Эти странные выборы. В чем главные особенности нынешнего голосования — рассказали политологи

Фото: politeka.net
Фото: politeka.net

Фокус поинтересовался у лидеров мнений в разных областях, каковы их впечатления от первого раунда борьбы за президентское кресло и чего они ожидают от второго

Related video

Владимир Фесенко

Fullscreen

глава Центра прикладных политических исследований "Пента"

Я был неприятно поражен чрезмерным уровнем конфликтности граждан, эмоциональностью восприятия этих выборов сторонниками конкурирующих кандидатов. Украина и раньше сталкивалась с разными проблемами во время выборов, но чтобы люди сами провоцировали раскол внутри страны — такого еще не было.

Зеленскому удалось консолидировать вокруг себя протестный электорат, настроенный против всех политических элит, доминировавших в нашей стране последние 15 лет. Это одна из главных характеристик нынешних выборов. В случае окончательной победы Зеленского может усилиться политическая турбулентность в стране, а в случае выигрыша на выборах Порошенко вероятно возникновение нового политического кризиса. Потому что уж очень велико недоверие к нему у населения и неприятие его многими политическими силами.

Зеленский — нестандартный и, конечно же, неопытный политик. В связи с этим в Украине может произойти переход к парламентско-президентской республике сначала де-факто, а потом и де-юре. Могут быть всплески политического противостояния. Но в процессе согласования решений при такой модели всегда побеждает компромисс. Нам этой культуры как раз не хватает.

Андрей Гундер

Fullscreen

президент Американской торговой палаты в Украине

Для бизнес-сообщества не стало сюрпризом то, что во второй тур вышли Владимир Зеленский и Петр Порошенко. Вечером 31 марта мы специально собрали на мероприятие представителей компаний — членов Палаты, высоких гостей, включая вдову великого друга Украины Джона Маккейна Синди. Вместе с представителями Центризбиркома, лидерами мнений, представителями кандидатов и СМИ мы следили за онлайн-трансляцией оглашения результатов экзитполов. А утром я отправил электронное письмо всем компаниям — членам Палаты о текущей ситуации, чтобы они смогли сообщить в свои штаб-квартиры, что произошло в этот день в Украине.

Нынешние выборы были действительно демократичными. Это позитивный знак для общего усиления демократии в стране. Теперь мы ждем объявления официальных результатов. Порошенко мы знаем уже пять лет. Видели его работу, наблюдали за ходом реформ в стране. Бизнесу более-менее понятно, какая программа у этого кандидата в президенты и как с ним работать следующие пять лет.

Двумя неделями ранее, благодаря встрече с Владимиром Зеленским, главам бизнес-ассоциаций стало понятно, что в его команде есть реформаторы, с которыми они когда-то уже работали. Но мы все же ожидаем, что ко второму туру Зеленский покажет ключевых представителей своей команды. Это внесет ясность в то, как работать дальше. Также надеемся, что получим больше информации о его программе в течение следующих недель.

Для нас самое главное, чтобы в Украину заходили прямые иностранные инвестиции, чтобы сюда приезжали инвесторы, чтобы будущий президент мог их к этому стимулировать. Бизнес хочет конкретики и минимальных рисков в работе, но прогнозировать пока что-либо крайне сложно.

Андрей Кокотюха

Fullscreen

украинский писатель-беллетрист

Голосование показало, что несколько миллионов украинцев до сих пор живут с мечтами о возвращении в Советский Союз. Я говорю о результате не только Владимира Зеленского, но и таких кандидатов, как Юрий Бойко, Александр Вилкул. Меня огорчает то, что многие люди не могут дать адекватную оценку происходящему. Правда, их позицию не принимает сознательная часть граждан, стремящаяся жить в нормальной цивилизованной стране без влияния России и двигаться вперед на Запад.

Не уверен в том, что выбор граждан 21 апреля не повлияет на глобальный вектор развития Украины. Разворот возможен из-за отсутствия четко обозначенного вектора гуманитарной политики у сторонников прозападного курса. Главный прокол нынешней власти в том, что она задала вектор гуманитарной политики страны, но ничего не сделала для его развития. Не получилось сформировать проукраинской политики, грамотной пропаганды в хорошем смысле этого слова. Не появилось за пять лет и проукраинской массовой культуры. Теперь в ближайшие годы нас ожидает другая массовая культура, которая будет существовать в координатах советского, неосоветского или откровенно пророссийского вектора развития. Экономического и политического в том числе.

Андрей Магера

Fullscreen

бывший заместитель председателя Центральной избирательной комиссии

По сравнению со всеми предыдущими эти выборы стали наиболее конкурентными. Мы до последнего момента не знали, кто из 39 кандидатов в президенты пройдет во второй тур. Кроме того, рекорд этих выборов — аномальное количество наблюдателей от отечественных общественных организаций и большое количество зарегистрированных кандидатов в президенты.

Следующий немаловажный момент — практически отошел в прошлое подкуп избирателей в день голосования. Фиксировались лишь единичные случаи. Даже в день политической тишины критических нарушений не встречалось, а заявления о фальсификациях озвучивались намного реже. Международные наблюдатели от ряда европейских стран и миссии наблюдения были однозначны в выводах: выборы президента в целом соответствовали международным стандартам.

Особенностью этих выборов считаю слишком большое влияние телеканалов на позицию избирателей. Это яркий пример того, когда с помощью телевидения виртуального политика можно превратить в политика национального масштаба. В телепространстве присутствовали элементы медиакиллерства, когда тот или иной телеканал пытался "убить" политический рейтинг определенного кандидата.

Мне сложно сказать, какое будущее ждет нашу страну, если ее президентом станет новое лицо. Но уже сейчас ясно, что период турбулентности и не­определенности в Украине затянется на длительное время. Думаю, что осенью, ближе к парламентским выборам, многие избиратели захотят ощутить хотя бы минимальную стабильность и обрести уверенность в завтрашнем дне.

Владимир Паниотто

Fullscreen

генеральный директор Киевского международного института социологии

Меня как социолога пора­зило то, как активно пытались дискредитировать социологические опросы, несмотря на то что их точность выросла. Из-за несправедливых обвинений увеличилось и недоверие к социологам. Сейчас нам доверяют 43% украинцев, а не верят — 20%. В течение последних десяти лет 50% граждан доверяли, а 10% — нет. И эти показатели были стабильны. Кроме того, до 2019 года политики никогда не проводили альтернативных экзитполов с фантастическими результатами, пытаясь нивелировать данные Национального экзитпола.

Меня и моих коллег не мог удивить предварительный результат голосования — социологические замеры относительно электоральных симпатий мы стали проводить еще за полгода до выборов. Мы привыкли к тому, что люди указывали в анкетах-опросниках фамилию Зеленского.

Нынешние выборы отличаются от предыдущих одним интересным обстоятельством. Раньше в Украине центр и запад страны всегда поддерживали одного кандидата, а восток и юг — другого. Менялись лишь фамилии. Сегодня же — притом что электорат Порошенко и Тимошенко преимущественно сконцентрировался в центре и на западе — поддержка Зеленского равномерно распределена по всем регионам страны. Мы мало что знаем о Зеленском, и это минус. Однако его возможный выигрыш на выборах имеет ряд позитивов. У него есть шанс сплотить общество, найдя компромиссы в проблемных вопросах, вызывающих противоречия. Не исключаю, правда, что могут быть и большие сюрпризы. Этот кандидат в президенты — кот в мешке.