Не до смеха. 30 вызовов для нового президента Владимира Зеленского

Рисунок: Михаил Александров
Рисунок: Михаил Александров

Главе государства предстоит ответить на массу сложнейших вызовов. 30 первоочередных представляет Фокус

Related video

Совсем недавно его называли клоуном, комиком и шоуменом, а теперь Владимир Зеленский — новоизбранный президент Украины. Его победу еще до оглашения официальных результатов признал действующий глава государства Петр Порошенко, пообещав в случае необходимости помогать оппоненту. Зеленский к предложению отнесся сдержанно, заявив, что "готов обратиться к Петру Алексеевичу, когда понадобится помощь". В то же время будущий глава государства подчерк­нул, что ему очень хочется попробовать что-то сделать новыми силами.

Зеленского успели поздравить многие мировые лидеры, в числе которых президент США Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, а также премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Все они рассчитывают на тесное сотрудничество с новым президентом, обещая поддержку Украине.

Сейчас для Владимира Зеленского главное — не растерять доверие, оказанное ему украинским народом. Для этого придется учиться. Быстро, решительно и на отлично. В противном случае под прессом внешних и внутренних проблем новый президент рискует утратить равновесие и затеряться в тени украинских и зарубежных политических тяжеловесов. Чтобы этого не произошло, главе государства предстоит ответить на массу сложнейших вызовов. 30 первоочередных представляет Фокус. И хотя решение многих из них напрямую не зависит от президента, именно с Владимиром Зеленским как будущим гарантом Конституции избиратели связывают надежды на изменения в стране. Воли к победе, как показали выборы, ему не занимать. Осталось доказать, что та же воля присутствует в борьбе с коррупцией, действиях по прекращению войны на Донбассе и реализации системных реформ. Доказать и себе, и людям.


Возросшая за последние пять лет боеспособность украинской армии — факт неоспоримый. Но проблема в том, что нынешняя боеспособность ограничена рамками лишь наземного компонента Вооруженных сил Украины. Между тем для противостояния полномасштабному наступлению России, угроза которого по-прежнему существует, Украине необходимы мощные военно-морские силы и противоракетная оборона. И это один из ключевых вызовов в сфере безопасности и обороны для нового президента.

Еще один хронический недуг армии — дефицит кадров, который необходимо решать в том числе с помощью повышения денежного обеспечения военнослужащих. Впрочем, в финансы упираются практически все армейские проблемы. Если новый глава государства не собирается менять внешнеполитический курс и не планирует сворачивать противодействие российской агрессии, ему придется продолжить перевод армии на стандарты НАТО. На выполнение этих задач, по минимальным подсчетам, нужны 10% ВВП. "Если посчитать финансовые траты, необходимые для строительства эффективных ВМС, противоракетной и противовоздушной обороны, ракетного компонента, авиации, то речь может идти о десятках миллиардов долларов", — отмечает Михаил Самусь, замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения. Единственный путь снижения процентного соотношения трат на оборону к ВВП — быстрый рост экономики.


Согласно социологическим опросам, более 60% украинцев считают прекращение войны на Донбассе проблемой номер один. Перед новой властью стоит чрезвычайно сложная задача — достичь мира, предложив такой перечень компромиссов, который не приведет к потере суверенитета над временно оккупированными территориями и не загонит Украину в капкан, уготованный РФ, лоббирующей автономный статус ОРДЛО.

Если команда Зеленского согласится на двухсторонние переговоры с Москвой, это будет сигнализировать о поражении Украины в войне. В интересах независимой Украины — перезагрузка Минского процесса, который в последние полгода дает нулевой результат, и расширение его за счет других влиятельных западных партнеров, возможно, Британии и США, как заявлял на днях советник Зеленского Дмитрий Разумков.

Другой путь — поиск нового формата международных переговоров при участии РФ, в котором будет обсуждаться введение миротворческих сил ООН на Донбасс. Очень важно в повестку дня таких переговоров внести вопрос Крыма. ЕС, Канада, США и другие страны Запада ввели санкции против РФ в ответ на оккупацию украинского полуострова, но тема его возврата до сих пор не стала предметом обсуждения ни в Минске, ни в "нормандском формате". Москва категорически отказывается говорить на эту тему, настаивая на том, что Крым принадлежит России и это не подлежит обсуждению. Задача Киева, которую не удалось решить при президенте Порошенко, — сделать крымский вопрос темой международных переговоров.


Спецпредставитель Государственного департамента США по делам Украины Курт Волкер заявил, что поддерживает прямой диалог Владимира Зеленского и президента России Владимира Путина. "Украина и Россия должны вести прямые переговоры, поэтому я считаю, что его желание поговорить с Путиным — это хорошо, а не плохо", — сказал Волкер.

Cудя по всему, в Кремле потирают руки, готовясь воспользоваться политической неопытностью новоизбранного президента Украины. И делают все, чтобы максимально подготовиться к переговорам. Об этом свидетельствуют российские санкции, введенные в последние дни: запрет на поставки в Украину нефтепродуктов, угля, а также на покупку труб. РФ создала ситуацию, в которой Зеленский вынужден идти на кулуарные договоренности либо с украинскими олигархами, либо с Путиным. И то, и другое чревато для него репутационными потерями. "Линейных, простых выходов из расставленной ловушки нет", — убежден эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич. Однако эффективные меры, лежащие вне привычной системы взаимодействия, считает он, могут не только решить проблему, но и сделать Зеленского сильнее. Иными словами, создать Зеленского-политика.


Представители команды Зеленского еще до его победы на выборах заявляли о том, что реформа судебной системы при президенте Порошенко во многом была имитацией перемен, и обещали перезапустить ее.

Действительно, ожидаемого обществом обновления судейского корпуса не произошло. За три года с начала работы Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) лишить мантий удалось только 15 служителей Фемиды из трех тысяч, прошедших оценивание. В новые суды попали старые кадры, в добропорядочности которых у общественности большие сомнения.

К тому же, даже запустив реформу, в Администрации президента пытались сформировать лояльный власти, готовый выполнять заказы "сверху" судейский корпус.

Новый президент может инициировать повторную проверку всех признанных недоброчестными судей и переформатирование ВККС и Высшего совета правосудия, отвечающих за набор судей, введя в их состав общественность или международных экспертов. Но его главная задача — не поддаться искушению попытаться установить контроль над третьей ветвью власти.


Близкий к Путину Виктор Медведчук на днях ретранслировал предложения РФ новому президенту Украины: автономия ОРДЛО в обмен на дешевый газ и российские инвестиции. Бонус — освобождение 24 моряков.

Путин недвусмысленно дал понять, что военнопленные и узники совести — предмет политического торга и что от сговорчивости Зеленского зависит, останутся моряки, Сенцов, Балух, Гриб, Карпюк и другие за решеткой или будут помилованы хозяином Кремля. Это самый сложный и самый подлый вопрос на нынешнем этапе украинско-российских взаимоотношений. По данным правозащитных организаций, в тюрьмах и подвалах ОРДЛО томятся около 120 украинских граждан. Еще 61 человек находится в неволе на территории РФ и 34 — в оккупированном Крыму.

Все пять лет войны переговоры об их освобождении велись в рамках Минской трехсторонней переговорной группы и "нормандского формата". Но системности в решении вопроса до сих пор не было.

Накануне президентских выборов в АП подготовили документы для создания Координационного совета по вопросам освобождения заложников. Если новый президент решит воспользоваться наработками своего предшественника и создаст такую структуру, то очень многое будет зависеть от состава данного совета и стратегии его деятельности.


Персонально перед Владимиром Зеленским стоит непростая задача: продемонстрировать на международной арене свою компетентность в дипломатии и вопросах мировой политики, научиться говорить на равных с лидерами других государств, политическими "тяжеловесами".

От того, насколько успешно новый президент справится с этим вызовом, зависит решение внешнеполитических задач Украины, таких как диалог с РФ с помощью международных посредников, реструктуризация долга МВФ (особенно если ПриватБанк выведут из госсобственности), улучшение двусторонних отношений с Польшей, Венгрией и пр. Новой украинской власти необходимо будет определиться с ценностными ориентирами, от которых зависит, станет она продвигать страну в направлении ЕС и НАТО или же евроантлантическая интеграция останется декларацией, лишь зафиксированной в Конституции.

Не менее важная задача — реформировать дипломати­ческую службу и модернизировать заскорузлую схему работы Министерства иностранных дел. "Она должна измениться с отраслевой на функциональную. Ее содержание должно укладываться в три шага: концепция — стратегия — план действий", — считает бывший представитель Украины в ЕС Андрей Веселовский. По его мнению, присоединение Украины к ЕС и НАТО — только часть внешнеполитической концепции, ведь современный мир шире и сложнее, его надо понять, осмыслить и найти наши, украинские интересы.


Украина — парламентско-президентская республика, в которой кандидатуру премьер-министра выдвигает коалиция, а президент лишь вносит ее на рассмотрения ВР. Поэтому даже при условии, что Владимир Зеленский найдет общий язык с депутатами, он сможет сменить лишь двух членов Кабмина по своей квоте: министра иностранных дел и главу Минобороны. Остальные, скорее всего, останутся на своих местах до парламентских выборов.

Зеленский уже заявил о готовности сотрудничать с премьер-министром Владимиром Гройсманом, который, в свою очередь, выразил желание работать при новом президенте. Сложится ли у них партнерство? Сказать трудно. Но, по крайней мере, у Гройсмана для этого есть весомые аргументы. Без одобрения Кабмина президент не может назначать и увольнять глав местных государственных администраций. В его компетенции лишь отменить их решения в случае несоответствия Конституции.


Cила или слабость нового президента в значительной мере будут определяться степенью его контроля над ситуацией в правоохранительных органах. Опытная Юлия Тимошенко дала совет политику-неофиту в первую очередь поменять руководителей силовых ведомств: СБУ, ГПУ, Минобороны. Странным образом в этом списке не оказалось министра внутренних дел. Судя по всему, у нынешнего главы МВД Арсена Авакова немалые шансы сохранить свой пост. Что же касается генпрокурора Юрия Луценко, то Зеленский заявил о намерении отправить его в отставку. Для этого, правда, необходимо собрать достаточное количество голосов в Верховной Раде, а также найти достойную замену Луценко. Поговаривают, что в команде нового президента развернулась борьба за пост главы ГПУ.

Кроме кадровой проблемы перед новым главой государства стоит задача реформировать СБУ в соответствии с законом об этой службе, который не реализован, а также заняться корректировкой реформы полиции, в полной мене не принесшей результатов, ожидаемых обществом.


В команде Зеленского не раз говорили о том, что мечтают создать парламентское большинство, как у французского президента Эммануэля Макрона. В 2017 году, через месяц после победы действующего главы Франции, состоялись парламентские выборы, где его партия победила с огромным преимуществом.

В Украине выборы в ВР назначены на осень, а это означает, что новому президенту еще полгода придется работать со старым парламентом. Однако кроме плана А, предполагающего налаживание сотрудничества главы государства с Радой, у команды Зеленского существует план Б, сводящийся к роспуску парламента и досрочным выборам.

Для воплощения первого сценария новому президенту необходимо сформировать в законодательном органе большинство в свою поддержку. Тогда он сможет реализовать предвыборные обещания: снять с судей и депутатов неприкосновенность, инициировать закон об импичменте, назначить глав ГПУ и СБУ, а также министров обороны и внутренних дел.

Если же договориться не удастся, возможны два варианта. Зеленскому придется либо идти на конфронтацию, ветируя принимаемые Радой законы и возвращая их на доработку, либо распускать парламент в самые короткие сроки — до 27 мая, ссылаясь на отсутствие коалиции. После останется надеяться, что на осенних выборах партия "Слуга народа" наберет достаточно голосов, чтобы сформировать пропрезидентскую коалицию в ВР.


В активе президента Порошенко — создание антикоррупционной инфраструктуры, состоящей из НАБУ, САП, Антикоррупционного суда и сопутствующего их деятельности НАПК. Другое дело, что эти органы так и не заработали в полной мере. Политическая верхушка регулярно вмешивалась в их деятельность через ГПУ и СБУ, тормозя работу и провоцируя противостояние.

В команде Зеленского обещают, что в Администрации нового президента не будет "кураторов антикоррупционных органов". Также заявили о намерении перезапустить их. Правда, реализации планов могут помешать законодательные нормы, делающие того же главу Специализированной антикоррупционной прокуратуры практически непотопляемым. Поэтому, декларируя политическую волю преодолеть коррупцию, новый глава государства рискует столкнуться с отсутствием эффективного инструментария, предназначенного для этого.

Но помимо активизации борьбы с проявлениями коррупции необходимо ликвидировать источники, которые ее подпитывают. Речь идет о сокращении государственного сектора экономики, ограничении регуляторных функций государства, а также решении проблемы контрабанды и нелегальной торговли, вокруг которых создаются коррупционные связи.


Политики, которые в ходе президентской кампании обещали населению Украины снизить в разы тарифы на коммунальные услуги, выборы проиграли. Но дело их живет. Выполнение соответствующих обещаний значительная часть электората возлагает на Зеленского. Так, согласно опросу Киевского международного института социологии, снижения тарифов на коммуналку от нового президента ожидают почти 40% украинцев.

Команда Зеленского уже пояснила, что сфера тарифов находится вне компетенции президента, но вопрос пообещала обсудить с правительством. Это будет нелегко. В рамках договоренностей с МВФ правительство до конца года должно готовить не снижение, а дальнейшее повышение тарифов. Оставив все как есть, новоизбранный президент рискует потерять очки в глазах избирателей накануне парламентских выборов. Если же команда Зеленского попробует найти рычаги влияния на сферу тарифов, программа кредитования МВФ вновь станет на паузу, а экономика окажется разбалансированной.


Если население в первую очередь интересует дешевый газ и повышение зарплат и пенсий, то предприниматели требуют от нового президента улучшения бизнес-климата и облегчения налогового бремени. В частности, в числе ключевых ожиданий бизнеса, которые озвучила Европейская Бизнес Ассоциация, речь идет о реформировании правоохранительных органов с целью снижения давления на бизнес, а также продолжения начатых структурных реформ в сфере госзакупок, автоматического возмещения НДС и дерегуляции.

На повестке дня у новоизбранного президента также реформа Государственной фискальной службы, где после 2013 года произошли лишь точечные изменения. Придется новому гаранту сформулировать свое отношение и к возможности введения налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль, а также к упрощенной системе налогообложения, против которой недавно ополчилось Министерство соцполитики.

Напомним, в Украине президент имеет право законодательной инициативы и при наличии поддержки в парламенте может стать двигателем и идеологом многих важных, в том числе либеральных, реформ. Если же вместо ожидаемой налоговой либерализации новая власть ради повышения соцстандартов решится на закручивание гаек, следствием могут стать сворачивание бизнес-активности, протесты предпринимателей и массовая экономическая эмиграция.


Владимиру Зеленскому придется стать одним из участников конфликта вокруг национализированного нынешней властью ПриватБанка. Бывшие акционеры фин­учреждения успешно оспаривают национализацию банка в судах и рассчитывают на компенсацию $2 млрд. Со своей стороны Нацбанк, выступающий ответчиком по многим искам экс-владельцев ПриватБанка, собирается оспаривать все проигранные в судах первой инстанции иски. Наконец, еще одной заинтересованной стороной выступают десятки миллионов клиентов ПриватБанка — физлиц, малых и средних предпринимателей. Им, по большому счету, все равно, кому принадлежат акции банка. Главное, чтобы тот исправно выполнял свои обязательства.

В штабе Зеленского заверяют, что ПриватБанк будет стабильно работать, несмотря на любые судебные решения. Однако противостояние заинтересованных сторон может расшатать ситуацию и серьезно подпортить новоизбранному президенту имидж. Особую пикантность ситуации придает то, что Зеленскому приписывают зависимость от Игоря Коломойского, хотя сам политик это отрицает. В любом случае необдуманный шаг в этой истории для Зеленского грозит потерей электоральных симпатий.


Бизнес-сообщество также ожидает от новоизбранного президента большой приватизации госсобственности и открытия свободного рынка сельхозземель. Сейчас госпредприятия разрушает неэффективное управление и коррупция, а развитие перспективного для страны сельского хозяйства тормозит невозможность приобрести землю в собственность. На протяжении предыдущих пяти лет президентства Петра Порошенко планы относительно большой приватизации проваливались, а рынок сельхозземель не запустили из-за противодействия значительной части депутатов. На словах Зеленский, как и Порошенко, за открытие рынка сельхозземель и большую приватизацию. Единственный вопрос: удастся ли новоизбранному президенту продвинуться в решении этих задач дальше, чем предшественнику.


Несмотря на беспрецедентную поддержку, которую получил Владимир Зеленский во втором туре президентских выборов, за бортом его корабля осталось около 25% избирателей. Среди сторонников Петра Порошенко оказалась значительная доля креативного класса. Сейчас многие из них заговорили о возможной эмиграции. Но говорить — не значит уехать, хотя тенденция оттока трудовых ресурсов за границу может усилиться. И не только благодаря сегодняшним антагонистам Зеленского, но и в случае рецессии украинской экономики. Учитывая нашу зависимость от котировок на мировых рынках сырья, в среднесрочной перспективе вероятность негативного сценария нельзя исключить.

В этом случае новая власть столкнется с обострением дефицита рабочих рук и уменьшением поступлений налогов в бюджет. Из-за этого финансировать потребности Пенсионного фонда станет еще сложнее.


Одна из неформальных функций украинского президента — служить своеобразным арбитром в спорах крупных финансово-промышленных групп, не допускать монополизации тех или иных отраслей экономики и недружественных слияний и поглощений.

Владимир Зеленский имеет солидный опыт ведения бизнеса, однако в специфической сфере. Сейчас же ему придется общаться с куда более крупным бизнесом, способным давить на власть через подконтрольные медиа и парламентские фракции. К примеру, богатейший украинец Ринат Ахметов, вероятно, уже не сможет получать сверхприбыли за счет скандальной формулы формирования цены на уголь для электростанций "Роттердам+". Эту практику у Зеленского обещают ликвидировать. Возможно, обиженный олигарх попытается отыграться на парламентских выборах, протащив в Верховную Раду подконтрольные политсилы. Ставку на парламентские выборы, по всей видимости, сделают и Игорь Коломойский, Сергей Левочкин, Виктор Медведчук. То есть практически все участники топовых позиций рейтинга Фокуса "100 самых богатых украинцев", включая политически относительно нейтральных Сергея Тигипко, Виктора Пинчука и теперь уже оппозиционного Петра Порошенко, в период смены власти наверняка попытаются переделить сферы влияния и упрочить позиции. Противостоять этому придется именно президенту.


Зеленскому уже в ближайшее время придется вникать в нюансы переговоров с МВФ. В декабре 2018-го Фонд утвердил для Украины новую 14-месячную программу поддержки экономической политики stand-by объемом $3,9 млрд. В 2019 году Украина должна получить два транша: в мае и ноябре. Однако перед получением траншей происходят дополнительные переговоры, во время которых менеджеры МВФ оценивают выполнение обязательств, взятых на себя украинской стороной. Первую скрипку в этих переговорах играет Минфин. В то же время, учитывая украинские реалии, без участия президента они обойтись не смогут — кому-то придется утихомиривать накал страстей и объяснять гражданам необходимость того или иного непопулярного решения.


Самым грозным последствием срыва договоренностей с МВФ может стать дефолт — неспособность государства своевременно выполнять обязательства по внешним долгам, коих накопилось немало. Их львиную долю ухитрился набрать тандем президента Януковича — премьер-министра Азарова, а не Петр Порошенко, как считает часть украинцев.

Только в 2019-м Украине нужно выплатить по внешнему долгу более $15 млрд. Для сравнения: золотовалютные резервы НБУ по состоянию на конец марта составляют около $20,6 млрд. В такой ситуации срыв кредитования МВФ приведет к серьезным трудностям в погашении текущих платежей, риску объявления дефолта и, как следствие, к падению экономики, росту инфляции и девальвации гривни.

Программа МВФ прописана так, чтобы для новой власти она была своеобразной "пилюлей от популизма". В нее вошли жесткие требования относительно тарифов, сдерживания бюджетного дефицита, борьбы с коррупцией и т. п., которые новому президенту придется соблюдать и при этом постараться не нарушать обещаний, данных избирателям.


По закону кандидатуру главы Нацбанка предлагает президент, после чего за назначение должна проголосовать Верховная Рада. Казалось бы, речь идет об одном из немногих кадровых вопросов, который находится в компетенции президента. "Наведение порядка" в этой сфере могло бы произвести впечатление на электорат, жаждущий отставок и разоблачений. Поддавшись этому соблазну, еще до второго тура выборов в штабе Зеленского заявили о необходимости аудита НБУ, по результатам которого будут сделаны кадровые перестановки.

Однако после реакции экспертной среды, которая напомнила кандидату в президенты о том, что глава Нацбанка назначается на семь лет, а независимый аудит НБУ проводится по плану международными аудиторскими фирмами, команде Зеленского пришлось признать, что вмешательство в деятельность Центробанка противоречит закону и договоренностям с международными кредиторами. Тогда штаб кандидата поспешил заверить, что главу НБУ Якова Смолия с должности снимать не будут. Тем не менее Зеленскому предстоит приложить немало усилий, чтобы оградить НБУ от политических спекуляций парламентариев, равно как и от желания премьера "включить печатный станок" ради восполнения дефицита бюджета.


Владимир Зеленский обещал украинцам преодолеть бедность в стране. Задача амбициозная. Для начала ему предстоит сохранить макро­экономическую стабильность, которую предыдущая власть с большим трудом достигла после кризиса 2014–2015 годов. Программа-минимум — продолжить стабильный экономический рост в несколько процентов в год с плавной девальвацией гривни, инфляцией менее 10%, устойчивыми и прибыльными банками, увеличением объема экспорта в страны ЕС, динамичным развитием сельского хозяйства и IT-сектора, постепенным повышением зарплат и пенсий.

Вряд ли избиратели Зеленского согласятся довольствоваться медленным экономическим развитием. Роста ВВП в пару процентов в год недостаточно для экономического прорыва и заметного повышения благосостояния граждан. Но даже этот скромный потенциал можно легко растерять, предпринимая необдуманные экономические шаги, о многих из которых речь шла выше.


С момента основания в декабре 2014 года на Министерство информационной политики вылились тонны справедливой критики. Причина создания министерства была благородной: борьба с внешними информугрозами и пропаганда достижений Украины внутри страны и за рубежом. Однако в профессиональном сообществе превалирует мнение, что министерство во главе с Юрием Стецем неэффективно реализует эти идеи. В частности, острой критике подверглись такие проекты, как открытие англоязычного телеканала UATV при больших проблемах с украинским вещанием на Донбассе и неспособности противостоять российской пропаганде, особенно в европейских странах, а также раздутые и непрозрачные бюджеты на работу самого министерства и социальную рекламу, которую должны транслировать украинские телеканалы.

Много негативных оценок вызвал и Институт национальной памяти, который часто ассоциируют с праворадикальными организациями за агрессивную декоммунизацию и упор на историю ОУН и УПА. В то же время перестановка акцентов в деятельности института, вероятнее всего, приведет к конфликту с радикально настроенными патриотами. Какие бы шаги ни предпринимала власть на этом поле, недовольных будет много.

В этой ситуации президент должен наладить диалог с обеими институциями и определиться с тем, нуждается ли историческая и информационная политика в корректировке. В качестве главы СНБО он вправе четко определить методы противодействия информационным спецоперациям противника и продвижения проукраинской позиции на оккупированных территориях.


Защита окружающей среды — один из пунктов Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. Согласно этому документу, наше государство должно гармонизировать законодательство с нормами и стандартами ЕС в области экологической политики. Работа в этом направлении ведется. В частности, в конце февраля парламент принял "Стратегию государственной экологической политики Украины на период до 2030 года". В ней прописаны задачи, для выполнения которых необходима политическая воля. Украина обязана увеличить площади лесов с 16% до 17,5% общей территории страны, а также увеличить до 15% природно-заповедный фонд — в 2019-м он составляет 6,7% общей территории. Первые шаги для этого сделаны: 11 апреля Петр Порошенко подписал 11 указов, подготовленных Минприроды, о создании шести новых национальных природных парков и расширении уже существующих.

Хуже обстоят дела с внедрением системы интегрированного экологического управления, которое подразумевает безопасную для окружающей среды и людей модернизацию промышленности, эффективное распределение экологического налога, снижение уровня парниковых газов в атмосфере. Также большой вызов в области экологии — управление отходами, в том числе решение проблемы свалок, улучшение санитарной ситуации. Сейчас лишь 2% сельского населения Украины имеет доступ к системам водоотвода, в то время как в Стратегии планируется увеличить это число до 80%. Еще один серьезный вызов для власти — разграбление природных ресурсов, к примеру, вырубка лесов и нелегальная добыча янтаря. От государства давно ждут решения этих проблем.

Президент может попробовать снять противоречия между Минприроды и Госагентством лесных ресурсов, что позволит нарастить природно-заповедный фонд и продвинуть выполнение "Стратегии экополитики". Также ему стоит поискать стимулы главам силовых структур для активной борьбы с нелегальными бизнесами, основанными на добыче ресурсов.


В 2014 году Украина столкнулась с новым для себя вызовом — массовой внутренней миграцией. За пять лет ком проблем не разрешился. На повестке дня все еще стоит вопрос выделения жилья для переселенцев. До сих пор не разработан порядок выплат пенсионной задолженности, которая накопилась за эти годы из-за законодательной неразберихи. Отдельно обозначилась проблема с полноценной интеграцией внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в местные громады. Люди, переехавшие с оккупированных территорий, не имеют права голосовать на местных выборах и, таким образом, влиять на ситуацию в регионе. Переселенцы могут участвовать в выборах президента, но, как показала практика, даже это право им приходится отстаивать, проводя по много часов в очередях за открепительными талонами. В то же время принятый в Украине План мер по реализации стратегии интеграции ВПЛ на период до 2020 года предусматривает лишь подготовительные активности, не способные в целом изменить ситуацию с переселенцами и вернуть им их гражданские права.

Президент мог бы инициировать обсуждение сложившихся проблем с участием правительства и профильных общественных организаций, а по его итогам подать в парламент законопроект, способный разрешить ситуацию.


Одной из причин поражения Петра Порошенко стало игнорирование президентом сигналов, которые ему посылало общество. Получив оплеуху в первом туре выборов, Порошенко понял, что выстроил вокруг себя уютную капсулу, а за ее пределами слишком много людей, для которых вовсе неочевидны успехи власти. Поэтому он нашел время для встреч с гражданскими активистами, отреагировал на их претензии и успел пообещать, что такие встречи станут традиционными.

Президент спохватился поздно и проиграл. Однако Владимиру Зеленскому тоже придется нелегко. Когда он вступит в должность, ему уже не удастся отмалчиваться, нужно будет давать четкие ответы на вопросы украинцев. Вопросы будут жесткими, ведь как минимум четверть избирателей считает своей задачей борьбу за проевропейский курс и продолжение реформ, а в Зеленском и его окружении видит угрозу. Учитывая, что среди оппонентов нового президента много лидеров мнений, игнорировать их выйдет себе дороже, это скажется на рейтинге и перспективах Зе-команды на осенних парламентских выборах. Поэтому Зеленскому стоит наладить обратную связь с обществом и не игнорировать его запросы.


Языковая проблема существует в Украине с момента обретения страной независимости. В этом вопросе перед президентом стоят два основных вызова: с одной стороны, обеспечить развитие и повсеместное использование государственного языка, с другой — защитить права национальных меньшинств, что сейчас обрело особую актуальность.

Закрепление позиций украинского языка как государственного стало особенно ощутимым за последние несколько лет. Внедрение квот на радио и телевидении закономерно привело к распространению украиноязычного продукта. Пересмотр квот в пользу русского языка может привести к обратному процессу. Без бюджетной поддержки книгоиздательства в Украине и производства качественного кинопродукта на украинском языке говорить о целенаправленной государственной политике в этом вопросе бессмысленно.

Требует немедленного разрешения и назревший конфликт с нацменьшинствами. Представители проживающих в Украине этносов надеются заручиться поддержкой новоизбранного президента при отстаивании своего права как минимум на образование и распространение печатной продукции на родном языке. Ситуация с венгерским сообществом показала, что проблема сама по себе не рассосется.

Для поиска компромисса, который позволит нацменьшинствам комфортно чувствовать себя в Украине, новый президент может инициировать конструктивную общественную дискуссию по языковому вопросу.


Продолжить реформу среднего образования — на данный момент ключевая задача профильного министерства. С 2018 года ученики начальных классов ходят в реформированную Новую украинскую школу, далее необходимо менять среднее звено. Для этого 5 апреля в Верховную Раду внесен законопроект "О полном общем среднем образовании". В нем прописаны новый государственный стандарт образования, механизмы работы школ и их сотрудников, новые принципы обучения. В частности, для учеников предусмотрены интегрированные курсы и возможность индивидуально составлять образовательный план, для учителей — надбавки к зарплате и больше свободы в формировании программ обучения, оценивания знаний и повышении квалификации. Также в законопроекте прописаны нормы домашнего обучения, образования для детей, которые находятся в больницах, а также инклюзивное образование и создание ресурсных комнат и медиатек в школах.

От принятия этого законопроекта зависят как дальнейшая работа над реформированием средней школы, так и финансирование этих изменений, переход на новую систему "деньги идут за учеником". Как отметила Лилия Гриневич, министр образования и науки, "задача-минимум — принять законопроект в первом чтении в этом году", чтобы защитить реформу. Если Владимир Зеленский убедит лидеров парламентских фракций в необходимости поддержать закон, это пойдет на пользу и его рейтингу, и образовательной системе.


Децентрализация — одна из самых успешных реформ, начатых в постмайданное время. По данным Мониторинга децентрализации власти и реформирования местного самоуправления, который ежемесячно проводит Минрегион, по состоянию на март 2019 года создали 884 объединенные территориальные громады (ОТГ), охватывающие около 70% населения Украины. Доходы ОТГ значительно возросли: в 2014 году они составляли 70 млрд грн, в 2018-м — 234 млрд грн. По данным профильного министерства, громады между собой заключили более 11 тыс. договоров, а за последние два года реализованы 3 тыс. инфраструктурных проектов.

Но это лишь начало. Недавно премьер-министр Владимир Гройсман объявил о том, что правительство начинает второй этап децентрализации, который продлится до 2020 года. В планах — утвердить новое территориальное подразделение, четко разграничить полномочия местной и центральной власти, прописать механизмы прямого народовластия — выборов и референдумов. Также важная задача — закрепить механизмы децентрализации в Конституции, чтобы реформа продолжалась вне зависимости от состава Кабмина.

Президент может оказать поддержку инициативе правительства, включиться в работу по формированию большинства в парламенте для принятия положительного решения.


В январе 2019 года Вселенский патриархат признал право украинских христиан на автокефальную церковь и одобрил создание Православной церкви Украины (ПЦУ). Это решение категорически не понравилось Московскому патриархату (МП), который называл Украину частью своей канонической территории, а прихожан неканонических украинских православных церквей — раскольниками.

Накануне предоставления ПЦУ Томоса об автокефалии звучали опасения, что этот шаг приведет к религиозному конфликту. В Москве заговорили о притеснении миллионов прихожан МП, украинские патриоты заявляли о необходимости нейтрализовать ячейки ФСБ, скрывающиеся под маской церковных приходов. До масштабного противостояния дело не дошло, установилось хрупкое равновесие, которое легко нарушить неосторожными высказываниями и поступками.

В Украине церковь отделена от государства, поэтому новому президенту стоило бы держаться подальше от конфликта церковников, гарантируя всем сторонам право на свободу вероисповедания. Это будет нелегко, ведь в сторону Владимира Зеленского делают реверансы представители и ПЦУ, и МП. Первые просят не забывать о необходимости национальной консолидации, вторые надеются, что со сменой власти прекратятся гонения на прихожан.


Лихо стартовавшая медицинская реформа, как скальпелем, вскрыла слой проблем, накопившихся в сфере отечественного здравоохранения за многие годы. Отмахнуться от необходимости кардинальных изменений уже не получится, как бы новый президент к этому ни относился. Переформатированная первичная медпомощь оказалась не адаптирована к украинским реалиям, да и информационной кампании пока не уделяют достаточно внимания на государственном уровне. Закрытие родильных отделений в регионах, нехватка лекарств и машин скорой помощи, дефицит кадров, устаревшее оборудование, низкая оплата труда — это лишь малая часть того, с чем Украине предстоит разобраться. Общественные организации, занимающиеся вопросами здравоохранения в стране, уже написали открытое письмо Владимиру Зеленскому с просьбой поддержать увеличение финансирования системы охраны здоровья до 5% ВВП.

При этом разобщенность и разные позиции по отношению к проводимой реформе у Минздрава и профильного комитета украинского парламента приводят к блокированию продвижения стратегических документов на разных уровнях власти. Это еще один пункт, который новому президенту предстоит взять на заметку. Ему стоит детально разобраться в плане реформы и, чтобы она проходила быстрее, попытаться снять противоречия между чиновниками Минздрава и народными депутатами.


В Украине живут миллионы людей, зависящих от государства и ждущих от него шагов, ведущих к повышению уровня жизни. Поэтому, к примеру, пенсионеров несложно очаровать обещаниями обеспечить достойные пенсии, хотя выполнить их очень нелегко. Сейчас средний размер пенсии в стране составляет 3 тыс. грн, бюджет Пенсионного фонда — 398 млрд грн, при этом его собственные доходы — лишь 230 млрд грн, остальное дотирует государство.

Владимир Зеленский предлагает перейти к накопительной системе, при которой страховые взносы плательщика аккумулируются на его счете и могут передаваться по наследству. Идея не нова, но ее реализации мешает вечная нехватка денег: переходный период растянется на годы, все это время государство должно будет обеспечивать пенсионеров. Поэтому президенту понадобится наладить контакт с правительством и вместе с ним искать новые источники доходов.

После резкого повышения тарифов миллионы домохозяйств получили право на субсидии. И тут же выстроились схемы, позволяющие монополистам — поставщикам услуг — получать сверхдоходы. Рецепт борьбы с этим может быть в монетизации льгот и субсидий, предложенной правительством: получая на руки живые деньги, каждый человек будет стараться их сберечь, экономно обращаясь с ресурсами и контролируя качество услуг. В этой ситуации Зеленскому стоило бы сдержать свое обещание поддержать монетизацию.