Государство уже в смартфоне. Почему пресса и гости наблюдали за открытием Рады в телефонах

Фото: Владимир Самарский
Фото: Владимир Самарский

Начало работы Верховной рады IX созыва было отмечено большой неорганизованностью. Фокус испытал на себе все последствия перехода слуг народа в статус хозяев жизни

Related video

Представители прессы, помощники народных депутатов, иностранные гости томились в очереди под палящим солнцем возле входа в первый подъезд здания парламента. В расположенный по центру центральный вход без помех входили депутаты политической партии "Слуга народа". Возможно, депутаты "Батькивщины", "Оппозиционной платформы – За життя" и "Европейской солидарности" пришли раньше или воспользовались другим входом, который находится в боковой стороне здания.

Fullscreen

Фото: Александр Чекменев

"Я сейчас подойду", – предупреждает корреспондент Фокуса соседей по очереди и подходит к депутату в синем костюме с зеленым значком "Слуги народа" на лацкане пиджака. Широко улыбаясь, он рассказывает, глядя в телекамеру, о том, что понятия не имеет, какие подводные камни существуют в фонде Сороса, что он никогда не получал грантов и не умеет ими пользоваться, однако при этом владеет знаниями, которые "помогут улучшить благополучие народа". Его по имени окликает коллега: "Михаил!" и он прерывает общение с прессой.

"Как его фамилия?" – спрашивает Фокус у телеоператора, но слышит в ответ: "Я, честно говоря, не знаю… Впервые вижу".

Представитель президента в Кабинете министров Андрей Герус заверяет журналистов, что не будет обсуждать с ними назначения в правительстве, и что он лично не имеет права отвечать за позицию всех своих коллег. Рядом другой "слуга народа", тоже неизвестный, дает отпор наседающим на него репортерам: "Я знаю точно, что необходимо принимать такие законы, которые создали бы нормальные условия для жизни в стране, и в целом нужно менять понимание того, кем является народный депутат".

Fullscreen

Фото: Александр Чекменев

Ровно в десять часов начинается торжественное заседание Верховной Рады IX созыва, за церемонией вся очередь наблюдает, настроив смартфоны на прямую трансляцию в YouTube.

"Вот оно, государство в смартфоне", – звучит емкое определение, которое вызывает всеобщее одобрение.

С трудом слышен голос председателя Верховной Рады VIII Андрея Парубия, который обращается к депутатам с последним словом. Во время выступления самого возрастного народного депутата Юлия Иоффе, читающего присягу, стоящие в очереди начинают отключать трансляцию.

Редко у кого в очереди прорывается из смартфона голос президента Владимира Зеленского, который приветствует новый состав парламента. Национальный гимн, который раздается из смартфонов, заглушают крики граждан, участвующих в акции протеста на площади перед парламентом. "Почему не смотрите трансляцию?" – спрашивает Фокус у одного помощника народного депутата и слышит в ответ: "А какой в этом смысл?"

К входной двери первого подъезда корреспондент Фокуса приближается через час и двадцать минут после того как занял очередь. Внимание привлекает диалог двух иностранцев, для которых английский, судя по произношению, не является родным языком:

- Интересно, а что сейчас происходит внутри?

- Мы еще пропустили не все. А может и все, если Зеленский уже ушел…

Зайдя вовнутрь, корреспондент Фокуса сразу направляется в кулуары.

Первых лиц "Батькивщины" и "Европейской солидарности" в перерыве между церемонией открытия и началом работы первой сессии парламента не видно в толпе. Виктор Медведчук (ОПЗЖ) стоит в стороне, готовится к телевизионному интервью. По его словам, "новая власть должна получить не только полномочия, но и должную степень ответственности за свои действия".

Fullscreen

Фото: Александр Чекменев

Рядом стоит будущий председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова Нестор Шуфрич, который утверждает, что "не боится разговаривать с представителями российских телеканалов, если в этом есть необходимость". Отдельная его фраза касается перспектив работы в Верховной Раде: "Не думаю, что оппозиция должна сотрудничать с властью. Иначе это уже не оппозиция. Мы будем внимательно смотреть за происходящим".

Представители политической партии "Слуга народа" при общении с прессой четко следуют инструкциям, полученным накануне в виде рекомендаций: "Я пришла в Верховную Раду, чтобы менять страну", "Я раньше не была в политике, но занималась своим направлением работы и ранее", "У меня уже есть ряд законодательных наработок".

Fullscreen

Фото: Александр Чекменев

Депутаты, представляющие "Голос", ничем не отличаются от "Слуги народа". К примеру, Леся Василенко, которая говорит: "С народных депутатов в первую очередь необходимо снять неприкосновенность… Я никогда не планировала становиться народным депутатом".

Побродив по кулуарам, Фокус обратил внимание, что депутаты "Слуги народа" держатся особняком, мало кого из них встретишь в компании. В женской уборной представительницы правящей партии переобуваются: снимают туфли со шпилькой, надевают сланцы.

Ну и наконец – цены в буфете Верховной Рады. Котлеты сеченые 55 гривен 45 копеек, каша гречневая 12,04, сок (250 грамм) – 15 гривен. Итого скромный обед обходиться в 82 гривны.