Мир или капитуляция. На каких законных основаниях происходил "большой обмен" и что за ним последует

Фото: iz.ru
Фото: iz.ru

Президенты Украины и Российской Федерации назвали обмен пленными первым этапом на пути к нормализации диалога между странами. Кроме того, активизировались переговоры в рамках Минского процесса для урегулирования конфликта на Донбассе. Фокус разбирался в политических тонкостях обмена и узнавал, какие угрозы таит предложение скорого мира

Related video

7 сентября в Украину вернулись 35 граждан, удерживаемых на территории Российской Федерации. Среди них 24 военных моряка, захваченных в Керченском проливе, и 11 политических заключенных. Полный перечень их имен опубликован на сайте президента Украины. Взамен в Россию было отправлено самолетом 35 человек. Официально их имена не называются, но, согласно списку, который опубликован рядом СМИ, среди них находились граждане Украины. В частности, Владимир Цемах – один из подозреваемых в деле Boeing MH17.

Согласно заявлению на сайте президента Владимира Зеленского, договоренности об освобождении украинцев были достигнуты во время телефонного разговора с президентом РФ Владимиром Путиным 7 августа.

"Мы договорились о первом этапе разблокировки нашего диалога и первом этапе прекращения войны, возвращения наших военных, моряков, наших территорий… Рабочие группы были созданы, и мы договорились, что в течение месяца должны говорить очень предметно, работать мощно, без лжи, и вернуть наших ребят домой", – приводит слова Зеленского пресс-служба.

Пресс-служба Кремля утверждает, что факт передачи удерживаемых граждан свидетельствует о нормализации двусторонних отношений.

"Дана позитивная оценка освобождению и передаче удерживавшихся на Украине и в России лиц. Акцентирован, прежде всего, гуманитарный аспект этой акции, имеющей большое значение для нормализации и оздоровления двусторонних отношений", – говорится в сообщении.

Поиск формата

По информации вице-президента Европейского института омбудсмена Нины Карпачевой, первые переговоры об обмене пленными состоялись 11 июля в ходе телефонного разговора между Зеленским и Путиным. По его результатам были созданы две рабочие группы.

"Мы на разных этапах подключались к переговорам, от нашего Европейского института омбудсмена. Этот обмен является политико-правовым решением, в основе которого нормы общего гуманитарного права. Я думаю, что термин "взаимное освобождение", а не "обмен" был использован, в том числе и, потому, что в передаче одной из сторон принимали участие ее граждане", – рассказывает Фокусу Карпачева.

Следует отметить, что главный редактор информационного агентства "РИА Новости Украина" гражданин Украины Кирилл Вышинский, который обвинялся в государственной измене, был включен в группу на обмен находившихся под арестом в РФ украинцев, заявил, что взаимное освобождение начали применять весной 2019 года.

"Мне было сказано украинскими политиками уже весной этого года, что мы слово "обмен" в отношении вас не употребляем, речь идет о взаимном освобождении", – заявил он на пресс-конференции в Москве.

Минское направление

Доктор юридических наук, профессор Борис Бабин объясняет Фокусу, что передача пленных была осуществлена на основании Минских соглашений, которые являются политическим актом и не содержат юридических норм, обязательных для исполнения Украиной и РФ.

"Это политическое решение, их добровольно отпустили, они добровольно покинули территорию страны. Хочу подчеркнуть, их никто не выдворял, решение покинуть страну принималось добровольно. Взаимное освобождение не означает, что у этих граждан изменится статус уголовных производств, они могут продолжаться и дальше. Если Цемах отпущен под личные обязательства, он должен будет их выполнять. В противном случае, суд может объявить его в розыск", – рассказывает Фокусу Бабин.

По его словам, возвращение украинских моряков не означает, что РФ исполнила решение Международного морского трибунала. Сейчас украинской стороне предстоит обсудить механизмы возвращения военных кораблей, захваченных Россией в Керченском проливе.

Карпачева говорит, что утром 8 сентября обсуждала с российским омбудсменом Татьяной Москальковой варианты следующего освобождения граждан обеих стран по формуле "всех на всех".

"У Москальковой есть наработки, которые можно оформить как межгосударственное соглашение по освобождению "всех на всех". Думаю, украинская сторона должна их изучить и представить свои соображения", – рассказывает Фокусу Карпачева.

Представитель Украины в гуманитарной подгруппе трехсторонней контактной группы в Минске Валерия Лутковская от комментариев отказывается.

"Я пока ничего не комментирую, переговоры идут, иначе бы наших граждан не освободили", – говорит она Фокусу.

Мир или капитуляция

На следующий день после обмена пленными президент Владимир Путин провел телефонный разговор президентом Франции Эммануэлем Макроном. По сообщению пресс-службы Кремля, Путин ожидает выполнения договоренностей, достигнутых "нормандской четверкой" о разведении сил и средств на линии разграничения на Донбассе и закрепления в письменном виде "формулы Штайнмайера".

Заместитель директора Института мировой политики Николай Белесков считает, что обмен пленными, разведение сил и средств у Станицы Луганской, сокращение интенсивности огня на Донбассе указывает на попытки президента Зеленского добиться мира в самое ближайшее время.

"Это все пункты Минских соглашений, которые формально, возможно, будут выполнены, дальше следует их политическая часть. Путин начинает продвигать "формулу Штайнмайера", которая легитимизирует российское присутствие на Донбассе, а со стороны официальных лиц Украины нет публичных заявлений, что вызывает недоумение", – делится с Фокусом своими наблюдениями Белесков.

Напомним, в 2016 году министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил свою модель политического урегулирования ситуации на Донбассе. Она состоит в следующем: Украина принимает закон об особом порядке проведения местных выборов на неподконтрольных территориях, далее там проходят выборы. После их проведения и публикации отчета ОБСЕ, подтверждающего демократичный характер голосования, закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" временно вступает в силу. Далее в Конституцию Украины вносятся изменения об особом статусе Донбасса и передачи контроля Украине над границей с Россией.

"Это все похоже на мир на условиях РФ или капитуляцию. В начале месяца проходила встреча стран Нормандского формата, но заявлений о ходе переговоров нет до сих пор. Интересно то, что на странице Операции объединенных сил уже продолжительное время не публикуются сообщения о проведении учений или подготовке наших сил", – предупреждает Фокус Белесков.

Примечательно, что председатель парламентского комитета по внешней политике Богдан Яременко ("Слуга народа") в интервью ТСН заявил, что Украина не может отказаться от выполнения Минских соглашений, но может попытаться изменить их трактовку. По его словам, Россия, настаивающая на их выполнении, рассматривает отвод войск и "формулу Штайнмайера", которые уже являются пересмотром договоренностей.

В 2015 году Верховная Рада отказалась голосовать за изменения в Конституцию Украины об особом статусе Донбасса по "формуле Штайнмайера".