе с главой новой Православной церкви Украины митрополитом Епифанием. Они посетили 17 областей, представляя верующим томос.

Поскольку глава государства идет на перевыборы как самовыдвиженец, информация о его деятельности в качестве участника избирательной гонки отсутствует на сайте Блока Петра Порошенко "Солидарность".

Официальный сайт "Батькивщины", наоборот, пестрит сообщениями о встречах с избирателями кандидата в президенты Юлии Тимошенко. Так, 17 марта она, как утверждает пресс-служба партии, собрала 10-тысячное вече в Северодонецке (Луганская область), а неделей позже отправилась в Ровно. 21 марта Тимошенко посетила Житомирскую область, 22 – побывала в Чернигове, 23 – на Западной Украине.

Олег Ляшко 24 марта был в Ровенской области. На официальном сайте Радикальной партии обнародована вся информация о поездках этого кандидата в президенты.

Самовыдвиженец Юрий Бойко был оригинален: он поехал в Москву, где встретился с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

Мировой опыт

О предвыборных турах с Фокусом согласился поговорить генеральный директор Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель. Он убежден, что встречи с избирателями – неотъемлемая составляющая любой предвыборной гонки, а вот перемещение избирательных кампаний из реальной действительности в социальные сети считает ошибкой.

"В США и Европе встречам с избирателями уделяется намного больше внимания, чем в Украине. Украинские кандидаты на пост президента недооценивают значение встреч с избирателями. У нас доминирует коммерческая составляющая – агитационная реклама и участие в социальных сетях, – утверждает Кошель. – Мы видим, что лишь несколько кандидатов активно проводят встречи. Зеленский пока что не выходит из своей комфортной виртуальной зоны избирательной кампании, Порошенко и Тимошенко активно работают с избирателями. Но Порошенко охватывает крупные города, а Тимошенко – ездит в районные центры с 50-тысячным населением".

По наблюдению гендиректора КИУ, массированные предвыборные туры кандидатов в президенты начались за две недели до дня голосования. "В команде Порошенко и Тимошенко я не вижу узнаваемых медийных лиц, представителей политических партий. Должен быть тур лидера по районным и областным центрам, по крупным городам с узнаваемыми лицами партии. Должна быть активная кампания от дверей к дверям, когда кандидаты приходят в дом к избирателю, общаются с ним, поясняют свою позицию. Кампания прямого общения – самая эффективная, но ей сейчас не уделяется внимания", – заключает Кошель в разговоре с Фокусом, и приводит в пример встречи с избирателями в 90-х годах, которые практиковал Народный Рух.

Вице-президент Украинской PR-Лиги Елена Деревянко говорит Фокусу, что предвыборные туры кандидатов в президенты должны решать ряд важных задач.

"Если у кандидата есть реальные сторонники среди рядовых граждан, то их нужно мобилизовать. Если существуют региональные ячейки своей политической силы – показать активистам светлые горизонты в случае победы и припугнуть потенциальных дезертиров. Если имеются аргументы, чтобы привлечь на свою сторону местные колеблющиеся элиты – провести переговоры и, опять же, показать сияющие горизонты. Если есть админресурс – задействовать его, поупражнявшись в риторике перед чиновниками и бюджетниками. Добавьте во всех случаях общение со СМИ для углубления регионального охвата и демонстрации всеукраинского масштаба личности кандидата. И, наконец, при визите на малую родину есть возможность организовать неформальные встречи с земляками перед телекамерами и посулить золотые горы. Если очевидно, что поддержка кандидата в регионе очень слабая, то злоупотреблять встречами с проплаченным электоратом не стоит. Лучше изобразить инспекцию провалов действующей власти да пообщаться со СМИ, чем играть в имитацию всенародной любви", – утверждает Деревянко.